Солодина Клара
Обобщение педагогического опыта «Воспитание у детей любви к Малой Родине»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание у детей любви к Малой Родине
Детство - каждодневное открытие мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде
всего, познанием человека и Отечества.
В. А. Сухомлинский
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его значимость).
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Воспитание у детей любви к Малой Родине“» размещена в разделах
Задача по привитию любви к родному краю, его природе встает все острее, ведь по данным статистики известно, что процент молодежи, покидающей Россию, растет из года в год. Поэтому мы, те, кто работает с детьми, должны наполнить их сердца любовью и гордостью к тем местам, где они родились. Любовь к родному краю, к своей малой Родине не возникает у детей сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Именно в процессе введения дошкольников в мир культуры и истории малой Родины происходит первоначальный процесс зарождения зачатков патриотизма и гражданственности. Зарождаясь на любви к малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов, поднимаются до осознанной любви к своему Отечеству.
Быть патриотом – значит ощутить себя неотъемлемой частью Отечества. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества. Поэтому разработка научно- обоснованных концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан, его теоретических основ является актуальной задачей.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)
Первые шаги гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?
Концептуальность патриотического воспитания обуславливает раскрытие
культурных истоков через интеграцию видов детской деятельности, средства познания, дающие возможность ребенку раскрыть культурные традиции и самостоятельно демонстрировать свое отношение к ней.
В своей работе по формированию нравственно- патриотических чувств у детей я должна придерживаться важнейших педагогических принципов :
- сотворчество детей, родителей, педагогов в совместном процессе освоения традиционной отечественной культуры и создание единого коллектива Дети- родители- сотрудники ДОУ. Работа не будет эффективна, если не установлена тесная связь с родителями детей. Ведь культурные эталоны, духовные ценности, которых придерживается семья, как правило, усваивает и ребенок;
- формирование целостного представления о мире и его законах через системное, комплексное освоение каждого явления в его природном и социокультурном контексте.
Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «Не навреди!»
Принцип индивидуального и личностного подхода.
Новизна педагогического опыта заключается в комплексном использовании:
Инновационного метода проектной деятельности, применении технологий музейной педагогики при активном сотрудничестве с родителями.
Наличие теоретической базы опыта
Теоретическая база опыта очень важна, ведь моя работа в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания дошкольников в огромной мере зависит от знаний самого воспитателя. В своей педагогической практике я использую методические пособия: «Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий/ авт. Сост. Е. Ю. Александрова», Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешина, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская, «Традиционные праздники и обычаи мордвы»- морд. изд-во, «Растите детей патриотами» Н. Д. Жариков, Приобщение к истокам русской народной культуре» О. В. Князева, М. Д. Маханева, «Инсар» М. П. Кулясов, Ю. А. Мишанин, «Родной край» Г. И. Жуковская, журналы «Дошкольное воспитание».
Технология опыта.
Знакомство дошкольников с культурными истоками малой Родины становится в настоящее время одним из приоритетных направлений.
В детские годы формируются основы качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к малой Родине.
Перед тем как приступить к планированию работы, мною и педагогами нашего детского сада были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном городе, республике. Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашей республике, проведено анкетирование.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывает:
o к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию города, края;
o у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории города, края;
o 80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости;
o 40 % родителей затрудняются в знании истории города, края;
o 20 % родителей не знают и не хотят знать историю города и края.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Родной край люби и знай!»
Метод проекта позволил детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Задачи проекта:
• Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
• Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
• Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
• Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
• Расширить знания детей о флоре и фауне нашего края.
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Познакомить с культурой и традициями мордовского края.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Основные направления реализации проекта:
1. Разработаны проекты:
• “Мой дом – моя семья”;
• “Хорошо у нас в саду”;
• “Мой город”;
• “Животный и растительный мир нашей местности”;
• “Моя Родина – Моя Мордовия”;
• ‘Культура моей Родины (обычаи, традиции, народное творчество)’
• “Герои- защитники Отечества”;
• “Мы – дети Земли”;
• “Они защищали нашу Родину”.
2. Проведен цикл познавательных занятий, на темы:
• “Мой город Инсар»,
• «Моя Родина – мордовский край!»
3. Организована творческая деятельность воспитателей, детей и родителей :
4 Проведение праздников в детском саду:
• “День Защитника Отечества”;
• “9 мая – день Победы”;
• “Праздники по народному календарю”.
5 Выставки детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей :
• “Славься Край Мордовский!”;
• “Город Инсар – глазами детей”.
6 Физкультура и здоровье:
• Организация дней здоровья.
• Спортивные развлечения, праздники, эстафеты.
• Экологические походы, поездки на море.
• Спортивные праздники “Весёлые старты”, “Мама, папа, я – спортивная семья”.
7Акции:
• “Покормите птиц зимой”.
• “Зелёный патруль”.
• “Озеленение территории детского сада”.
8. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
• Изготовление атрибутов для игр: “Пограничники”, “Моряки”, “Космонавты”, “Пожарные”, “Спасатели”, “Пешеходы и пассажиры” и т. д.
• Изготовление атрибутики государственных символов Мордовии, города, Оформление альбомов: “Достопримечательности г. Инсара, “Моя семья”, “Хорошо у нас в саду”, “Где мы любим отдыхать”, «Птицы и животные нашего края», «Природа Мордовии»
• Создание газет: “Моя спортивная семья”, “Мой детский сад «Светлячок»”.
9. Работа с родителями :
• Знакомить детей с семейными реликвиями.
• Анкетирование родителей : “Знаете ли вы своего ребёнка”.
• Посильная помощь в организации экскурсий, встреч, походов в музеи.
• Помощь в снятии видеофильмов.
• “Трудовой десант” родители с детьми (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора на участках, детский сад осенью, зимой).
• Выставка плакатов-проектов: “Каким я бы хотел видеть наш город”, “Земля – планета на которой мы живём”.
10. Социальное развитие:
• Встречи с почетными людьми города.
• Экскурсии.
• Посещение выставок.
• Создание библиотеки в группе.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Результативность опыта
Результатом моей работы и работы нашего коллектива является то, что у детей дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к родному городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей. Опыт работы показал, что необходимо в дальнейшем продолжить работу в проекте по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре». Этот мы запланировали в этом учебном году.
Возможность тиражирования
Данный педагогический опыт мы рекомендуем применять в работе детских образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Наличие обоснованного числа приложений
Своим педагогическим опытом я и педагоги нашего детского сада делилась опытом с коллегами на педагогических советах, методическом объединении педагогов района, круглых столах и семинарах республиканского и районного уровня, выступали с докладами «Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников», «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста по реализации этнокультурного компонента в ДОУ».