МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта работы на тему: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования (4 фото)

Елена Паутова
Обобщение педагогического опыта работы на тему: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования
▼ Скачать + Заказать документы

Предмет: познавательное развитие детей через конструирование.

Цель: выявить каким образом можно расширить знания детей через конструирование.

Задачи:

1. выявить какие есть виды конструкторов.

2. выявить какие есть виды конструирования.

3. конструирование по возрастам.

4. значение конструирования.

Актуальность

Публикация «Обобщение педагогического опыта работы на тему: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования» размещена в разделах

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Понятие «конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.

Конструирование является практической деятельностью детей, направленной на получение определенного, заранее продуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей потребностям и интересам детей. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, но и форму, величину, строение; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали. А затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез).

Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности.

Формы работы:

Накопление теоретического материала.

Реализация материала в дальнейшем.

Концепция:

Основная концепция состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе совместной и самостоятельной деятельности (конструктивной, исследовательской, игровой.). Педагог должен организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы он сам смог додуматься до решения проблемы и сам объяснил, как надо действовать в новых условиях.

Умение увидеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будут помогать ребенку, как в организованной, так и в свободной деятельности.

Основная задача моей педагогической деятельности сформировать у ребенка умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить в себе способность к самоизменению.

Значение конструктивной деятельности из строительного материала для всестороннего развития дошкольника

• конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование - создание различных построек из строительного материала тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной дея-тельности, в частности в конструировании. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета (форму, величину, строение и пр., у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

В деятельности, направленной на достижение определенной цели, совершенствуются не только сама эта деятельность, но и зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возраст производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространственных представлений. И в этом большая роль принадлежит конструированию. Сооружая конструкцию (постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве и на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т. д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия раз-личных сооружений и создания собственных построек. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие и различные признаки. Общие признаки свидетельствуют о наличии одинаковых составных частей: в зданиях — фундамент, стены, окна, двери, крыша; в машинах — мотор, кабина, кузов, колеса и т. д. Части различаются по форме, величине и отделке. Зависят эти различия от назначения: здания школы имеют большое количество широких окон, чтобы в классных комнатах было много света; здания жилых домов имеют более узкие окна с балконами; здание магазина— широкие витрины и т. д. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся пла-нировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным.

В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.

Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т. п., овладевают и такими понятиями, как «высокий — низкий», «широкий - узкий», «длинный — короткий».

Конструирование на занятиях и в играх является средством не только умственного воспитания, но и формирования моральных качеств личности ребенка. Обучение старших дошкольников сооружению построек: домиков для птиц и животных воспитывает у детей определенную направлен-ность нравственных чувств (заботу о людях, птицах, животных). Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу (вместе готовят игрушки для макетов на разные темы, например «Наша улица», вместе строят мост, театр и др.). В этом случае деятельность детей направлена на достижение общей цели. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.

В играх эти умения углубляются и закрепляются. Таким образом, при определенной направленности обучения конструированию и руководства конструктивными играми детей совместная их дея-тельность предоставляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

Нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего, гармонического развития ребенка. Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснение воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребенка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъемом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Конструирование является и эффективным средством эстетического воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (каналы, жилые дома, здания детских садов, школ, театров, а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др., воспитатель имеет возможность развивать художествен-ный вкус ребят, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей раз-вивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач, в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Конструирование из конструктора.

Виды конструкторов:

1. Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Самые первые для конструирования в младшем возрасте.

2. Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) они могут быть из разных материалов и разными цветами. Подходят любому возрасту.

3. Конструктор из блоков: классический вид кубики, цилиндры и тп.

4. Конструктор с болтовым соединением (металлические детали с болтиками) со средней группы.

5. Магнитные конструкторы (намагниченные пластины палочки, шарики) со старшей группы, содержит мелкие детали.

6. Электронные (различные запчасти на основе электросхем) в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники. Детали собираются без спайки.

7. Конструктор с суставным соединением: у него особое соединение имитирующее суставы. Такой конструктор развивает пространственное мышление.

8. Решетчатый конструктор: его детали напоминают решетку.

