Ольга Магницкая
Обобщение педагогического опыта по теме «Народное декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Меня всегда интересовало декоративно-прикладное искусство. Это одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста.
Занятия по декоративному рисованию я тесно связываю с ознакомлением с народным декоративным искусством. Дети при этом видят богатство народной фантазии, мастерство, что способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию.
Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Народное декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
В прошлом сохранение и развитие народной художественной традиции происходило естественным путём, теперь же это делается сознательно, целенаправленно, с самого раннего детства.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности.
Моя цель – донести до сознания моих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях. Для этого необходимо постоянно обращаться к истокам русской народной культуры : фольклору, творчеству русских мастеров-умельцев.
Народно-декоративное прикладное искусство - одно из важных средств эстетического и художественного воспитания детей младшего и дошкольного возраста. Оно помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Народное искусство, национальное по содержанию, способно активно воздействовать на духовное развитие детей, на формирование патриотических чувств.
В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Это традиции, обычаи, особенности жизни.
Каждый образ в народе имеет своё значение, символ. Так, например, птица - это символ счастья, радости, она олицетворяет собой душу наших предков. Птиц мы встречаем на полотенцах, на досках, видим их воплощение в посуде. Конь - это символ солнца, медведь - символ могущества, пробуждения природы, баран и корова олицетворяют собой плодородие, козёл - добрую силу, олень - изобилие.
Издавна предметы быта расписывались различными узорами (орнаментом, что тоже являлось своеобразной символикой: волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии и точки между ними - землю и зёрна; точки, капли, косые линии - дождь; спирали - ход солнца по небу, космос; ромбы - плодородие; круги - солнце, дом; кресты - веру. Всё это я стараюсь донести до детей.
В нашей группе создана целая коллекция изделий народно-прикладного искусства. Это изделия гжельских, городецких, хохломских мастеров, дымковская игрушка, очень много матрёшек. Дымковская игрушка особенно полюбилась детям, я думаю, за её простоту и красочность. Ведь элементы росписи дымковской игрушки очень просты. Это полосы, круги, кольца, точки, овалы. Они проходят через все возрастные группы, но расширяется их содержание, выделяются новые средства выразительности, характерные особенности, традиции каждого вида. В каждой последующей группе я возвращаюсь к знакомому виду. Затем к работе привлекаются предметы и игрушки с растительным узором (городецкая, хохломская, гжельская роспись).
По каждому виду росписи мною созданы подборки образцов. Моя задача - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие композиций.
Тщательно изучая материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов, я уточняла методы и приёмы, используемые при росписи. Начала с организации развивающей среды. Изготовила практический материал: разработала дидактические игры: «Найди силуэту пару», «Дорисуй узор», «Найди пару», направленные на расширение и закрепление знаний о народных промыслах; разработала алгоритмы с элементами народных росписей; создала условия для самостоятельной деятельности детей (доступный материал для творчества, наличие его разных видов, краски, карандаши, бумага разных цветов, силуэты изделий из картона); различный иллюстрированный материал; были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства.
Я учу детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых частей: точки, кружка, кольца, прямых и волнистых линий. Объясняю, как нарисовать несложный узор, а затем предлагаю посмотреть таблицы с элементами и компоновку их в узоре.
В процессе обучения для активизации детей, осмысленного усвоения задач я использую следующие методы и приё мы:
- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ («одевание» дымковских игрушек, работа в «мастерских» народного искусства, что повышает интерес к занятию;
- связь рассматривания с последующими занятиями по художественной деятельности, выделение тех задач, которые затем найдут отражение в рисунке, лепке;
- сравнение двух элементов, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании нового мотива;
- использование движения руки (очерчивающий жест) для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности его заполнения;
- упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых и сложных элементов после рассматривания;
- показ изображения новых элементов для детей 4-5 лет, наиболее сложных элементов для детей 5-7 лет;
- использование фланелеграфа для обучения расположению узора, поиска вариантов построения;
- называние элемента узора или действия при его воспроизведении в процессе рисования («завиток вверх, теперь вниз»);
- взаимосвязь видов деятельности (рисования, лепки, аппликации) в решении задач по декоративной деятельности;
- использование художественного слова в создании образа в рисовании, лепке, аппликации;
- сочетание музыки и изобразительной деятельности: создание образа, повышение эмоциональной отзывчивости в процессе выполнения задания;
- показ техники рисования и приёмов кистевого письма народных мастеров (что помогает в процессе обучения выработке лёгких ритмичных движений, быстроты в создании узоров);
- применение ИКТ (использование ноутбука и интерактивной доски).
Мы с детьми освоили изготовление дымковской игрушки из бросового материала. Ведь игрушки из глины тяжёлые и хрупкие, а игрушки из бросового материала очень лёгкие. Ими можно играть, не боясь, что они упадут и разобьются. Из пластиковых бутылок мы изготавливаем барышень, из контейнеров от киндер-сюрпризов - поросят, петушков, курочек, уточек, собачек. Верх бутылок обрезается на желаемую высоту юбочки. Заготовки обмазываются ровным слоем пластилина (лучше использовать скульптурный пластилин, но можно и простой, формируются мелкие детали, затем фигурки покрываем мукой, чтобы краска хорошо держалась, а далее - белой акриловой краской. После высыхания фигурки расписываем разноцветными акриловыми красками или гуашью.
Дети очень радуются, видя результат своего труда.
Знакомство детей с изделиями народных промыслов приобщает их к родной культуре, помогает им войти в мир прекрасного, учит видеть и чувствовать неповторимое сочетание красок природы, пробуждает потребность любить и радоваться жизни.