Галина Сытник
Обобщение педагогического опыта. Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта. Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми среднего дошкольного возраста
Автор: Сытник Галина Николаевна воспитатель I квалификационной категории
МБДОУ детский сад «Сказка» Ростовской области, Кагальницкого района,
п. Мокрый Батай
По преданию семь мудрецов Древней Греции, сойдясь в храме Аполлона в Дельфах, написали на нё м: «Познай самого себя» [1, с. 120 ]. Это высказывание в полной мере актуально сегодня и относится к проблеме способностей. Как только ребёнок начинает осознавать себя, перед ним открываются важные жизненные вопросы: ….
Публикация «Обобщение педагогического опыта, Нетрадиционные техники аппликации в работе с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Кто я?», «Что я могу?» «На что я способен?».
Творческие личности нужны были во все времена, так как благодаря им осуществляется прогресс человечества. Безусловно, решение данной проблемы начинается в дошкольном возрасте. Стремление к творчеству – креативность, не может появиться само по себе, оно формируется и развивается в результате длительной систематической работы.
В условиях ДОУ дети занимаются творческой деятельностью в процессе музыкальных занятий, лепки, экспериментирования, театрализованной и изобразительной деятельности, аппликации, ручного труда и конструирования.
Констатирую факт, что наиболее любимым видом деятельности для детей является аппликативная деятельность. Но в основной образовательной программе детского сада «Сказка», аппликация включает лишь традиционные техники работы. К сожалению, редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.
Я - натура увлекающаяся. Безумно люблю мастерить… и. основываясь на своём опыте, стараюсь максимально создавать условия для творческой деятельности детей.
По-моему мнению, изобразительная деятельность, аппликация и, особенно, работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх и боязнь перед работой. Результат эстетически привлекателен, а это вызывает чувство удовлетворения и маленькую победу.
Изучив ряд методической литературы по нетрадиционным видам аппликации, я выявила, что данная работа с детьми дошкольного возраста раскрыта очень слабо. Именно поэтому мной был разработан и внедрён в нашем дошкольном учреждении проект «Поделки и аппликации из нетрадиционных материалов. «Новое и полезное из ненужных вещей», который рассчитан на 2 года.
Он включает занятия с использованием нетрадиционных способов и различных материалов: салфеток, ниток, ваты и ватных дисков, конфетти и др.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет находиться в творческом поиске. Из материалов, которые мы используем в повседневной жизни, создаётся узнаваемый объект, который становится воплощением художественного образа в аппликации.
Мы горды тем, что эта работа не только приносит радость самим детям, их родителям, но и достаточно высоко оценивается даже на всероссийском уровне….
Но кроме сильных эмоций, меня, как воспитателя, интересует эффективность данной работы. Для этого я использовала диагностику креативности (по методике Петерсон, сравнивая две группы детей одного возраста.
В целом, полученные результаты свидетельствуют, что за время реализации проекта в экспериментальной группе несколько повысился уровень творческой активности детей, гибкости и быстроты мышления, а это создает условия для формирования оригинальности и индивидуальности каждого ребёнка.
Наблюдая за ребятами в течение года, я заметила, что у большинства детей сформировался стойкий интерес к работе с аппликацией в нетрадиционных техниках, они «правильно» пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник. Детям стала реже требоваться помощь педагога — появилось больше самостоятельности в организации свободного времени.
Таким образом, обобщая данные диагностики и педагогического наблюдения, уверенно говорю, что работа по данной программе - это «кладовая» для развития фантазии, творчества, воображения.
Диагностировать креативность всегда сложно, особенно у детей. Трудно выделит факторы, наиболее существенно влияющие на развитие творческих способностей, учитывая, что ребёнок растет и активно познаёт мир. Поэтому сделанные мною выводы пока носят условный характер, и работа ещё продолжается.
В дальнейшем я планирую создать методическое пособие для воспитателей с описанием педагогического опыта работы по проблеме применения нетрадиционных материалов в аппликации при работе с детьми среднего возраста.
Я убеждена, что данный педагогический опыт может быть интересен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным родителям, студентам педагогических колледжей.
А своим коллегам я искренне хочу сказать:
Фантазируйте и творите! Развивайте детей! Это приносит так много радости!
Список используемой литературы
1. Философия: Энциклопедический словарь. — М. : Гардарики. Под редакцией А. А. Ивина. 2004.
2. Гусакова М. А. Аппликация : Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.
3. Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5.
4. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
5. Воспитатель ДОУ № 1/2009
6. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования) .
7. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.
8. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»)