Виды конструирования

• Техническое конструирование (из строительного материала, деталей конструкторов имеющих разные способы соединения)

• Художественное конструирование дети создают образы из конструктора (роботы, пистолеты и т. п)

Видов очень много и все чему-то учат ребенка. В младшем ворзрасте через констрктор дети могут познавать окружающий мир делая все по показу и обьснению воспитателя. Это такие постройки как стол, стул, забро и т. п. Так же знакомство с основными деталями. Знакомство с размером и формой (широкий,узкий, высокий, низкий). Дети отображают реальные обьекты и усваивают сенсорные эталоны. Сама конструкт деятельность является средством нравственного воспитания и воспитывает:

• Трудолюбие

• Самостоятельность

• Инициативу

• Упорство

• Организованность

В среднем возрасте действия с конструктором увеличиваются. Закрепляются конструктивные навыки. Развивается ориентировка в пространстве. Развивается мелкая моторика. Так же развивается память, мышление, воображение. Дети могут сроить по своему замыслу а не только так как научил воспитатель. Могут строить по рисунку а не по объёмному образцу. Речь обогащается новыми терминами «деталь», «Кубик», «прямоугольник», «пирамида», «вверх», «вниз», «взади» и т. п

В старшем возрасте конструктор помогает развивать усидчивость и внимание. Ведь перед тем как сделать постройку нужно внимательно рассмотреть образец, подумать а потом действовать. Обогащается речь новыми терминами «брусок», «цилиндр», «куб» и т. п.

Варианты конструирования:

Вариант 1 Конструирование по образцу (методика Ф. Фребеля). Сначала детям дается образец и они делают по образцу. Образец может быть объёмный а далее уже в виде рисунка.

Вариант2. Конструирование по условиям

(методика Н. Н. Поддьякова). Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяю лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение.

Вариант 3 Конструирование по замыслу или по теме. Детям предлагаю общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают

способы их выполнения.

Вариант 4 Каркасное конструирование (методика Н. Н. Поддьякова). Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных

его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.

Вывод: Таким образом можно сказать что конструирование охватывает большой круг разнообразных образовательных и развивающих задач. От развития мелкой моторики до формирования сложных мыслительных действий.

Конструирование из бумаги

Конструирование-это продуктивная деятельность результат которой ребенок видит сразу.

Сам процесс решает множество задач но прежде всего развитие мелкой моторики и мышления.

Малыши в младшем возр(2-4 года) знакомятся с бумагой и ее свойствами. Они могут выполнить несложные задания типа сложить бумагу пополам. Надорвать ее. И т. п Можно мастерить небольшие поделки сминание бумаги (она разворачиватеся-живая бумага). Поделка снеговичок, гусеница, ягодки и т. п. естественно под контролем воспитателя. Помогает развить уркгозор малышам. Могут сравнить бумагу и картон. Знакомятся с разновидностями бумаги. Развивается речь пополняясь новыми терминами широкий-узкий, маленький большой и т. п.

Дети по старше (4-5 лет средняя или старшая) их возможности увеличиваются они могут согнуть аккуратно, надорвать В среднем возрасте могут и ножницами помочь, сложить по диагонали сделать сюжетную общую поделку из бумаги (морская флотилия) В среднем уже можно вводить операционные карты (это карты с последовательностью действий) а не только показ воспитателя. Можно сделать такую карту на которой ребенок может разогнуть и посмотреть последовательность сгибания. Она требует большого расхода сил и времени. Так же знакомятся с разновидностями бумаги. Тем самым развивая сенсорику.

В старшем возрасте умственная способность повышается и развивается моторика рук. Могут освоить способы конструирования на основе геометрических фигур типа квадрата (кораблик из квадрата). Приемы складывания на основе базовых форм (треугольник, двойной треугольник). Так же присуще конструирование из ткани (то же можно взят и в подготовительной и средней группе).

В старшей подготовительной группе можно брать конструирование по замыслу т. к мелкая моторика развита лучше. Так же в подготовительной группе можно брать технику папье-маше но под присмотром воспитателя Поучатся такие простые поделки как блюдечко (знакомить с росписью любой можно)

Полюсы конструирования из бумаги:

Устанавливают добрые взаимоотношения

Увеличивается память

Мышление развивается

Мелкая моторика развивается

Развитие сенсорных способностей

Развитие речи

Углубляет познания о свойствах предметов.

Заключение:

Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.

Обобщение педагогического опыта работы на тему: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования
Фото №1 Предмет познавательное Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов развитие детей через конструирование
Публикации по теме:

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта работы на тему: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования
Опубликовано: 27 мая 2020 в 09:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта работы на тему: Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством конструирования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Паутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД