Любовь Максимова
Обобщение педагогического опыта по математике
▼ Скачать + Заказать документы
«Математику следует учить уже потому,
что она ум в порядок приводит»
М. В. Ломоносов
Залог успешной подготовки детей к школе – это развитие психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения). Немалую роль в этом играет математика.
С раннего возраста необходимо создать в группе развивающую среду, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, растить детей, умеющих думать, принимать самостоятельные решения, ориентироваться в окружающей обстановке, учить самостоятельному поиску решений, достижению поставленной цели, развивать творческие способности.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по математике» размещена в разделах
Меня всегда интересовала математика.
Сейчас моим воспитанникам 4 года. Они очень любознательны.
Считаю, что обучение дошкольников началам математики должно проходить в процессе игровой и практической деятельности, связанной с решением проблемных задач, поисковой деятельности.
У ребенка в ходе выполнения поставленных задач должна возникнуть потребность к знаниям.
Игры и НОД остаются основными формами обучения.
В играх знакомлю детей с разными свойствами предметов (цвет, форма, величина, сравниваем их, группируем по определенным признакам, учимся ориентироваться в пространстве и времени. При этом у детей тренируется внимание, память, развиваются умственные способности. Для активизации детей осмысленного усвоения задач использую сочетание разнообразных методов: практического (ведущего,наглядного, словесного, игрового и приемов: упражнения, продуктивная деятельность, показ, иллюстрации, моделей, инструкции, объяснения, пояснения, словесные дидактические игры, вопросы к детям (один из основных приемов ФЭМП, контроль и оценка, сравнение, анализ, обобщение осуществляется на наглядной основе.
Всю НОД с детьми младших и средних групп стараюсь проводить в игровой форме, часто к детям приходят сказочные персонажи, которым дети помогают решать их проблемы, выполняют для них задания, учат их, доказывают, исправляют ошибки, учатся рассуждать.
В старшем возрасте игровые элементы приобретают характер поиска, соревнования.
Наиболее эффективны, с моей точки зрения, занятия интегрированные – когда математические задания сочетаются с изодеятельностью, речевыми упражнениями, наблюдениями и т. п.
В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Игрой легко заинтересовать ребенка,вызвать эмоциональный отклик. Использую дидактические игры на НОД и в отведенное для игровой деятельности время со своей группой, небольшими подгруппами, индивидуально с детьми, которые испытывают затруднения в усвоении математических знаний.
За время педагогической деятельности изготовила и провела много дидактических игр.
- На закрепление геометрических фигур. «Найди пару», «Найди свой домик», «Закрой фигуру», «Укрась коврик», «Укрась рукавичку», «Какой фигуры не стало?», «Собери фигуру», «Из каких фигур?», «Сосчитай и назови».
- На выделение признаков объекта. «Зайчики и домики», «Бабочки и цветы», «Дорожки к домикам», «Закрой фигуру».
- Словесные игры. «Найди такую же», «Найди пару», «Скажи наоборот».
- На выделение количественных характеристик множеств.
1. Много карандашей в коробке – дай всем по одному
а) карандашей не хватило? Кого больше: детей или карандашей? Почему?
б) карандашей меньше? Что делать?
в) карандашей больше? Почему?
г) всем хватило карандашей? Что можно сказать о детях и карандашах? («столько - сколько», «поровну», «одинаково»)
2. «Угостим кукол конфетами».
3. «Много и один» - нахождение предметов в окружающей обстановке.
- На сравнение предметов по величине. «Построй лесенку для зверят», «Кому какой зонтик?», «Дострой пирамидку», «Как машине переехать через речку?».
- На закрепление цифр, количественного и порядкового счета. «Веселый счет», «Цифры, встаньте по порядку», «Сколько?», «Машины едут в гараж», «Не ошибись», «Угадай, какого числа не стало?».
Большое внимание уделяю развитию у детей пространственного воображения. Ребенок с раннего возраста сталкивается с необходимостью ориентировки в пространстве. Он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, на, в, под и т. п. «Угадай, где кто стоит?», «Расскажи про свой узор», «Кто правильно пойдет, тот клад найдет», «Что изменилось?».
Ориентировка детей на листе бумаги. «Футбол», «Помоги Незнайке нарисовать картинку», «Геометрический диктант».
- На ориентировку во времени. «Наш день», «Когда это бывает», загадывание загадок, чтение стихов.
- На развитие познавательных процессов. «Найди ошибку», «Какая фигура следующая?», «Что лишнее и почему?», «Найди отличия», «Что изменилось?», «Что пропало?», «На что это похоже?», «Дорисуй картинку – что получилось?»
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений, предметов, животных, птиц. Из фигур «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра», игры по
Б. П. Никитину, «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб», «Геометрическое лото».
В младшем возрасте дети с удовольствием составляют изображения по образцу, в старшем – собирают по замыслу, по контурным образцам. Эти игры их очень увлекают. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, не догадываясь об этом.
