Получи документы

Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»

АНЯ КУДАКАЕВА
Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ

В настоящее время актуальным направлением воспитания, является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интерес к языку, национальной культуре и традициям. В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, в его песнях, играх, впечатлениях, получаемых ребенком от природы родного края. Очень важно заложить в дошкольном возрасте интерес к языку, культуре той земли, республики, где он живет.

Публикация «Распространение педагогического опыта „Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Период дошкольного детства благоприятен для изучения и понимания мировой и региональной культуры. Чем раньше будет начато обучение родному (эрзянскому) языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Во время обучения языку, решаются образовательно-воспитательные задачи : дети знакомятся со сказками, праздниками и обычаями мокшанского народа, осознают собственную национальную принадлежность.

В своей практической деятельности я опираюсь на региональный образовательный модуль дошкольного образования «Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляевой.

Работа в данном направлении определила необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Одним из важных звеньев поликультурного воспитания дошкольников является взаимодействие с семьями воспитанников. Именно семья формирует идеалы и общественно – социальные установки. Поэтому в современных условиях воспитательного процесса существует необходимость привлечения родителей в союзники педагогам по формированию поликультурного воспитания.

Тесное сотрудничество семьи и ДОУ позволит сформировать у детей дошкольного возраста толерантное отношение к людям других национальностей в будущем. Семья является основой воспитания детей, и невозможно сформировать поликультурность у ребенка, если родители не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей.

Организуя сотрудничество работы с семьями воспитанников по поликультурному воспитанию, я определила следующие цели:

развивать желание у всех членов семьи, способствующее в возобновлении обычаев своего народа;

воплощать единство детского сада и семьи, влияния воспитательного воздействия на дошкольников;

осознать важность и необходимость поликультурного воспитания

всеми членами семьи воспитанников;

формировать личную заинтересованность родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе;

Сотрудничество семьи и детского сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться в унисон. Именно поэтому, работая с семьями воспитанников надо всегда вовлекать родителей в учебно – воспитательный процесс детского сада.

Принадлежность к своей нации многие дети начинают понимать почти с четырех лет, они уже осознают национальность своих родителей и язык семьи, на котором они общаются. Знакомство детей с многообразием быта жизни разных народов, проживающих в нашем городе, способствует воспитанию у детей терпимости к миропониманию, к укладу жизни, поведению и традициям, а также продолжают развиваться разные формы совместной работы с родителями.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Родители оказывают неоценимую помощь, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию и энтузиазм.

На протяжении учебного года мы привлекаем родителей в жизнь воспитанников, в атмосферу детского сада.

Я использую разнообразные формы работы с семьями, например, выпуск семейных газет, проектная деятельность, выставки совместных поделок, фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей. В основном предлагаю участие родителям мокшанской национальности. Нередко бывает так, что русскоязычная родительская общественность тоже принимает посильное участие. Таким образом, совместная работа педагога и родителей позволяет в условиях дошкольного учреждения сформировать у детей дошкольного возраста представление о региональных особенностях и иных культурных различиях. Так же приобщить детей к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, сплочённость, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Дети мокшанской национальности начинают использовать в своей речи потешки, считалки, загадки, знакомятся с новыми сказками, узнают сказочных героев. В подвижных играх мордовского народа участвуют все дети, независимо от национальности. Называют предметы из домашнего обихода, вышедшие из употребления (чугунок, ухват, крынка, самовар). Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между взрослыми и детьми. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости.

Праздники и развлечения объединяют родителей и детей, и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях педагогического персонала и родителей. На досуговых мероприятиях семьи воспитанников рассказывают о традициях, увлечениях, о системе воспитания детей в семье, а самое главное родители раскрывают свои таланты и творческие способности, о которых они даже и не догадывались. Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера праздника создается общим настроением и активностью всех участников праздника: детей, родителей, воспитателей.

