Лидия Саломатина
Обогащение сенсорного опыта детей как средство преодоления задержки в развитии
Обогащение сенсорного опыта детей как средство преодоления задержки в развитии.
Саломатина Лидия Данииловна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад» №32
город Солнечногорск
Сенсорное развитие ребёнка на данный момент остается важным и актуальным для полноценного воспитания и развития детей дошкольного возврата. Сенсорное развитие ребенка – это, прежде всего развитие его восприятия и формирования представлений о важных свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте даёт фундамент развития всего умственного развития. Сенсорика – это основа, на которой строится вся система дошкольного образования. Поэтому в дошкольных учреждениях необходимо уделять большое внимание сенсорному развитию детей в целом.
Публикация «Обогащение сенсорного опыта детей как средство преодоления задержки в развитии» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
На данном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Ю. А. Силкин, А. С. Большов считают, что сенсорные способности не являются врожденными, а создаются и начинают функционировать в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного и личностного развития.
В процессе сенсорного развития ребёнок знакомится с окружающим миром, развиваются его познавательные потребности и возможности. Чем выше у ребёнка уровень познавательного развития, тем быстрее накапливается и развивается его сенсорный опыт.
Сенсорное развитие ребенка с задержкой в развитии в целом отстает по срокам формирования и проходит неравномерно, имея свои специфические особенности:
• недостаточно сформирован уровень сформированности предметно-пространственных представлений
• узость объема и общая пассивность восприятия
• недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств
• поисковые действия характеризуются импульсивностью, хаотичностью
• отсутствует планомерность в обследовании объекта.
• слабое различение мышечных ощущений
Исходя из определённых особенностей, сенсорное развитие у дошкольников с задержкой в развитии будет направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой для познания и изучение окружающего мира. И именно у детей с задержкой в развитии необходимо содействовать обогащению и развитию сенсорного опыта. Будет у ребёнка сенсорный опыт, будет умственный фундамент, на котором возможно дальнейшее благоприятное развитие и воспитание детей.
Сенсорное развитие у ребёнка в первую содействует у ребёнка развитию :
- восприятие (ребёнка учится целостно воспринимать реальные предметы, объекты и. т. д.);
- память (предметы ребёнок быстрее запоминает предметы, цвета, формы);
- содействует познавательному развитию детей (у ребёнка повышается познавательный уровень развития);
- речевое развитие ребёнка;
- мелкая и крупная моторика рук;
- слуховое внимание и память;
- содействует развитию интереса к конструированию и другим разным играм.
Таким образом, ребенок, играя, познавательно и умственно развивается. Строя башенку мишке ребёнок определяет цвет, форму и размер предметов, развивается моторика рук. Ребёнок начинает фантазировать, кто еще будет жить в башенке. Кого ещё можно пригласить в гости? Тут же формируются задатки творчества, и развивается фантазия и воображение.
Сенсорное развитие является эффективным средством преодолением задержки развития у детей. Сенсорное развитие – это, прежде всего всестороннее развитие ребёнка. Ребёнок учится называть предмет его свойства, действия. Далее он знакомится с формой, размером и характерными особенностями различных предметов. Вместе с этим у ребёнка развивается связная речь, постепенно обогащается словарный запас. Ребёнок выполняет определённые действия с мелкими предметами. Таким образом, развивается моторика рук. Ребёнок приучается слышать взрослого и выполнять словесные инструкции. Важно постоянно уделять внимание сенсорному развитию ребёнка не только в детском саду, но и дома. И вместе с этим придерживаться советов и рекомендациям специалистов детского сада. Залог сенсорного развития ребёнка даёт положительный толчок умственному и речевому развитию детей. Важно в работе по сенсорному воспитанию придерживаться принципа систематичности в работе с детьми. Т. е. работать с детьми в этом направлении необходимо постоянно и систематически. Не только на организованных занятиях, но и в повседневной жизни детского сада. Будет целенаправленно обогащаться сенсорный опыт детей. И лишь тогда, мы увидим результат, относительно преодоление задержки в развитии детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005
2. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. – М. : Книголюб, 2008.
3. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития - Нижний Новгород., 2004.
4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М., 2006