АНЯ КУДАКАЕВА
Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной культуре и традициям. В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, в его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края. Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку, культуре той земли, республики, где он живет.
Публикация «Распространение педагогического опыта „Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Период дошкольного детства благоприятен для изучения и понимания мировой и региональной культуры. Чем раньше будет начато обучение родному (эрзянскому) языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Во время обучения языку, решаются образовательно-воспитательные задачи : дети знакомятся со сказками, праздниками и обычаями мокшанского народа, осознают собственную национальную принадлежность.
В своей практической деятельности я опираюсь на региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляевой.
Работа в данном направлении определила необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Именно семья формирует идеалы и общественно – социальные установки. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.
Тесное сотрудничество семьи и ДОУ позволит сформировать у детей дошкольного возраста толерантное отношение к людям других национальностей в будущем. Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.
Организуя сотрудничество работы с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию, я определила следующие цели:
развивать желание у всех членов семьи, способствующее в возобновлении обычаев своего народа;
воплощать единство детского сада и семьи, влияния воспитательного воздействия на дошкольников;
осознать важность и необходимость поликультурного воспитания
всеми членами семьи воспитанников;
формировать личную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;
Сотрудничество семьи и детского сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться в унисон. Именно поэтому, работая с семьями воспитанников надо всегда вовлекать родителей в учебно – воспитательный процесс детского сада.
Принадлежность к своей нации многие дети начинают понимать почти с четырех лет, они уже осознают национальность своих родителей и язык семьи, на котором они общаются. Знакомство детей с многообразием быта жизни разных народов, проживающих в нашем городе, способствует воспитанию у детей терпимости к миропониманию, к укладу жизни, поведению и традициям, а также продолжают развиваться разные формы совместной работы с родителями.
Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители оказывают неоценимую помощь, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.
На протяжении учебного года мы привлекаем родителей в жизнь воспитанников, в атмосферу детского сада.
Я использую разнообразные формы работы с семьями, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей. В основном предлагаю участие родителям мокшанской национальности. Нередко бывает так, что русскоязычная родительская общественность тоже принимает посильное участие. Таким образом, совместная работа педагога и родителей позволяет в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях. Так же приобщить детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, сплочённость, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Дети мокшанской национальности начинают использовать в своей речи потешки, считалки, загадки, знакомятся с новыми сказками, узнают сказочных героев. В подвижных играх мордовского народа участвуют все дети, независимо от национальности. Называют предметы из домашнего обихода, вышедшие из употребления (чугунок, ухват, крынка, самовар). Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости.
Праздники и развлечения объединяют родителей и детей, и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. На досуговых мероприятиях семьи воспитанников рассказывают о традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей.
В совместной с родителями практике по приобщению детей к мокшанской культуре, мы используем следующие средства реализации:
– чтение произведений;
– народные игрушки, куклы разных национальностей;
– фольклористика;
– этнический мини – музей;
– блюда мордовской кухни;
– живопись, декоративное прикладное искусство;
– аудиозаписи национальных песен.
Результатом достижения целей по поликультурному воспитанию является участие родителей в жизни дошкольного учреждения, они проявляют выдумку, желание, фантазию.
В нашем детском саду мы проводим следующие традиционные формы работы с семьями :
1. Праздники семьи в группах, развлечения с участием родителей «Родной язык всегда останется родным», «Любимый город – в объективе».
2. Выставки рисунков и поделок.
3. Изготовление фотоальбомов семьи «Семейное древо».
В нашей группе имеется уголок мордовской культуры, в котором сконцентрирован дидактический материал для образовательной деятельности и самостоятельного изучения детей. Дидактические и настольные игры, книги, помогающие детям понять культуру родного края, ознакомиться с историей и бытом, игрушки, картотека национальных костюмов мордвы. Родители вместе со своими детьми пополняют уголок. Куклу в национальном костюме, для уголка совместно изготовили родители. Книжный фонд уголка пополняется родителями. Уголок национальной культуры является необходимой частью предметно – развивающей среды. Это достижение совместной работы воспитателя с семьями.
В дошкольной организации создан этнографический мини – музей, где выставлены традиционные вещи мордвы: костюмы, предметы быта, поэтическое творчество, игры и инструменты. Пополняют экспонатами мини – музей не только сотрудники детского сада, но и родители.
Старинная мудрость говорит, что тот человек, который не имеет представления о своём былом, не может знать ничего. Поэтому надо донести до осознания родителей и их детей, что только они могут быть носителями культуры своего народа, и что весьма важно воспитывать детей на обычаях своего народа. Большое значение имеет личный пример родителей.
Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.
В нашем детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как: Рождественские посиделки, Масленица, Пасха и другие, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Эта работа тесно планируется с музыкальными руководителями. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно – музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово – календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр. Родители принимают активное участие в подготовке и изготовлении атрибутов для игр и танцев, в украшении группы к праздникам.
Например, при проведении праздника «Родной язык всегда останется родным», непосредственное участие приняли не только дети, но и родители мокшанской национальности. Соведущей воспитателя была мама ребенка. Мокшанские национальные костюмы мужчины и женщины также были представлены родителями детей. Роль Лисички, которая пришла на праздник к детям, также была исполнена мамой ребенка. Как светились глаза детей от того, что на празднике вместе с ними участвуют их мамы. Пусть кто на самом празднике исполнял роли, а кто отгадывал загадки, кто просто поддерживал своего ребенка, но каждый ребенок был счастлив по – своему!
В группе была организована творческая выставка рисунков и стихотворений «Край, где я родился!». Родители и дети приняли активное участие. Даже сочинили стихотворения на мокшанском языке о родном крае.
Ведь семья – это корни, которые связывают ребенка с родным домом, с улицей, где он родился, где живут друзья. Любовь к малой родине переходит в любовь к государству, его истории, его прошлому и настоящему. Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих вокруг нас.