В совместной с родителями практике по приобщению детей к мокшанской культуре, мы используем следующие средства реализации:

– чтение произведений;

– народные игрушки, куклы разных национальностей;

– фольклористика;

– этнический мини – музей;

– блюда мордовской кухни;

– живопись, декоративное прикладное искусство;

– аудиозаписи национальных песен.

Результатом достижения целей по поликультурному воспитанию является участие родителей в жизни дошкольного учреждения, они проявляют выдумку, желание, фантазию.

В нашем детском саду мы проводим следующие традиционные формы работы с семьями :

1. Праздники семьи в группах, развлечения с участием родителей «Родной язык всегда останется родным», «Любимый город – в объективе».

2. Выставки рисунков и поделок.

3. Изготовление фотоальбомов семьи «Семейное древо».

В нашей группе имеется уголок мордовской культуры, в котором сконцентрирован дидактический материал для образовательной деятельности и самостоятельного изучения детей. Дидактические и настольные игры, книги, помогающие детям понять культуру родного края, ознакомиться с историей и бытом, игрушки, картотека национальных костюмов мордвы. Родители вместе со своими детьми пополняют уголок. Куклу в национальном костюме, для уголка совместно изготовили родители. Книжный фонд уголка пополняется родителями. Уголок национальной культуры является необходимой частью предметно – развивающей среды. Это достижение совместной работы воспитателя с семьями.

В дошкольной организации создан этнографический мини – музей, где выставлены традиционные вещи мордвы: костюмы, предметы быта, поэтическое творчество, игры и инструменты. Пополняют экспонатами мини – музей не только сотрудники детского сада, но и родители.

Старинная мудрость говорит, что тот человек, который не имеет представления о своём былом, не может знать ничего. Поэтому надо донести до осознания родителей и их детей, что только они могут быть носителями культуры своего народа, и что весьма важно воспитывать детей на обычаях своего народа. Большое значение имеет личный пример родителей.

Работа с семьей в области поликультурного воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными.

В нашем детском саду регулярно проводятся такие народные праздники, как: Рождественские посиделки, Масленица, Пасха и другие, активными участниками которых являются и взрослые, и дети. Эта работа тесно планируется с музыкальными руководителями. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяем подбору словесно – музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово – календарного фольклора и, конечно же, народных подвижных игр. Родители принимают активное участие в подготовке и изготовлении атрибутов для игр и танцев, в украшении группы к праздникам.

Например, при проведении праздника «Родной язык всегда останется родным», непосредственное участие приняли не только дети, но и родители мокшанской национальности. Соведущей воспитателя была мама ребенка. Мокшанские национальные костюмы мужчины и женщины также были представлены родителями детей. Роль Лисички, которая пришла на праздник к детям, также была исполнена мамой ребенка. Как светились глаза детей от того, что на празднике вместе с ними участвуют их мамы. Пусть кто на самом празднике исполнял роли, а кто отгадывал загадки, кто просто поддерживал своего ребенка, но каждый ребенок был счастлив по – своему!

В группе была организована творческая выставка рисунков и стихотворений «Край, где я родился!». Родители и дети приняли активное участие. Даже сочинили стихотворения на мокшанском языке о родном крае.

Ведь семья – это корни, которые связывают ребенка с родным домом, с улицей, где он родился, где живут друзья. Любовь к малой родине переходит в любовь к государству, его истории, его прошлому и настоящему. Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит – мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих вокруг нас.

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Отчет воспитателя за 2019–2020 учебный год (повышение квалификации, распространение опыта работы) За отчетный период в рамках самообразования по повышению квалификации и распространению педагогического опыта участвовала - на муниципальном.

Поликультурное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства Поликультурное пространство - это социальная среда, которая отражает специфические характеристики культурного многообразия и способствует.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 18:56
+338Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Распространение педагогического опыта «Семья и поликультурное воспитание детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем АНЯ КУДАКАЕВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 134.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД