Рита Васильевна Алеханова
Перспективное планирование по экологии в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Алеханова Рита Васильевна.
Перспективное планирование по экологии в старшей группе.
Пояснительная записка.
Экологическое образование – непрерывный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний. А так же формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей к себе и людям как части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения.
Публикация «Перспективное планирование по экологии в старшей группе» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку так же нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Цель. Воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами.
Задачи.
1. Формирование у детей умений и навыков, по уходу за растениями и животными.
2. Руководство их чувственно-эмоциональными реакциями на окружающую среду.
3. Воспитание у них любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
4. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в их практической деятельности.
5. Воспитание эстетических и патриотических чувств, средствами природы.
6. Укрепление дружеских взаимоотношений между детьми.
7. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.
Осень.
Тема: «Природа вокруг нас»
Задачи: Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботится о растениях и животных, прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением животных, растений и явлений «неживой природы».
Сопутствующие формы работы: Д/И «Природа – не природа»
Наблюдения: «Что такое природа»
Тема: «Наш дом-природа»
Задачи: Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Формировать понятия о неживой природе как факторе жизни всего живого.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: Э. Машковская «Жил на свете человек», В. Орлов «Дом под крышей голубой».
Сопутствующие формы работы: Рисование «Дом – природа», «Дом- жилище человека»
Тема: Экскурсия в парк «Золотая осень»
Задачи: Отметить сезонные изменения в природе. Лес-это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природы.
Предварительная работа: Рассматривание картины «Лесные находки»
Сопутствующие формы работы: Рисование «Осенний лес».
Тема: Беседа о временах года (осень).
Задачи: Сезонные изменения в природе: день укорачивается, становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветра. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе.
Сопутствующие формы работы: Д/И «Когда это бывает».
Наблюдения: «Следы осени». Наблюдение за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных.
Тема: «Растения на земле»
Задачи: Расширить и углубить знания детей о растениях, их частях. Формировать чувство ответственности за сохранение зеленого наряда планеты.
Предварительная работа: Чтение стихотворения С. Вургуна «Цветы».
Наблюдения: Наблюдение за растениями в уголке природы.
Тема: «Дети» леса
Задачи: Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в лесах средней полосы России.
Сопутствующие формы работы: Поделки из природного материала «Грибы и ягоды».
Тема: «Путешествие в мир лекарственных трав»
Задачи: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5-6 видов). Польза и применение лекарственных трав. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав.
Предварительная работа: Выставка иллюстраций «Лекарственные растения»
Наблюдения: Рассматривание лекарственных трав в виде сухих веточек, брикетов, настоек.
Тема: «Сравнение диких и домашних животных»
Задачи: Уточнить понятия «дикие и домашние животные». Учить сравнивать по существенным общим признакам, различие между дикими и домашними животными.
Предварительная работа: Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В. Золотов.
Предварительная работа: Д/И «Угадай животное и расскажи о нем».
Тема: «Знакомство детей с почвой»
Задачи: Познакомить детей с почвой, рассказать о том, что почва служит не только для растений, но и домом для дождевых червей, жуков, кротов др.
Опыты: «Как происходит загрязнение почвы»
Тема: «Вода – бесценная и необходимая»
Задачи: Показать огромное значение воды для всех существ. Уточнить представление о разных состояниях воды, о природных источниках воды; воспитывать бережное отношение к чистой воде.
Предварительная работа: Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели»
Предварительная работа: Конкурс рисунков «Грязная вода – для всех беда»
Наблюдения: Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками.
Опыты: Превращение воды в твердое и газообразное состояние.
Тема: «Беседа о зимующих и перелетных птицах»
Задачи: Уточнить представление детей об изменении образа жизни птиц осенью, установить связи между состоянием погоды, изменением состояния растений и образом жизни известных детям птиц.
Предварительная работа: Чтение сказки Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
Сопутствующие формы работы: Сбор корма для зимующих птиц.
Наблюдения: Наблюдение за птицами на участке.
Тема: «Летом и осенью» (итоговое)
Задачи: Закрепление полученных знаний об осени. Сравнение лета и осени.
Сопутствующие формы работы: Поделки из осенних листьев «Золотая рыбка»
Наблюдения: Наблюдение за состоянием погоды.
Зима
Тема: «Знакомство с термометром»
Задачи: Познакомить детей с термометром, научить определять температуру воздуха по термометру; приучать постоянно пользоваться термометром.
Наблюдения: Ведение графика температуры воздуха на улице.
Тема: «Рассматривание веток ели и сосны»
Задачи: Закрепить умение детей различать ель и сосну; уточнить знания о том, что сосна и ель – вечнозеленые деревья. Развивать у детей умения сравнивать, находить признаки различия и сходства, результаты сравнения выражать в точном слове.
Сопутствующие формы работы: Зарисовать по выбору детей сосновую или деловую ветку с шишками.
Наблюдение: Наша ёлочка красивая. Сколько лет нашей ели?»
