Татьяна Березенцева
Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Аветисян Наталья, Березенцева Татьяна
Организация трудовой деятельности детей
среднего дошкольного возраста
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.
Публикация «Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.
Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.
В пункте 2.5. ФГОС прописано: Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Образовательная область трудового развития отсутствует, но в социально-коммуникативном развитии есть такая задача формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. То есть, мы видим, что вид детской деятельности – трудовой есть. И мы, педагоги, должны помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.
На пятом году жизни ребенок уже может ставить перед собой отдельные цели, и добиваться их, но у него еще отсутствуют навыки планирования своей работы. Поэтому в этом возрасте расширяется содержание труда детей, большое внимание уделяется умению доводить начатое до конца, формированию навыков совместного труда, чувства ответственности за порученное дело.
Дежурство у детей согласно программе началось во втором полугодии второй младшей группы. Дети с удовольствием надевают фартучки, помогают младшему воспитателю накрывать на стол, в средней группе дети уже ориентируются в уголке дежурства, наблюдают за сменой групп дежурных, их помощь младшему воспитателю усложнилась : дети расставляют тарелки, салфетницы, приборы справа (ложки, вилки, ножи). Дети сами убирают за собой посуду (в определенном порядке).
Формируя у детей привычку поддерживать порядок в группе:
убирать на место игрушки, строительный материал;
поддерживать внешний вид кукол;
протирать легкомоющиеся игрушки;
отбирать подлежащие к ремонту книжки, коробки;
расставлять стулья в определенном порядке, держа правой рукой за спинку, левой за сиденье;
снимать грязные и развешивать чистые полотенца;
относить и приносить предметы по просьбе воспитателя.
Организация совместного, коллективного труда : стираем платочки, стираем платьица, моем игрушечную посуду, протираем стульчики, пыль на игрушечной кухне, спальне, мастерской парикмахера, протираем лавочки на участке.
Труд в природе. Содержанием такого труда являются не только уход за комнатными растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, но и формирование первичных представлений о труде взрослых, о простых, понятных профессиях.
Также каждый год в марте мы начинаем наблюдать за огородом на окне и луковицами. Каждый год в зимний период наша группа принимает участие в конкурсе кормушек для птиц, снежных построек.
Формируя элементарные экологические представления нами проводятся ежедневные наблюдения за живой и неживой природой, за трудом взрослых, периодически проводятся беседы о ценности труда. Экскурсии по саду в кабинет медсестры, к поварам.
Труд на участке : приобщаем детей к таким поручения и просьбам
Выносить игрушки для игр (сезонные);
Очищать игрушки от песка, мыть;
Убирать игрушки после прогулки на место;
Протирать скамейки, постройки;
Поливать песок из лейки;
Подметать дорожки, на веранде, в домиках;
Собирать и уносить мусор;
Расчищать дорожки от снега;
Сметать снег со скамеек и построек;
Собирать природный материал;
Поливать растения на клумбе и т. д
Считаем, что работа по формированию и развитию трудовой деятельности детей должна быть неразрывно связана с творчеством и порывом, мастерски, педагогически точно направляемым взрослым, педагогом.