Ольга Кутаева
Обобщение педагогического опыта «Развитие координации движения у дошкольников посредством применения ритмической гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Кутаева Ольга Александровна, воспитатель МКДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1» г. Заволжска, высшая квалификационная категория
Назначение: обобщение педагогического опыта предназначено для педагогов ОУ
Описание: Развитие координации движения у дошкольников посредством применения ритмической гимнастики
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие координации движения у дошкольников посредством применения ритмической гимнастики“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
В настоящее время здоровье дошкольников отнесено к приоритетным направле-ниям государственной политики. В ФЗ «Об образовании в РФ», в Федеральном государ-ственном образовательном стандарте (ФГОС, в СанПиН, прописано, что воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно не-обходимой и основной задачей каждого дошкольного учреждения.
Основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном воз-расте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ре-бенка.
Поэтому, на сегодняшний день является одним из актуальных вопросов, совер-шенствование старых здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и поиск новых форм, средств и методов физического воспитания.
Цель применения ритмической гимнастики — совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, формирование двигательно-эмоциональной сферы детей.
Применение данной технологии обеспечивает решение следующих задач:
Оздоровительные задачи: повышение защитных свойств организма и устойчивости к заболеваниям.
Образовательные задачи: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
Развивающие задачи: развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, координации движений, ритма в процессе двигательной деятельности.
Воспитательные задачи: формирование потребности, а в последующем привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни.
Обучение по данной технологии, позволяет качественно улучшить процесс физического воспитания и физической подготовленности дошкольников в силу своей доступности, универсальности и эмоциональности. На занятиях создается положительный психологический настрой, необходимый двигательный режим. Здесь и темп, и интенсивность движений, работа всех мышц и суставов, ритмическая музыка. Всё это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию, обеспечивает разно-стороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Ритмическая гимнастика реализует программные задачи образовательной области «Физическое развитие»:
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Привитие навыков правильной осанки. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка;
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Ритмическая гимнастика позволяет интегрировать следующие области:
«Социально-коммуникативное развитие»: использование на занятиях логоритмических и танцевальных упражнений, ритмических жестов выраженных с помощью движений характера персонажа.
«Познавательное развитие»: создание образов окружающей среды, с помощью танцевальных упражнений.
«Художественно-эстетическое развитие»: использование музыкальных произведений для создания различных художественных характеров на занятиях ритмикой.
При разучивании движений, применяются два метода: целостный (относительно простые по координации движения осваиваются целостно, по показу) и расчлененный (более трудные упражнения разучиваются отдельно, без музыки, поэлементно).
При обучении ритмике используются традиционные методы:
наглядный, словесный и практический.
В наглядном методе это прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов.
Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Приемы, которые относятся к словесному методу, следующие:
описание и объяснение движений с опорой на жизненный опыт и представления детей;
пояснение или уточнение отдельных элементов;
указание ошибок при самостоятельном выполнении движений детьми;
предварительная беседа при введении новых движений;
вопросы детей до выполнения движений, для осознания последовательности движений;
команды и сигналы педагога, которые требуют различной интонации и динамики;
образный сюжетный рассказ, применяемый для развития выразительности и лучшего перевоплощения в образ.
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т. д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Практические методы связаны с практической деятельностью, они обеспечивают проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями практического метода являются игровой и соревновательный.
Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный. Он может использоваться на ритмических занятиях и с детьми школьного возраста. Игровой метод учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу.
Соревновательный метод используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков, воспитанию морально-волевых черт личности.
Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом.
Действия педагога:
демонстрирует выполнение упражнений;
исполняет отдельные роли в подвижных играх, роль водящего;
показывает, кто лучше, кто правильно выполняет задание;
регламентирует весь процесс обучения на ритмических занятиях в соответствии с задача-ми, содержанием, структурой занятия.
Занятие проводится фронтально, но в целях совершенствования знакомых движений педагог распределяет занимающихся на небольшие группы, предлагая действовать самостоятельно, стимулирует к творческому поиску, предлагая задания: изменить упражнение в связи с изменившимся характером музыки, подвижную игру провести с измененными правилами, составить варианты игр, придумать новые.
Основной структурной единицей ритмики является композиция, то есть слитное по тех-нике выполнения и непрерывное по содержанию двигательное упражнение, которое состоит из трех частей (вводной или подготовительной, основной и заключительной, представленных разными по направленности воздействия движениями.
Целью вводных упражнений является настрой на занятие, организация детей, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. К таким упражнениям относятся вводная ходьба, легкий бег; чередование ходьбы, бега, прыжков, галопа.
В основной части идет основная работа над развитием двигательных способностей; гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и всех других качеств. Для основной части характерны упражнения для мышц плечевого пояса и шеи, наклоны, повороты, упражнения для туловища и специальные упражнения для ног.
В заключительной части занятия постепенно снижается нагрузка и обеспечивается постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей, используются упражнения на расслабление мышц и восстановление дыхания.
Важное место на занятиях коррекционной ритмикой занимают:
упражнения на внимание, которые развивают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, а также все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Дети учатся сосредотачиваться и проявлять волевые усилия;
упражнения на развитие дыхания, которые вырабатывают правильное диафрагмальное дыхание, увеличивают продолжительность выдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, туловища, головы;
упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные упражнения способствуют развитию координации движений, повышают общую работоспособность ребенка на занятиях.