Наталья Лукьянова
Обобщение педагогического опыта «Создание условий для развития экологической культуры детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщённый педагогический опыт педагога
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №19 «Золушка»г. Моршанска
Лукьяновой
Натальи Александровны
2015 г.
Тема опыта :
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Создание условий для развития экологической культуры детей“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Идея опыта : создание условий для развития экологической культуры детей, формирование знаний об окружающем мире
Структура описания обобщённого
педагогического опыта.
1. Сведения об авторе.
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 19 «Золушка»
Лукьянова Наталья Александровна
Образование: высшее (Тамбовский государственный педагогический институт)
Педагогический стаж : 6 лет
Квалификация:без категории
2. Условия формирования опыта.
На формирование моего опыта работы оказали влияние следующие факторы:
• изучение методической литературы;
• изучение опыта коллег;
• курсы повышения квалификации;
• участие в работе городских методических объединений.
3. Теоретическая база опыта.
В своей деятельности я руководствовалась основными положениями Программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Е. Н. Васильевой. За основу были взятыметодические пособия:
«Экологическое воспитание в детском саду» О. А. Соломенникова,
Бондаренко А. «Дидактические игры в детском саду»,
Виноградова Н. Ф. «Развитие умственных способностей детей через ознакомление с природой»,
Дрязгунова В. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»,
Дыбина О. «Неизведанное рядом»,
Мариничева О., Елкина Н. «Учим детей наблюдать и рас «Мир природы и ребенок» (под ред. П. Самороковой,
Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми»
Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
4. Актуальность и перспективность опыта.
Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях, как проблему воспитания и как проблему развития экологического сознания у взрослых воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено усугублением экологических проблем планеты. Кризисное состояние биосферы – это результат ограниченного мировоззрения, неразвитого экологического сознания, низкого уровня экологической культуры у основной массы населения. Следствием является нерациональное природоиспользование, интенсивная эксплуатация ресурсов планеты для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы, если в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, формируются его привычки, если мысли и чувства взрослых будут искренне устремлены на сохранение природы, а поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в семье и в дошкольном учреждении.
Актуальность этой проблемы и обусловила выбор темы для обобщения опыта работы. Опыт способствует решению основных задач в экологическом развитии и обучении, поставленных перед ДОО:
-формирование основ экологического мировоззрения и культуры.
-расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях
-осознание себя, как части природы.
-развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.
-бережного отношения к своему здоровью.
5. Новизна опыта
Новизна педагогического исследования заключается в том, что в основу экологического развития дошкольников положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
6. Адресная направленность опыта : рекомендовано использовать этот опытвсем воспитателям, родителям, а так же всем, кто интересуется вопросами развития экологической культуры ребёнка.
Область применения опыта (в группах для детей от 3 до 7 лет).
7. Трудоёмкость опыта.
Существует несколько трудностей в экологическом воспитании детей :
между необходимостью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей и загруженностью современного мира техникой (телевизоры, компьютеры и т. д.); и как следствие - отгороженностью ребёнка от мира общения с живыми объектами, что влияет на задержку в развитии его чувственной сферы.
8. Технология опыта.
Описание опыта включает :
- в определении актуальности проблемы, стоящей перед ребенком;
- в определении целей и результатов;
- в нахождении и использовании форм и методов, методик диагностики;
- в обогащении жизненного опыта;
- в связи с окружающим миром, ознакомлением с художественной литературой, развитием речевой, изобразительной, конструктивной, экспериментальной деятельности;
- в пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
Использование в опыте работе различных методов:
- эмпирический (изучение литературы, изучение работы других педагогов, анкетирование, диагностирование, наблюдение за деятельностью детей,)
- теоретический (сравнение результатов, анализ).
Целенаправленная совместная деятельность способствует расширению кругозора и знаний детейв процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтение художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:
1. Создание условий для ознакомления детей с природой.
2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки со стороны педагога.
3. Терпимость к вопросам и идеям ребенка.
4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шефства» может затруднить творчество.
5. Помощь ребенку в умении справиться с разочарованием и сомнением.
6. Использование интегрированных занятий.
7. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами, сделать ее понятной для окружающих.
8. Получение информации в доступной для понимания детей.
