Юлия Жирнова
Обобщение педагогического опыта работы по теме «Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и перспективность опыта.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна и достаточна сложна. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и поэтому наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.
Публикация «Обобщение педагогического опыта работы по теме „Воспитание культуры ЗОЖ у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Темочки
Если спросить родителей детей дошкольного возраста, какими бы они хотели видеть своих детей в будущем, мы услышали бы много разных ответов. Но преобладать будет желание видеть их здоровыми. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встала главная задача по укреплению здоровья детей, формированию у них представлений о здоровье, как одной из ценностей жизни.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в следующем:
• реализация инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольников в детском саду;
• для выявления уровня усвоения детьми основ здорового образа жизни и практического применения разработаны примерное содержание показателей и методика их выявления, определены уровни оценки знаний детей по каждому показателю с учетом возрастных особенностей детей;
• наличие для реализации программы комплекса методических пособий;
• возможность использования данных пособий полностью или частично, в зависимости от конкретных условий;
• создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей.
Технология опыта.
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей.
Формирование здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ
• В ходе режимных процессов (утренняя гимнастика, массаж, прогулка, послеобеденный сон, активное пробуждение)
• В процессе непосредственно организованной деятельности (физминутка, пальчиковая и дыхательная гимнастика, релаксация, физкультура, гимнастика для глаз, ритмика и т. д.)
• В процессе совместной деятельности взрослого и детей (настольные и дидактические игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, экскурсии и целевые прогулки, экспериментирование и наблюдение, подвижные и сюжетно-ролевые игры и т. д.)
Работа ведется комплексно по всем разделам программы. Реализация педагогической технологии осуществляется в трех направлениях:
• Первое направление «Я-человек. Что я знаю о себе?».
• Второе направление «Образ жизни человека и здоровье».
• Третье направление «Здоровый образ жизни в условиях большого города».
Особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям.
Пальчиковые игры являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Их провожу в свободное время, в процессе организованно образовательной деятельности, в играх. Использую упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками.
Зрительная гимнастика даёт возможность глазам справиться со значительной зрительной нагрузкой. Тренировочные упражнения для глаз провожу несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.
Использую элементы арттерапии: работа с цветом – снимает утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
* Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
* Синий, голубой, зелёный – действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.
* Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.). Мы их называем «минутки шалости». Чаще использую противоположные упражнения - «минутки покоя» : посидим молча с закрытыми глазами, ляжем на спину и расслабимся, помечтаем под прекрасную музыку.
Для приобщения детей к здоровому образу жизни мы проводим «Гимнастику маленьких волшебников». Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т. д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что – то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.
Особое внимание уделяю обыгрыванию различных ситуаций (правильного и неправильного поведения людей, решению логических задач. После бесед и обсуждений приходим к единому мнению, кто в данной ситуации поступил верно.
В ходе сюжетно-ролевых игр происходит формирование поведения, способствующее здоровому образу жизни (стирка одежды и постельного белья, уборка, правильное питание, уход за больным, оказание первой медицинской помощи, занятия спортом и т. д.)
Так же развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и поведению способствует чтение художественной литературы, организация выставок детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни». В процессе подготовки к выставке мы с детьми знакомимся с произведениями, обсуждаем их содержание, разучиваем стихи и загадки. А затем совместно с родителями готовим рассказы о знакомых книгах. При ознакомлении с художественной литературой находили причинно-следственные связи между образом жизни и здоровьем.
Особое внимание уделяю методу наблюдения и экспериментирования. Например, наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды, а в процессе опытов с водой дети приходят к выводу о частой непригодности ее к питью. Во время игр с песком с помощью ватных дисков дети легко устанавливают степень загрязнения рук.
Полученные знания дети отображают в продуктивной деятельности.
Вся работа проводится с соблюдением системы усложнения материала, доступности и индивидуальных способностей ребенка.