елена иванова
Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки
В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольного образования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт направлен на решение многих задач, одной из которых является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности». Стандарт дошкольного образования предполагает развитие личности ребёнка, воспитание свободного, уверенного в себе человека с активной жизненной позицией, который имеет свое мнение, может его отстаивать, способен анализировать ситуацию, искать пути решения возникающих проблем. Для того, чтобы у ребёнка сформировались данные качества, необходимо, прежде всего, развивать связную речь. Предпосылками для развития связной речи является взаимосвязь в решении разных речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа.
Публикация «Обобщение опыта работы „Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь. А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога – это использование русских народных сказок в ДОУ для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка, особенную роль играет сказка в развитии речи детей.
Сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло.
Сказка – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому. А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс знакомства со сказкой тесно связан со всеми образовательными областями. Знакомство со сказкой занимает центральное место в развитии связной речи, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.
В. Я. Пропп сказал про сказку : «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».
Ребенок обожает сказки в период наиболее интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на внутренний мир детей. Метафоры и образы – этот способ воздействия на подсознание. Через них малыш получает больше информации, чем в обычном разговоре.
Рассказывая ребенку сказки, мы развиваем его внутренний мир. Научно доказано, что дети, которым родители рано начали читать сказки, стали раньше говорить, при этом речь у них поставлена более грамотно. Кроме всего прочего, сказка позволяет формировать основы общения и поведения. Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках и школах. Именно эти дети быстрее находят общий язык с незнакомыми людьми, и именно у них по жизни практически не бывает комплексов. Сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, что позволяет развивать у детей логическую связную речь. Посредством сказок дошкольники знакомятся с культурой, традициями и обычаями, бытом народа, приобщаются к историческому прошлому, судьбе, жизни народа, узнают о национальных особенностях характера определенного народа. В результате у детей обогащается словарный запас, расширяется кругозор.
Ознакомление со сказками в младшем дошкольном возрасте связано с задачами речевого развития :
- воспитание звуковой культуры речи (дети начинают понимать, что все слова звучат, произносить их надо четко и правильно, используя разные способы интонационной выразительности, у них развивается умение произносить восклицание, вопрос, удивление);
- формирование грамматического строя речи (дети учатся согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, изменять слова и образовывать новые, строить предложения разных типов – простые и сложные);
- обогащение, расширение словарного запаса (дети узнают новые слова и учатся понимать их значение, а затем употребляют в своей активной речи);
- развитие связной речи (детей подводят к построения связного высказывания, развивают у них умение описывать предмет, сочинять сказки, а также рассуждать).
Все вышеназванные умения можно формировать с помощью разных игр, упражнений, бесед, проводимых после чтения сказок.
Наша работа над сказками строилась по определенному плану.
1. Знакомство детей с текстом сказки
2. Разбор «сказочного пространства»
3. Разыгрывание сюжета с помощью разных видов театра при участии родителей
4. Изобразительная деятельность детей и родителей дома по теме сказки
5. Чему учит нас сказка?
В процессе знакомства детей с текстом очень важно эмоциональное прочтение сказки взрослым. Психологи, например, неслучайно отмечают особую предрасположенность ребенка к эмоциональному воздействию на него. Глубокие эмоциональные переживания детей во время прослушивания произведения накапливают у них опыт эмоционального отношения к прекрасным и безобразным поступкам.
Во время разбора сказочного пространства мы останавливаемся на основном сюжете сказки, главных ее героях. Особое внимание здесь уделяется предметам, которые встречаются в произведении, занятиям людей, мы включаем в свой словарь ранее неизвестные слова и выражения. За счет этого идет обогащение словарного запаса детей. Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.
Следующий этап в нашей работе – это разыгрывание сказки с помощью разных видов театра при участии родителей. При представлении используются различные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, теневой.
Дети с родителями с особым чувством подбирают роли, родители выступают в качестве режиссеров, также вместе с детьми готовят декорации, рисуют афиши и принимают активное участие в постановках. Такая совместная деятельность родителей и детей приводит к очень хорошим результатам, еще больше сплачивает и объединяет семьи, вовлекает родителей в общеобразовательный процесс. По итогам этой деятельности мы совместно с родителями проводим круглые столы, просматриваем видеоматериалы, презентации, устраиваем викторины по сказкам.
В качестве домашнего задания детям совместно с родителями предлагаем нарисовать героев сказок, слепить их. Также предлагаем переделать ту или иную сказку : например, придумать к ней другой конец, вставить еще одного героя.
После всей проведенной работы, мы разбираем чему же нас учит сказка, какой дидактический смысл несет в себе? В каждой сказке есть что-то поучительное, в этом ее секрет. Есть добро и есть зло. Добро всегда побеждает, а зло – нет. Самое ценное дается через испытание. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилие и проявлять терпение. Сказки показывают возможные и желательные формы поведения. Сказка показывает, в каких случаях эффективна хитрость, в других ситуациях ребенок узнает, что иногда нужно быть смелым и использовать силу: достать меч и победить врага.
Данная работа со сказками позволяет обогатить словарный запас детей и художественно – образную речь за счет пословиц и устаревших слов.
В результате всей проделанной работы можно сделать вывод, что сказка в жизни детей обязательно должна быть, так как она дает мощный толчок для развития речи.
Хотелось бы закончить статью словами великого писателя – Алексея Николаевича Толстого. «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа»
Список использованных источников
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2016. – 304 с.
2. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. – СПб. : «Издательство «Детство-Пресс», 2015 – 176 с.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
4. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. – М. :ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь).
5. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. 2-е изд., дополн. – М. :ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь).