Компанейцева Ирина
Обобщение результатов тематической недели по реализации регионального компонента «Мы — Донские казаки!»
«Патриотическое воспитание и формирование исторического сознания у дошкольников через использование нетрадиционных форм работы с детьми и родителями. (
Обобщение результатов тематической недели по реализации регионального компонента «Мы – Донские казаки!»
На современном этапе с ведением в действие ФГОС ДО возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на психолого- педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации воспитанников, развитие личности детей дошкольного возраста.
Публикация «Обобщение результатов тематической недели по реализации регионального компонента „Мы — Донские казаки!“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимает процесс взаимодействия педагога с детьми ориентированный на интересы и возможности каждого ребёнка.
Одной из эффективных форм работы такого взаимодействия являются проведение тематических недель, которые проводятся с целью систематизации, углубления и обобщения знаний воспитанников.
Для того, чтобы организовать тематический день, и тем более неделю необходимы условия для проведения:
Идея – цель - задачи - категория воспитанников- время и место- содержание-результат –план подготовки- план проведения- сценарии проведения - изюминка дела- финал-анализ
Основная идея тематической недели - погружение детей в тему, которая позволяет объединить детей в разнообразной деятельности.
Мероприятия, организуемые в рамкахтематической недели, позволяют интегрировать всевозможные виды детской деятельности, способствуют творческому взаимодействию детей разных возрастных групп, педагогов, специалистов ДОО и родителей воспитанников. Проводятся подобные мероприятия в форме познавательных занятий, наблюдений, экскурсий, игр-путешествий, экспериментирования, выставок и т. д.
В ходе тематической недели удаётся решить несколько задач. Так, новый материал для соответствующего мероприятия подбирается с учетом реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и возрастных особенностей воспитанников разных групп, что способствует решению познавательной задачи. Детальное изучение определенной темы помогает детям лучше усваивать новые знания. Наряду с этим участие в мероприятиях тематической недели дошкольников разных возрастов, их родителей, способствует социализации воспитанников и улучшению детско-родительских отношений.
При этом все образовательные задачи реализуются не только на занятиях, но и в других режимных моментах, поэтому наши педагоги используюттехнологию сценирования. Это новое направление в педагогической практике, когда воспитатели отходят от традиционного написания плана-конспекта занятия и составляют сценарий всего дня (утренний прием, тематическая прогулка, тематическая беседа, занятия, подбор игр и т. д.).
План-сценарий каждого тематического дня обеспечивает единство целей и задач, а так же интеграцию образовательных областей. (такие сценарии-планы составляют воспитатели всех возрастных групп на каждый день тематической недели, они являются приложением к календарному плану воспитателя). Вашему же вниманию мы представляем общий план тематической недели ДОУ. Предлагаю более подробно изучить каждый день!
В понедельник началась наша тематическая неделя. В этот день педагоги ДОУ проводили ознакомительные беседы с ребятами, рассказывали о традициях и быте Донского казачества. Беседы проводились с детьми всех возрастных дошкольных групп с учетом возрастных особенностей с использованием интерактивного оборудования или демонстрационных пособий. Дома, в этот день, ребятам и их родителям воспитатели предложили приготовить ужин из казачьих блюд.
Вторник был у нас днем рукоделия. Ребята рисовали или разукрашивали казачьи костюмы, делали аппликации предметов казачьего быта, конструировали казачий курень и многое другое. Дома, они с удовольствием привлекли родителей к изготовлению платка казачки, украсив его авторским узором из цветной бумаги, бусинок, пластилина, крупы, фетра и т. д.)
В среду мы играли в подвижные, хороводные, дидактические казачьи игры. Дети старших и подготовительных групп с удовольствием играли в интерактивные казачьи игры, разработанные творческой группой муниципальной опорной площадки. Дома, ребята могли рассказать и поиграть с родителями в понравившуюся игру. В помощь родителям были предоставлены буклеты по казачьим играм, разработанные воспитателями групп.
Четверг – День казачьей сказки. В этот день мы и читали и инсценировали казачьи сказки. Дома ребята нарисовали полюбившегося героя и рассказали о нем свою собственную сказку родителям.
В пятницу утро началось с нетрадиционного приема наших воспитанников. Ребят и их родителей у входа в детский сад встречали казак Григорий и две веселые казачки. Они поздравляли наших дорогих мам с праздником и предлагали «отведать» казачий пирог с пожеланием. Для мамочек были приготовлены сладкие презенты с сердечками, которые изготовили ребята с воспитателями.
Самих ребят в этот день ждали в гости на фольклорное досуговое мероприятие «Казачьи посиделки» Лобачева Людмила Петровна, музыкальный руководитель ДОУ и фольклорный ансамбль «Казачата из детсада». Ребята под руководством воспитателей и музыкального руководителя подготовили настоящее шоу. Никого в зале не оставил равнодушным не один номер художественной самодеятельности, это и танцевальная композиция народной казачьей песни «Маманечка», мастерски исполненная девочками старшей группы, и казачий танец с платками, и конечно же, и всеми любимая хороводная игра «Байкачи».
Но играми, да плясками сыт не будешь! Славятся казачки гостеприимством да угощением! Закончился праздник чаепитием с вкусными булочками, организованным нашими заботливыми мамами-поварами.
Вечером ребята встретили своих мам с подарками, которые они изготовили с использованием нетрадиционных техник аппликации и рисования.
Проведенный мониторинг показал, что большинство родителей (57%) уделяют недостаточно внимания для приобщения детей к культуре малой Родины. Но, тем не менее, 79 % родителей считают, что изучение культуры казачества, обычаев и традиций позволит формировать духовно-нравственную личность ребенка. Из 30 опрошенных родителей выяснилось, что у 10% родителей имеются казачьи корни и в дальнейшей работе мы планируем опираться на них.
Диагностику с воспитанниками мы провели дважды. (До тематическо недели и после). На начальном этапе анализ результатов диагностики сформированности правильных представлений о родном крае (по своей возрастной группе) показал низкий уровень мотивации и интереса детей к формированию представлений о традициях и быте донского казачества – 84% не проявляли желания узнать об особенностях жизни донского казачества 72% не знали предметы деревенского быта казаков, домашнюю утварь, особенности повседневного и праздничного убранства жилища (куреня, ведения хозяйства; 64% имели скромные представления об обычаях, обрядах, традициях, праздниках донского народа. По итогам тематической недели мы повторили диагностические задания и результат нас порадовал : 93% - знают предметы деревенского быта казаков, домашнюю утварь, особенности повседневного и праздничного убранства жилища (куреня, ведения хозяйства, 73% - имеют хорошие представления об обычаях, обрядах, традициях, праздниках донского народа.
Подводя итог можно сказать, что организация образовательного процесса в форме тематических недель – это оптимальное средство решения актуальных проблем, связанных с обучением современных дошкольников, так как именно взаимодействие детей и взрослых способствует их личностному развитию.