Елена Авдюшева
Обобщение педагогического опыта «Проявление творческих способностей детьми в изображении природы через пейзажную живопись»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условия интеграции разных видов искусства и взаимосвязи на этой основе разных видов художественной деятельности.
Основной показатель творчества, которое ученые рассматривают как деятельность высшего уровня, - новизна её результата. Казалось бы, с этой позиции говорить о творчестве детей нецелесообразно, поскольку они не создают ничего объективно и принципиально нового. Более того, процесс создания окрашен субъективной позицией творца, его индивидуальностью. Однако отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др.) сумели доказать: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Пример тому – интересные, порой оригинальные рисунки. Новизна открытий субъективна. Это первая важная особенность детского творчества. Вторая заключается в том, что процесс создания продукта для ребенка имеет едва ли не первостепенное значение. Его деятельность отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребёнок в отличие от взрослого, для которого решение проблемы (осознание, поиск подходов) самый трудный и мучительный процесс, с лёгкостью начинает интересную для него деятельность. Увлекшись поиском, он обязательно закончит положительным результатом. Это третья особенность детского творчества, которая, безусловно, связана с первыми двумя и особенно со второй. Педагогическая практика должна строиться с опорой именно на эти особенности творчества, не смотря на то, что они демонстрируют несовершенство психических процессов в развитии ребёнка, столь естественных в этот возрастной период. При этом важно целенаправленное обучение, в котором особая роль отводится воображению.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Проявление творческих способностей детьми в изображении природы через пейзажную живопись“» размещена в разделах
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
По мысли Парамоновой Л. А., каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у детей мышления (особенно образного) и воображения, а также овладения детьми произвольностью и свободой поведения (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определения собственной задачи и способов её решения).
Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей считается общепризнанным и является традиционным предметом психолого-педагогического анализа. В целом ряде исследований и методических разработок (Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, А. И. Савенков, Г. В. Лабунская, Н. А. Сакулина, Е. А. Флерина, Н. Б. Халезова, Б. П. Юсов, С. Г. Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, аппликации и других видов художественной деятельности на разных этапах дошкольного детства. Условия их формирования отражены в ряде дошкольных образовательных программ, как общего, так и специального профиля.
И. А. Лыкова в программе художественного восприятия дошкольников «Цветные ладошки» выделила педагогические условия для эффективного художественного развития детей, а именно:
- формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной деятельности детей;
- создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самодеятельного детского творчества;
- ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно - прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения;
Необходимыми педагогическими условиями для формирования художественного творчества у детей дошкольного возраста средствами интеграции различных видов художественной деятельности являются (Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Е. Зацепина) :
- приоритетное внимание к специфической детской деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, музыкальной, которая может при условии оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребёнка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием;
- творческий подход педагогов к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приёмов в этом направлении;
- создание художественно-эстетической среды в детском учреждении. При этом в оформлении помещений активное участие должны принимать сами дети; использование рисунков, лепки, аппликации, как выполненных детьми индивидуально, так и коллективных композиций; систематическая организация выставок детского творчества;
- широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр и игровых ситуаций, что максимально способствует созданию личностно значимой для ребёнка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей;
- вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки, в которой протекает работа с детьми (новизна и разнообразие обстановки, форм, средств, методов с детьми, предоставляемых им материалов;
- исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества;
- внимательное, тактичное отношение к каждому ребёнку, уважение к процессу и результатам его творческой деятельности. Создание творческой и доброжелательной атмосферы на каждом занятии с детьми, формирование такого же отношения к детскому творчеству и результатам со стороны родителей детей;
- доверие к ребёнку, - его возможностям, отсюда максимальная активизация детей, предоставление им самостоятельности, исключение излишней опеки, навязывание своего (взрослого) представления о возможном результате;
- изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности и развитии их творчества;
- осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и других видов художественной деятельности, что означает, прежде всего, предпочтение ближайшего окружения, как природного, так и созданного человеком (включающего искусство и его творцов, знакомство с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю, учет местных традиций, включение в процесс познания характерного для региона народного искусства разных видов (музыкального, декоративно-прикладного и др.).
Острота проблемы интеграции изобразительных искусств и разных видов художественной деятельности детей в детском саду рассматривается как путь становления основ художественной культуры и художественно-творческого развития каждого ребёнка.
Интеграция видов художественной деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамическое художественное содержание и, с другой стороны менее привязана к стандарту в поиске замыслов, в выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну (И. А. Лыкова).
Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности, особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной, инструментами (карандашами, стеками, кисточками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. В условиях интеграции изобразительная деятельность выступает как социально-педагогическое явление, которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребёнка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребенка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержневым основанием выступает художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства с произведениями искусства (подлинниками) и творчески создают в разных видах художественной деятельности.
Таким образом, включение в педагогический процесс интеграции разнообразных видов художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в оформлении детского учреждения, наполняет жизнь детей новым смыслом, создаёт для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости от владения умениями создавать прекрасное своими руками, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения.
Литература:
Комарова Т. С., Антонова А. В., Зацепина М. Б. «Красота. Радость. Творчество» : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М. : «Карапуз - дидактика», 2006.
Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : Издательский центр «Академия», 20002.