Методы, необходимые для воспитания экологической культуры :
- информационно-рецептивный – получение знаний путем непосредственного восприятия;
- репродуктивный – передача в готовом виде знаний, накопленных человечеством, усвоение навыков и приемов;
- метод проблемного изложения – разрешение какой-либо проблемы путем постановки задач, их решений, выводов;
- эвристический – овладение отдельными этапами решения проблемных задач;
- исследовательский – организация познавательно-исследовательской деятельности по решению проблем.
Приемы.
1. Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств.
2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей.
3. Переформулирование – умение видеть и в персонажах характерные особенности их характера, поступков, умение проанализировать.
Особенности работы по теме.
Основные задачи опыта :
- ознакомление дошкольников с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой,
- формирование начал экологической культуры.
Для этого необходимо:
• Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром.
• Подводить итоги занятия для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались? Что узнали нового? Что было самым интересным? Что осталось непонятным? и др.).
• Проводить обучение не только коллективно, но и индивидуально.
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально- положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Экологическая культура включает в себя следующие компоненты:
• экологические знания и умения;
• экологическое мышление;
• ценностные ориентации;
• экологически оправданное поведение.
Особое внимание при работе с детьми этого возраста следует уделить воспитанию бережного отношения к природе, формированию
умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Реализация цели раздела идет через решение следующих задач:
• уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
• формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
• формирование элементарных представлений о причинно -следственных связях внутри природного комплекса;
• развитие гуманного эмоционально-доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
• формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
• ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
• формирование привычки рационально использовать воду;
• выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
• развитие познавательного интереса к окружающей среде;
Для реализации целей и задач раздела предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной адресности, интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Систематическое и последовательное знакомство с окружающей средой развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.
В дошкольном учреждении созданы условия для ознакомления детей с природой : в групповой комнате, уголке природы, на территории детского сада.
Работа по данному направлению осуществляется на занятиях, в процессе наблюдений, целевых экскурсий, чтения художественных произведений, различных игр и развлечений, трудовой и продуктивной деятельности.
Таким образом, воспитание экологической культуры является важной проблемой в формировании природоведческих знаний, усваиваемых на этапах дошкольного детства.
При работе с детьми акцент делаю на развитие следующих умений и навыков:
• умение ухаживать за растениями в уголке природы;
• умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
• умение делать элементарные выводы и умозаключения;
• умение объяснять экологические зависимости.
Экологическое воспитание необходимо осуществлять с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей. При этом особое внимание уделяю таким темам, как: «Природа и здоровье», «Питание и здоровье», «Солнце, воздух и вода —наши верные друзья», «Наши меньшие друзья» и другие. Образовательный процесс организовать таким образом, чтобы дети стремились познавать окружающий его мир,умели устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т. д.) и могли применить полученные знания в своей практической деятельности.
Для детей дошкольного возраста выбираю те игры, которые понятны им, доступны возрасту и не противоречат принципам экологического воспитания такие как: «Что, где зреет?», «Угадай, что вруке?», «Где спряталась рыбка», «Волшебные экранчики» и др.
9. Результативность опыта.
В результате работы было выявлено, что:
- у детей сформированы знания о растениях, животных и природных явлениях;
- сформированы знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений;
-частично сформированы элементарные представления о причинно- следственных связях внутри природного комплекса;
- развит познавательный интерес к окружающему миру;
- развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать;
-частично сформированы умения видеть красоту окружающего мира,
Проводя диагностику развития экологической культуры детей, были выявлены, такие показатели как: умение ребёнка устанавливать причинно-следственные связи в природе, знать названия животных, растений, деревьев; умение анализировать, сравнивать; соблюдения элементарных правил поведения в природе. Развитие экологических знаний ребёнка в различных видах деятельности показывают, что развитие экологической культуры детей имеет высокий уровень. Проводя системную работу по использованию различных форм работы можно добиться положительных результатов.
Исходя из вышеизложенного, был сделан вывод, что помочь детям повысить их уровень знаний об окружающем мире могут только взрослые, которые направляют и координируют действия и взаимоотношения детей со сверстниками. Общий уровень развития экологической культуры детей
10. Приложения к опыту работы