Захарова Любовь
Обобщение знаний по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с программой «От рождения до школы» познавательное развитие предполагает развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений. Помогает справиться с выполнением данных задач магнитный стенд «Страна эколят», который появился в связи с подготовкой к конкурсу юных защитников природы, а в настоящее время способствует формирование самостоятельной познавательной активности при помощи разнообразного материала экологической направленности. Расположен он в группе старшего возраста в центре «Познание».
Темочки:
Стенд условно разделен на 4 сектора, каждый наполнен своей познавательной информацией, которую предлагает один из эколят : Умница, Шалун, Тихоня и Ёлочка. На стенде достойно расположилась эмблема Эколят – защитников природы и ярый призыв сохранить нашу планету.
Ёлочка задает много интересных вопросов. Тихоня стремится научить ребят соблюдать правила поведения в природе. Умница предлагает различные речевые игры, потешки, загадки. Шалун предлагает кроссворды, викторины и задания, где необходимо подумать.
Набор информации по секторам подчиняется одной теме, которая меняется в зависимости от экологического календаря, погодных условий, интересных тем и проблем, которые требуют срочного решения. Не всегда вся информация помещается в условном секторе, поэтому возможно временно использовать весь стенд для ее размещения.
Данный стенд используется как в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, речевому развитию и даже формированию элементарных математических способностей, так и в свободной, индивидуальной, самостоятельной деятельности детей.
В самом начале работы со стендом нами было принято решение разделить весь материал посезонно, поэтому первый набор дидактических игр и наглядного материала был подобран по теме «Осень». Ребята собирали урожай из овощей и фруктов, ходили в лес по грибы, определяли, что где растет. Дети учились оценивать поступки, которые совершаются во благо природе или же наносят ей вред. Также ребята научились правильно сортировать мусор, благодаря дидактической игре «Мусорознайка».
По окончанию сезона при помощи родителей на стенде была организована фотовыставка, благодаря которой ребята с удовольствием поделились друг с другом увлекательными моментами своей жизни, рассказав, какой вклад в природу они внесли этой осенью.
В начале декабря набор дидактических игр и наглядного материала был пополнен в соответствии с темой «Зима», с помощью которых дети закрепили представления о зимующих птицах, систематизировали знания о том, чем они питаются. Также ребятам было предложено попробовать угадать, кто из животных оставил свой след на снегу и собрать разрезные картинки.
В непосредственной близости со стендом расположен календарь наблюдения за погодой и природой, с помощью которого ребята имеют возможность фиксировать изменения в природе и погоде, которые им удается наблюдать во время прогулок. Заполнение календаря – важная часть совместной деятельности педагога и ребенка, итогом которой является постепенное накопление знаний о природе и появление интереса и любви к ней.
В любом возрасте дети очень любознательны, они стремятся познать тайны природы, поэтому центр экспериментирования также расположен вблизи со стендом «Страна Эколят» и календарем наблюдения за погодой и природой, что очень удобно. К примеру, осенью во время прогулки ребята собирали опавшие с деревьев листья. С помощью опытов они узнали: какой лист весит больше – сухой или мокрый; что будет, если опустить лист в воду; чем отличаются и чем похожи листья различных деревьев; как можно рисовать сухими листьями. Зимой дети могут проводить опыты со снегом, определив его свойства.
При работе со стендом выявлено повышение уровня знаний в области познавательного развития, экологии, явлений и закономерностей природы. Проделанная работа способствует расширению и углублению представлений детей о природе, повышению у них познавательного интереса. В дальнейшем планируется продолжение работы со стендом, подбор и дополнение материала в соответствии с сезонами «Весна» и «Лето».