Приложение МААМ

Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей.

Анна Остапенко
Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей.
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей

ОБЖ

«Единственная красота, которую я знаю – это здоровье».

Г. Гейне

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологических потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, потребности во сне, способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев.

Публикация «Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей,» размещена в разделах

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего ДОУ, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. В этом деле нет мелочей.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст — важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом.

Не случайно, в федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования безопасность жизнедеятельности детей выделена в отдельную образовательную область, содержание которой направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Я считаю важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей, но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Период дошкольного детства характеризуется нарастанием у детей двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций, поскольку реакции детей по сравнению с взрослыми замедленные, они гораздо позже могут правильно отреагировать на возникшую опасность.

Все мы - педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и привить стремление к здоровому образу жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте. В третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Поэтому приоритетным направлением в своей работе я выбрала программу «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

Основная цель - Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с целью определила следующие задачи:

v Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.

v Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.

v Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

v Расширять и систематизировать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

v Формировать знания о правилах поведения дома, на улице, дороге, транспорте.

Для получения ожидаемых результатов я создала систему работы по основам безопасности жизнедеятельности, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);

• создание условий для формирования ОБЖ (учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);

• организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);

В своей работе использую программы:

1. Программа «Радуга» / Под редакцией Т. Н. Дороновой.

2. «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина.

3. Опыт формирования необходимых знаний, умений и навыков у дошкольников в организации здорового образа жизни. В. Г. Алямовская, Г. А. Баранчукова, К. Л. Казаковцева.

4. «Жизнь вокруг нас» / Под редакцией Н. Н Авдеевой, Г. Б Степановой.

5. «Познай себя» Е. С Фролова, Е. Э Цветкова.

Взаимодействие с детьми в процессе работы осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:

- занятия; игры-занятия; беседы; чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций по теме; наблюдения; экскурсии; сюжетно – ролевые игры; настольные, дидактические, подвижные игры; просмотр мультфильмов; продуктивную деятельность; отгадывание загадок; развлечения; досуги;

На некоторых аспектах хочу остановиться подробнее:

метод сравнения - дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т. д. ;

метод моделирования ситуаций, при котором, детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе; дым из соседнего дома; прорвало водопровод, что ты будешь делать?Подай ножницы правильно; нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

метод повторения - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность;

экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?» Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Тогда я поднесла к зажженной свече снежинку из бумаги, она начала дымиться и дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Я проводила различные эксперименты, например:

• со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;

• со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;

• глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;

• при работе с утюгом – различные виды тканей.

Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость;

игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта); придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара» «О доме, где я живу и где много электрических приборов». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).

Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Ребенок может оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у него самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, я использую лишь частично и больше внимания уделяю организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Знания преподносятся в доступной и увлекательной для детей форме. Ведь всё, чему играя обучаю детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Работу, направленную на освоение ребенком правил безопасного поведения осуществляю ступенчато:во-первых, надо понять, что именно дети знают, думают, чувствуют и, опираясь на уже имеющиеся у детей представления дать необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения; во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь детям овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте; и, главное, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, при этом важно научить ребёнка объяснить собственное поведение. Если он сможет объяснить, как он вёл себя, почему это случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. И совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице, дома, во дворе, с другими людьми, тем меньше станет опасных для их жизни и здоровья ситуаций.

Я считаю, что главной особенностью в формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста является то, что при знакомстве детей с правилами безопасности очень важно делать акцент на формирование у них определённой модели поведения, которая в сочетании с рассмотренными выше механизмом и направлениями способствуют наиболее эффективному усвоению детьми знаний и навыков безопасности жизнедеятельности :

• предвидеть опасность

• уметь принять меры во избежание опасности

• уметь обращаться за помощью к другим

• уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях

Работу по разделу «Ребенок дома» начала с экскурсии на кухню, прачечную, медицинский кабинет. Играли в дидактические игры: «Полезные инструменты», «Умные машины», «Электроприборы» и др. На занятиях по аппликации дети делали друг другу замечание, при неправильном обращении с ножницами, учили правильно их подавать.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Я стараюсь направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержания образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительских собраниях с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражаю текущие события, несущие конкретные знания и рекомендации.

Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Малыш постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности., Семья, один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, и поэтому должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Жизнедеятельность детей неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

Так давайте же постараемся вместе сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Публикации по теме:

Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников»Обобщение и распространение педагогического опыта «Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников» Разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников позволяют оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребёнка, привлекать.

Обобщение педагогического опыта. «Формирование у ребёнка валеологической культуры, основ валеологического сознания». Надежда Яковлева. Обобщение опыта по формированию у ребёнка валеологической культуры,основ валеологического сознания". План: 1. Обоснование.

Обобщение педагогического опыта «Использование современных образовательных технологий в физическом воспитании дошкольников» Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных.

Обобщение педагогического опыта «Пальчиковые игры, как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1. Литературный обзор состояния вопроса. 1.1История темы педагогического опыта в педагогике. 1.2. Основные понятия, термины в описании.

Обобщение педагогического опыта по организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ. Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе: не храним, что имеем, ` не щадим, не жалеем, ни за что.

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (продолжение) Дидактическая игра «Вода не вода» демонстрирует степень распространения воды в природе и ее необходимости. И хотя на глобусе дети видят.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Пропаганда здорового образа жизни и укрепления здоровья детей (обобщение опыта работы) Главными факторами здоровья является здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни - это разнообразная деятельность, направленная на сохранение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей.
Опубликовано: 29 октября 2016 в 20:46
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта по охране безопасности жизни детей.» (включая файлы) размещена пользователем Анна Остапенко (УИ 820897) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД