ирина дзамыхова
Обобщение опыта работы «Основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы педагоги, пытаемся ответить на вопрос:
«Как обеспечить безопасность
и здоровый образ жизни наших детей?»
В дошкольном возрасте закладывается фундамент. Все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников, приемами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Публикация «Обобщение опыта работы „Основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Вопросы безопасности жизнедеятельности разрабатывались в исследованиях многих отечественных ученых (В. А. Алексеенко, В. С. Белов, А. С. Вернадский, А. В. Гостюшин, Э. Я. Соколов, И. К. Топоров и др.).
Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возрастаотражены в научных трудах Н. Н. Авдеевой, Л. П. Анастасовой, К. Ю. Белой, Г. К. Зайцева, В. Н. Зимониной, О. Л. Князевой, Л. А. Кондрыкинской, И. Ю. Матасовой, Р. Б. Стеркиной, Л. Г. Татарниковой, Л. Ф. Тихомировой, Т. Г. Хромцовой и др.
Таким образом, признавая приоритетность и значимость вклада вышеуказанных исследователей в конкретную область педагогического образования, следует отметить, что собственно аспект обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ в данных исследованиях не рассматривался.
Безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Проблема, над которой я работаю - основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста.
Обеспечение безопасности - тема, затрагивающая все стороны жизнидеятельности человека.
Вот почему возникла необходимость с дошкольного возраста готовить детей к различным жизненным ситуациям :
- обеспечение собственной безопасности в любых условиях;
- грамотное взаимодействие с природой на основе соблюдения экологических норм.
Я работаю по основной программе «Программа воспитания и обучения в детском саду»под общей редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой, реализую дополнительные программы: опираюсь на содержании программы разработанной в 1997 году, пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной. Это первая программа, нацеливающая педагога на специальную работу по ознакомлению дошкольника с различными опасностями, в том числе и на дороге. В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности я составила по разделам:
• Ребёнок и его здоровье;
• Ребёнок и другие люди;
• Ребёнок дома;
• Ребёнок и природа;
• Ребёнок на улицах города.
Целью моей работы является : формирование основ безопасности жизнидеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
*формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
*формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
*закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
*развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
*способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника
*обучать детей самостоятельности и ответственности.
Здоровьесберегающие технологии.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья - не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
Одной из важнейших задач нашего детского сада является охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение полноценного физического и психического развития. Я использую в своей работе как традиционные так и нетрадиционные методы и способы оздоровления детей, посещающих детский сад. Основываясь на программе воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, работа ведется по нескольким направлениям:
*организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
*обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду;
* рациональное и сбалансированное питание;
*организация лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками, реализация системы закаливания;
*физкультурно-оздоровительная работа, формирование основ здорового образа жизни.
* использование здоровьесберегающих технологий;
*просветительская работа с родителями воспитанников ДОУ;
*организация коррекционной работы специалистами ДОУ и др.
Для решения этих задач в нашем учреждении разрабатывается индивидуальная программа «Охрана и укрепление здоровья детей».
Контроль санитарно-гигиенических условий в ДОУ осуществляется по СанПиН комиссией в составе: медицинской сестры, инспектора по охране труда, заведующего хозяйством, и отражается в актах проверок.
Для наиболее эффективной организации оздоровительной профилактической работы в ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья детей.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 «Буратино» п. Малокурганный
«Основы безопасности и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста».
Воспитатель:
Дзамыхова И. В.