оксана худякова
Обогащение и систематизация представлений о временах года посредством нетрадиционного игрового оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
Худякова О. В.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 19»
Обогащение и систематизация представлений о временах года
посредством нетрадиционного игрового оборудования
Формирование представлений о временах года одна из важных задач экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон.
Публикация «Обогащение и систематизация представлений о временах года посредством нетрадиционного игрового оборудования» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Для формирования целостных представлений о временах года необходимо постоянно поддерживать у детей устойчивый интерес к изменениям, происходящим в природе, организовывать обучение посредством активного эмоционального включения детей в познавательную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
С этой целью были разработаны нетрадиционные игровые пособия : тактильная книжка «Времена года», модель года «Чудо-дерево 1», «Чудо-дерево 2», двусторонние развивающие игровые поля «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», развивающая игра «UNO-Времена года».
Тактильная книжка «Времена года» изготовлена с целью обогащения знаний о временах года у детей младшего и среднего возраста. Книга сшита из фетра с использованием фурнитуры. С ее помощью дети имеют возможность самостоятельно воссоздавать картины сезонных изменений в природе. Также игры с книжкой способствуют тактильному развитию и развитию мелкой моторики рук детей.
Модель года «Чудо-дерево 1» разработана для детей младшего дошкольного возраста, изготовлена из фанеры, представлена в виде дерева, крона которого разделена на четыре части и раскрашена по временам года. В комплект входят также четыре куклы, одетые по сезонам.
Модель года «Чудо-дерево 2» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Для изготовления «Чудо-дерева» использовались пластик ПВХ, прозрачный пластик, магнитный винил и самоклеящаяся пленка.
Данная модель расположена на стене в экологическом уголке группы. Времена года в модели представлены в виде кроны дерева с разноцветными разворотами, по каждому времени года изготовлены карточки с названием месяца, числом, схемы явлений природы, подобраны стихи, загадки, пословицы, поговорки, ребусы, картинки для составления рассказов о временах года.
Также для старших дошкольников разработаны двусторонние развивающие игровые поля «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», в которых собраны дидактические игры и упражнения по каждому времени года. Игровые поля изготовлены из тонкого пластика с использованием самоклеящейся пленки.
Каждое «поле» включает в себя, с одной стороны, дидактические игры и упражнения «Найди отличия», «Четвертый лишний», «Что перепутал художник», «Лабиринт», с другой – игру-ходилку с вопросами и заданиями по теме. Такие как: назови летние месяцы, спой песенку о лете, назови зимующих птиц, отгадай загадку, с завязанными глазами нарисуй снеговика, вспомни и назови перелетных птиц, изобрази падающие листья, что сначала, что потом и другие, способствующие обобщению и систематизации знаний о временах года в игровой форме.
Для детей подготовительной группы по типу игры «UNO» разработана развивающая игра «UNO-Времена года».
Данная игра призвана в увлекательной форме, закрепить и обобщить знания о временах года. В игру входят специальные карточки с картинками, на которых изображены атрибуты, присущие определённому времени года. В игре представлено четыре времени года :
• Лето
• Осень
• Зима
• Весна
Каждому времени года соответствуют определённые картинки :
• Лето - «Летний пейзаж», «Солнце», «Цветущее дерево», «Девочка с воздушным змеем», «Бабочка», «Цветы», «Футболка»;
• Осень - «Осенний пейзаж», «Девочка под зонтом», «Грибы», «Жёлтый лист», «Дерево с жёлтыми листьями», «Дождевик», «Овощи»,
• Зима - «Зимний пейзаж», «Шуба», «Снежинка», «Снеговик», «Дерево со снегом», «Украшенная ёлка», «Мальчик в тёплой одежде».
• Весна- «Весенний пейзаж», «Скворечник», «Капель», «Тёплая куртка», «Дерево с прорастающими листьями», «Мальчик с бумажным кораблём», «Подснежник».
Так же в игре присутствуют специальные карты действий, которые вносят в игру динамику и разнообразие.
Специальные карты действий и их назначение:
Карта «Возьми одну», «Возьми две» — следующий игрок по направлению игры берёт 1 или 2 карты из колоды.
«Поворот» — меняет время года на следующее за выкладываемым временем года.
«Пропусти ход» — следующий игрок по направлению игры пропускает ход.
Карта «Вращение» — игрок может поменять текущее время года на предыдущее либо на следующее время года, от действующего времени года. Следующий игрок по направлению игры должен сделать ход либо картой.
Для наглядности и более быстрой ориентировки в игре предусмотрена специальная карта, на которой изображены действующие времена года. На данной карте указывается действующее время года и его возможные перемещения, которые происходят во время игры.
Правила игры
В начале игры определяется ведущий. Ведущий отвечает за раздачу карт и перемещение маркера времени года на информационной доске. Ведущий определяется с помощью считалки.
После того, как ведущий определён, он раздаёт по 5 карт каждому играющему. Верхняя карта колоды переворачивается картинкой вверх и с неё начинается игра (эта карта является началом игровой колоды). Если это карта действия, то выкладывается следующая карта (пока не будет выложена карта обозначения времени года). Игра ведется по часовой стрелке.
В свой ход каждый игрок должен положить карту в игровую колоду, при этом карта должна совпадать по смыслу с выкладываемым временем года.
Если у игрока нет подходящей карты, то он берёт одну карту из колоды и, если она подходит, он может сделать ход только этой картой, или забрать на руку. Если игрок взял из колоды подходящую карту, но не сделал ей ход — он не получает никакого штрафа.
Игрок может пойти в свой ход картой со специальным знаком независимо от того, какая карта лежит сейчас верхней в игровой колоде.
Когда игрок кладёт в сброс свою предпоследнюю карту, то он должен сказать «Время года!». Если игрок не сказал этого и остальные игроки заметили это до начала хода следующего игрока, то он берёт 3 карты из основной колоды.
Если основная колода закончилась — верхняя карта сброса остается, а все остальные тасуются (перемешивается, переворачиваются и становятся новой колодой. Игра продолжается.
Раунд выигрывает игрок, сбросивший все карты. Далее идет подсчет оставшихся карт на руках у других игроков. Проигравшим считается тот игрок, у кого осталось больше всего карт.
Таким образом, посредством нетрадиционного игрового оборудования на основе установления временных (что зачем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей происходит обогащение и систематизация представлений о временах года. Данные пособия позволяют организовать работу как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности каждого ребенка.