Математические игры помогают в подготовке детей к школе.
Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале : загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, игры – головоломки. Они развивают у детей познавательный интерес, способность к использованию следовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться, интереса к усвоению математических знаний.
Использую разнообразные головоломки, наиболее приемлемы счетные палочки:
I этап: составление заданной фигуры из определенного количества палочек;
II этап: изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек;
III этап: задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Обдумывание детьми поиска результата предшествует практическим действиям формируется умение вести поиск решения путем предположений, догадок.
Детей увлекают игры – лабиринты. Сначала предлагаю детям несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: «Помоги зайчику убежать от волка», «Помоги мышонку добраться до сыра», («….зайчику до морковки») и т. п.
Часто использую «Пальчиковые игры» – один из основных видов игровой деятельности. «Пальчиковые игры» – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается память, воображение, внимание, способность сосредоточиться. «Гномики», «Белочка», «Масленица», «Веселый оркестр», «Вяжем шарфики», «Пальчики - солдатики», «Дружба», «Дикие животные».
А еще мы вместе с детьми сами придумываем игры с пальчиками.
Много игр на закрепление знаний по математике провожу в повседневной жизни: в режимных моментах, во время одевания на прогулку, приема пищи, особенно на прогулке. «Сосчитай-ка», «Найди два одинаковых предмета» (по цвету, форме, величине, «Будь внимателен», «Посмотри вокруг», «Кто больше найдет (соберет?», «Угадай-ка», «Найди свое место», «Выше – ниже» (сравнение по высоте, «Дорисуй, чтобы что-то получилось».
Дети рисуют палочками на земле, мелом на асфальте
В словесных играх незаменимый помощник – мяч. «Назови соседей», «Какое число пропущено?», «Что бывает по два?», «Что где?» (ориентировка в пространстве, «Что за чем?», «Когда это бывает?» (время суток) и т. д.
Дети учатся использовать знания в разных жизненных ситуациях, проявляют активность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности.
Дети любят заниматься математикой, выполнять задания в тетрадях. Все дети в группе умеют считать в пределах 10 и больше, знают обратный счет пределах 5 до 1, цифры в пределах первого десятка, различают и называют геометрические и объемные фигуры, количественные и порядковые числительные, хорошо ориентируются в пространстве и на листе бумаги, определяют предметы по отношению к себе.
В каждой возрастной группе в течение года веду «Диагностическую карту» с целью устранения пробелов в знаниях.
Часто хвалю, поощряю детей – это вселяет в них уверенность, желание еще лучше, аккуратнее выполнить задание. Когда дети работают самостоятельно, не спешу при первых же затруднениях прийти на помощь, даю подумать самому ребенку. Если же ребенок не может самостоятельно решить задачу, то предлагаю кому-то из детей помочь товарищу или помогаю сама «натолкнуть» на правильное решение, но таким образом, чтобы у ребенка сложилось впечатление, будто он сам об этом догадался. Если ребенок не хочет отвечать на поставленный вопрос – не настаиваю, даю возможность ответить другому, но в течении НОД обязательно обращаюсь к первому ребенку, чтобы привлечь его к активному участию в занятии или игре.
В группе есть уголок математики, где дети самостоятельно или при помощи воспитателя могут выбрать для себя любую игру по желанию: счетные палочки, раскраски с математическим содержанием, составить предметы или сюжетные картинки из геометрических фигур,
выложить предметы по величине, разложить цифры по порядку, собрать пазлы, «привести» в уголок своих кукол – «дочек», что-то им показать, чему-то их поучить.
Много внимания уделяю работе с родителями: провожу консультации, беседы, помещаю интересный материал в уголке для родителей, советую как и чем можно играть и заниматься с ребенком дома. Стараюсь их заинтересовать, предлагаю изготовить дома игры своими руками совместно с ребенком. Это сближает ребенка с родителями, у детей появляется желание больше общаться со взрослыми, дети гордятся своими родителями.
Родители охотно прислушиваются к советам, интересуются успехами своих детей: Чем занимались? Чему научились? Как ребенок усвоил новый материал? Справился – ли? Часто сами спрашивают совета, предлагают помощь.
В конце каждого учебного года для родителей провожу открытое итоговое занятие по математике, где родители наглядно видят, как занимается их ребенок, чему научился за год, активен ли? Считаю, что это хороший способ активизировать родителей на дальнейшую совместную деятельность со своим ребенком, с детским садом.
Список используемой литературы
1. О. М. Дьяченко «Дети в школу собирайтесь»
2. Т. Н. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова «Математика для дошкольников»
3. А. В. Белошитая «Дидактическая и методическая классификация заданий математического содержания»
4. К. Ю. Белая, Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, Н. А. Короткова «Приглашаем в детский сад»
5. З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
6. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста»