Получи документы

Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет

Ирина Евсеева
Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Умение ориентироваться во времени является неотъемлемой частью развития детского сознания. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте.

У детей с ЗПР все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

Публикация «Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет» размещена в разделах

Исследователи отмечали (С. Г. Шевченко, Н. Л. Белопольская, Н. Ю. Борякова и др., что дети с ЗПР 6 – 7 лет слабо ориентируются в вопросах времени и либо совсем не владеют такими понятиями как времена года, месяцы, либо путают их последовательность и признаки. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении. При формировании временных представлений у дошкольников с ЗПР я использую методы и приемы мнемотехники.

Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников с ЗПР, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Для формирования представлений о временах года я использую коллажи и мнемотаблицы. С их помощью у детей формируются знания о сезонных изменениях в живой природе, о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в жизни и труде людей в разные сезоны.

В ходе бесед с детьми о временах года используются коллажи.

Коллаж – плотный картон или ковролинограф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа.

Задачи для коллажей:

• Закрепление различных методов запоминания.

• Развитие фотографической памяти.

• Расширение словарного запаса, образного восприятия: умение говорить, рассказывать.

Обучающая задача: в данном случае формирование представлений о временах года, их признаках.

Работа с коллажом строится по следующему алгоритму:

• В течение короткого времени педагог дает краткую информацию по содержанию данного коллажа.

• Далее идет обсуждение; педагог задает детям дополнительные вопросы и задания.

• Далее на следующем занятии детям предлагается вспомнить, о чем рассказывает данный коллаж, т. е. идет повторение, закрепление материала.

Следующее пособие: мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию.

Общие задачи для всех видов мнемотаблиц :

• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).

• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.

• Развитие логики.

• Развитие образного мышления.

• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.

• Решение дидактических общеобразовательных задач.

• Содержание информации по всем направлениям учебной программы.

• Развитие смекалки.

• Тренировка внимания.

• Навык правильно воспроизвести графически.

В работе с детьми я использую мнемотаблицы Н. Гурьевой, Т. Большевой, О. Воронкевич. Показываю мнемотаблицу, называем все, что нарисовано, вместе с детьми находим логические связки между изображениями. Затем дети в течение 30 секунд запоминают, что изображено на мнемотаблице. По истечении этого времени мнемотаблица убирается, а дети воспроизводят ее графически, а затем составляют рассказы по своим таблицам.

Мнемотаблицы (по другому их называют пиктограммы) так же используются при заучивании стихов о временах года. Их использование способствует расширению и закреплению знаний у детей о признаках времен года, развивает слуховую память, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным. Работа в данном случае строится следующим образом: чтение стихотворения детям наизусть, затем в каждой строчке выделяется ключевое слово и представляется в виде рисунка или символа, затем еще раз читается стихотворение детям, используя мнемотаблицу, а далее идет прочтение каждой строчки с опорой на схему и повторение ребенком. Завершающий этап – ребенок воспроизводит стихотворение самостоятельно.

Кроме мнемотаблиц используются наглядные модели – условные схематичные изображения явлений природы, признаков сезона. Знания о текущем времени года лучше давать в сравнении с только что прошедшим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Для этого используется схема для сравнения времен года.

При ознакомлении с временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью и дать представления о том, что двенадцать месяцев составляют год. О том, что каждый сезон состоит из трех месяцев. Для этого я использую календарь, который представляет собой рисунок, на котором изображен «круглый» год, разделенный на 12 секторов-месяцев, объединенных в 4 сектора – времена года, по 3 месяца в каждом. Времена года выполнены каждый в разной цветовой гамме, а месяцы внутри них различаются цветовыми оттенками. Каждый месяц помечен рисунком, отображающим его типичный «образ-ассоциацию» (например, сентябрь - гриб, декабрь – дед мороз, март – ручей и кораблик) и первой буквой его названия.

Использование мнемотехники на занятиях с детьми с ЗПР является эффективным, так как сокращает время обучения, предотвращает переутомление, помогает поддерживать познавательный интерес. У детей развиваются зрительно-пространственные представления, память, внимание, образное и логическое мышление, воображение, связная речь и формируются временные представления.

Литература:

Сафронова Е. Д. «Интеллектуальное развитие дошкольников». СПб, 1997.

Белопольская Н. Л. Времена года. Методическое пособие по обучению детей ориентировке в календарном времени. М, 1998.

Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!». Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. С-П, 2011.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у дошкольников Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Математика вокруг нас» Использование развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Математика.

Чудо-дерево из картона «Времена года» для формирования знаний у дошкольников о временах годаЧудо-дерево из картона «Времена года» для формирования знаний у дошкольников о временах года Цель: формировать представления у детей дошкольного возраста знаний о смене времен года. Задачи: – Формировать представления об особенностях.

Использование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизниИспользование дидактических игр для формирования представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни Возможности использования дидактических игр в формировании представлений о форме и величине у детей четвертого года жизни ОО ФГОС ДО «Познавательное.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников Этапы работы по мнемотехнике Первый этап использования мнемотехнических приёмов – мнемоквадрат. Это понятная картинка, изображающая одно.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова у детей-логопатов Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова. Зинчук Татьяна Николаевна Учитель – логопед,.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива».

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет
Опубликовано: 6 октября 2019 в 22:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Евсеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД