Ирина Евсеева
Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Умение ориентироваться во времени является неотъемлемой частью развития детского сознания. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте.
У детей с ЗПР все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.
Публикация «Использование приемов мнемотехники для формирования представлений о временах года у дошкольников с ОВЗ 6–7 лет» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Исследователи отмечали (С. Г. Шевченко, Н. Л. Белопольская, Н. Ю. Борякова и др., что дети с ЗПР 6 – 7 лет слабо ориентируются в вопросах времени и либо совсем не владеют такими понятиями как времена года, месяцы, либо путают их последовательность и признаки. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении. При формировании временных представлений у дошкольников с ЗПР я использую методы и приемы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников с ЗПР, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Для формирования представлений о временах года я использую коллажи и мнемотаблицы. С их помощью у детей формируются знания о сезонных изменениях в живой природе, о сезонных изменениях в неживой природе, об изменениях в жизни и труде людей в разные сезоны.
В ходе бесед с детьми о временах года используются коллажи.
Коллаж – плотный картон или ковролинограф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, геометрические фигуры, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа.
Задачи для коллажей:
• Закрепление различных методов запоминания.
• Развитие фотографической памяти.
• Расширение словарного запаса, образного восприятия: умение говорить, рассказывать.
• Обучающая задача: в данном случае формирование представлений о временах года, их признаках.
Работа с коллажом строится по следующему алгоритму:
• В течение короткого времени педагог дает краткую информацию по содержанию данного коллажа.
• Далее идет обсуждение; педагог задает детям дополнительные вопросы и задания.
• Далее на следующем занятии детям предлагается вспомнить, о чем рассказывает данный коллаж, т. е. идет повторение, закрепление материала.
Следующее пособие: мнемотаблица – схема, структура, в которую можно вложить различную информацию.
Общие задачи для всех видов мнемотаблиц :
• Развитие памяти (тренинг по разным приемам запоминания).
• Умение анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое; умение систематизировать.
• Развитие логики.
• Развитие образного мышления.
• Умение связно мыслить, составлять рассказы, перекодировать информацию.
• Решение дидактических общеобразовательных задач.
• Содержание информации по всем направлениям учебной программы.
• Развитие смекалки.
• Тренировка внимания.
• Навык правильно воспроизвести графически.
В работе с детьми я использую мнемотаблицы Н. Гурьевой, Т. Большевой, О. Воронкевич. Показываю мнемотаблицу, называем все, что нарисовано, вместе с детьми находим логические связки между изображениями. Затем дети в течение 30 секунд запоминают, что изображено на мнемотаблице. По истечении этого времени мнемотаблица убирается, а дети воспроизводят ее графически, а затем составляют рассказы по своим таблицам.
Мнемотаблицы (по другому их называют пиктограммы) так же используются при заучивании стихов о временах года. Их использование способствует расширению и закреплению знаний у детей о признаках времен года, развивает слуховую память, делает процесс заучивания стихотворения более осмысленным и интересным. Работа в данном случае строится следующим образом: чтение стихотворения детям наизусть, затем в каждой строчке выделяется ключевое слово и представляется в виде рисунка или символа, затем еще раз читается стихотворение детям, используя мнемотаблицу, а далее идет прочтение каждой строчки с опорой на схему и повторение ребенком. Завершающий этап – ребенок воспроизводит стихотворение самостоятельно.
Кроме мнемотаблиц используются наглядные модели – условные схематичные изображения явлений природы, признаков сезона. Знания о текущем времени года лучше давать в сравнении с только что прошедшим сезоном, обязательно опираясь на жизненный опыт детей. Для этого используется схема для сравнения времен года.
При ознакомлении с временами года необходимо познакомить детей с названиями месяцев, с их последовательностью и дать представления о том, что двенадцать месяцев составляют год. О том, что каждый сезон состоит из трех месяцев. Для этого я использую календарь, который представляет собой рисунок, на котором изображен «круглый» год, разделенный на 12 секторов-месяцев, объединенных в 4 сектора – времена года, по 3 месяца в каждом. Времена года выполнены каждый в разной цветовой гамме, а месяцы внутри них различаются цветовыми оттенками. Каждый месяц помечен рисунком, отображающим его типичный «образ-ассоциацию» (например, сентябрь - гриб, декабрь – дед мороз, март – ручей и кораблик) и первой буквой его названия.
Использование мнемотехники на занятиях с детьми с ЗПР является эффективным, так как сокращает время обучения, предотвращает переутомление, помогает поддерживать познавательный интерес. У детей развиваются зрительно-пространственные представления, память, внимание, образное и логическое мышление, воображение, связная речь и формируются временные представления.
Литература:
Сафронова Е. Д. «Интеллектуальное развитие дошкольников». СПб, 1997.
Белопольская Н. Л. Времена года. Методическое пособие по обучению детей ориентировке в календарном времени. М, 1998.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!». Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. С-П, 2011.