Тема: Беседа о диких зверях (еж, белка, заяц, медведь)
Задачи: Уточнить представление об образе жизни ежа, белки, зайца, медведя, о способе защиты детенышей от врагов; учить детей выделять основные существенные признаки, лежащие в основе понятия «дикие лесные звери». Дикие звери живут в лесу, сами добывают пищу, устраивают себе жилище.
Сопутствующие формы работы: Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин.
Тема: «Лес – это дом для многих жильцов»
Задачи: Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга.
Предварительная работа: Д/И «У каждого свой дом»
Сопутствующие формы работы: Изготовление макета «Лесные жители»
Тема: «Посадка лука»
Задачи: Уточнить знания детей о характерных признаках луковицы; упражнять в правильном приеме посадки лука; вызвать интерес к выращиванию лука.
Предварительная работа: Подготовка земли и тары для посадки лука.
Сопутствующие формы работы: Полив и уход за луком.
Наблюдения и опыты: Три условия для выращивания лука (светлое, но холодное место, вторая – в теплое, но темное место, третья – в теплое и светлое место).
Тема: «Как лесные звери проводят зиму»
Задачи: Дать представление о том, что в лесу живут разные животные, зима – для них трудное время года; звери по-разному приспособлены к жизни в это время.
Предварительная работа: Выставка картин «Белка спасается от куницы», «Зайцы в зимнем лесу», «Медвежья берлога».
Сопутствующие формы работы: Чтение рассказа В. Бианки «Голубой зверек»
Тема: «Экологическая сказка «Чей дом лучше?»
Задачи: Объяснить связь животных, растений с местообитанием – домом, а также связь насекомых и растений.
Тема: Панно «Декоративные узоры (семена)»
Задачи: Учить детей создавать декоративные узоры из семян различных растений; способствовать развитию мелкой моторики, фантазии; воспитывать эстетические чувства.
Предварительная работа: Сбор семян различных растений.
Тема: «Путешествие по страницам Красной книги»
Задачи: Познакомить детей с Красной книгой родного края, растениями занесенными в Красную книгу.
Сопутствующие формы работы: Создание собственной Красной книги растений.
Тема: «Что за зверь!»
Задачи: Учить детей слушать чтение познавательного рассказа, вникать в содержание, представлять его в образах, которые можно изобразить в рисунках; воспитывать интерес к наблюдениям в природе, желание совершать простейшие опыты.
Предварительная работа: Рассказать детям о писателях В. Бианки, Е. Чарушине.
Сопутствующие формы работы: Рисование зайца по сюжету прочитанного рассказа.
Наблюдения: На прогулке: поиск следов животных.
Тема: «Путешествие по страницам Красной книги (животные)»
Задачи: Продолжать знакомить детей с Красной книгой родного края, животными занесенными в Красную книгу.
Сопутствующие формы работы: Создание собственной Красной книги животных.
Тема: «Беседа о зиме»
Задачи: Закрепить знания детей о типичных зимних явлениях; пробудить эстетические чувства детей, углубить их переживания, связанные с красотой русской зимы; активизировать речь; упражнять в связной речи, точном использовании словаря.
Предварительная работа: Посещение выставки «Зимние пейзажи»
Сопутствующие формы работы: Рисование на тем: «Зимние пейзажи»
Весна.
Тема: «Обзорная экскурсия по участку»
Задачи: Уточнить и систематизировать признаки наступающей весны; учить устанавливать связь между повышением температуры и удлинением светового дня, ростом растений, появлением насекомых и прилетом птиц; усилить эстетические переживания детей – радость. Связанную с восприятием свежести весеннего воздуха, яркого солнечного света, свежей зелени травы.
Предварительная работа: Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Пчелки на разведках»
Наблюдения: Наблюдение за ростками травы, многолетними декоративными растениями, распусканием почек.
Тема: «Правила поведения в природе»
Задачи: Закрепить умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор.
Сопутствующие формы работы: Выставка детских рисунков на тему: «Берегите природу»
Тема: «Сравним кошку с собакой»
Задачи: Уточнить представление детей о кошке и собаке как домашних животных; чем отличаются друг от друга, чем похожи. Воспитывать чувство ответственности за животных которые живут рядом с нами.
Тема: «Как человек охраняет природу»
Презентация Окского заповедника.
Тема: «Где можно найти божью коровку»
Задачи: Учить детей внимательно относиться к окружающему миру; воспитывать интерес к природным явлениям; уточнить представление о внешних особенностях жука.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением божьей коровки.
Сопутствующие формы работы: Изготовление поделок из скорлупы грецких орехов «Божья коровка»
Тема: «Встречаем птиц»
Задачи: Совершенствовать знания о перелетных птицах, сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание птенцов из яиц).
Наблюдения: Наблюдение за птицами, их поведением.
Тема: «Праздник птиц»
Проведения развлечения «Праздник птиц»
Тема: «Экскурсия в парк поздней весной»
Задачи: Уточнить и обобщить представления детей об изменениях в природе весной.
Предварительная работа: Чтение стихотворений на весеннюю тематику.
Сопутствующие формы работы: Зарисовка впечатлений от увиденного в парке.
Тема: Экологическое путешествие «Наш общий дом – Земля!»
Проведение экологического развлечения «Наш общий дом – Земля», на площадке.