Людмила Воробьева
Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у младших дошкольников посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыт
Тема: "Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у детей младшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования".
Выполнила:
воспитатель: Воробьева Людмила Олеговна.
МБДОУ -детский сад №11 г. Меленки
г. Меленки,2022год
Образование: среднее-специальное.
Окончила: Муромское педагогическое училище.
Специальность: Воспитатель в дошкольных учреждениях.
Темочки:
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Педагогический стаж: 30 лет.
Стаж работы в ДОУ: 13 лет.
Наличие квалификационной категории: первая квалификационная категория.
Дата прохождения аттестации: 19.07.2018год.
Прохождение курсов повышения квалификации: 2022 год.
Содержание.
1. Условия возникновения и становления опыта… 4
2. Актуальность и перспективность опыта…. 5
3. Ведущая педагогическая идея…. 6
4. Теоретическая база опыта…. 6
5. Новизна опыта… 8
6. Технология опыта…. 8
7. Результативность опыта… 13
8. Адресная направленность… 16
Литература.
Приложение.
Условия возникновения и становления опыта.
Опыт "Развитие познавательного интереса к объектам неживой природы у детей младшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования" формировался в условиях МБДОУ - детский сад №11 г. Меленки. расположенного города Меленки,ул. Дзержинского, д. 31.
На современном этапе в дошкольном образовании приоритетными направлениями являются развитие интересов детей, любознательности, активности, поддержание инициативы в различных видах деятельности (ФГОС).[1]
По результатам педагогических наблюдений (Приложение № 1) в 1 младшей группе было выявлено, что дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Они привыкли к пассивной роли наблюдателей за действиями взрослых, недостаточно необходимых знаний и умений для того, чтобы поставить цель, выбрать необходимый материал, прийти к правильному умозаключению.
Очевидным стал поиск эффективных методов и приёмов педагогической работы и необходимость создания оптимальных условий для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к объектам неживой природы.
Возможностью для решения проблемы способствовала образовательная программа ДОУ, в которой обозначены условия для развития познавательного интереса у детей:
• приёмы воздействия на эмоциональную сферу детей (чувство радости);
• создание проблемных ситуаций, которые вызывают у детей чувство удивления;
• чёткая формулировка проблемы, чтобы обозначить противоречие в сознании ребёнка;
• побуждение детей к диалогу;
• подведение детей к самостоятельным выводам.
Актуальность и перспективность опыта.
Познание человеком окружающего мира происходит благодаря его активности и деятельности, которые приводят к возникновению психических явлений. При этом каждый из познавательных процессов обеспечивает определённую сторону познания человеком окружающего мира. Для обучения ребёнка в равной степени важны и необходимы все познавательные процессы, поэтому проблемы развития не теряют актуальности до настоящего времени. В настоящее время наблюдается процесс качественного обновления образования. В законодательных документах образования в РФ приоритетом берётся направление, которое направлено на формирование, интеллектуальных и личностных качеств, а образовательные программы дошкольного образования должны обеспечивать разносторонние развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей на основе индивидуального подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Исходя из принципов ФГОС ДО [1], основой развития интеллектуальных качеств является развитие познавательного интереса и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие интересов детей, любознательности, активности в различных видах деятельности, а, следовательно, познавательное развитие дошкольника должно быть направлено на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира и т. д.
Современный педагог Л. В. Свирская [6] отметила, что дети в младшем возрасте проявляют интерес к новым предметам и одним из более перспективных методов развития познавательного интереса детей к предметам неживой природы является экспериментирование. Однако дети младшего дошкольного возраста испытывают существенные трудности в самостоятельном экспериментировании, также трудно найти целостный подбор приёмов, средств, методов, затрагивающих вышеуказанные вопросы.
Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность позволило сформулировать проблему: поиск эффективных методов и приёмов и необходимость создания оптимальных условий для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста к объектам неживой природы через детское экспериментирование.
Данную проблему можно решить через создание оптимальных условий для развития познавательного интереса к объектам неживой природы через детское экспериментирование.
Ведущая педагогическая идея.
Создание оптимальных условий для развития познавательного интереса к объектам неживой природы через детское экспериментирование.
Теоретическая база опыта.
Методологической основой данного опыта являются разработки отечественных педагогов и психологов Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной и О. В. Дыбиной.
Значение познавательного интереса для общего развития и повышения качества мыслительной деятельности ребёнка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский [2]. Он писал: "Основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес, т. е. особая направленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет". Он рассматривал интерес как естественный двигатель детского поведения. Ребёнок интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Основываясь на теории Л. С. Выготского, я строила воспитательную систему и обучение детей на точно учтённых детских интересах.
Г. И. Щукина в своих работах [7] выделяет структуру познавательного интереса. Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов: интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные, творческие.
Для работы по исследуемой теме из теории Г. И. Щукиной я взяла создание проблемных ситуаций для организации любого вида деятельности.
Каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность, степень выраженности, содержательная направленность познавательного интереса.
Необходимыми условиями развития познавательного интереса являются: разнообразие и сменяемость предметной сферы, окружающей ребёнка, предоставление свободы исследования (предметно - манипулятивная игра, экспериментирование, резерв свободного времени и места для разворачивания игр. В этой связи для меня стал интересен опыт работы Дыбиной О. В. по проблеме детского экспериментирования, из которого в своей работе использовала: оборудование "Уголка экспериментирования" [4], опыты с водой, воздухом, цветом и др. [3].Через экспериментирование поддерживается познавательный интерес к объектам неживой природы у детей младшего дошкольного возраста.
Вывод: Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что решающее влияние на развитие познавательной интереса к объектам неживой природы у детей младшего дошкольного возраста оказывает использование в образовательном процессе ДОУ метода экспериментирования.
Новизна.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка для развития познавательного интереса к объектам неживой природы.
Технология опыта.
Для того чтобы повысить познавательный интерес к объектам неживой природы у детей младшего дошкольного возраста была поставлена цель: создать условия для развития познавательного интереса детей к объектам неживой природы через детское экспериментирование.
Для достижения данной цели определены задачи, при реализации которых будет достигнута цель:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Подбор инструментария и изучение уровня развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе.
3. Создание условий для развития познавательного интереса младших дошкольников через образовательную деятельность.
4. Анализ результативности работы развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста.
Подбор инструментария и изучение уровня развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста на начальном этапе.
Для изучения познавательного интереса к объектам неживой природы были подобраны следующие методики:
1. Педагогическое наблюдение. По методике Л. В. Свирской [4].
По итогам данной работы была создана карта развития детей. (Приложение № 1). По результатам педагогических наблюдений было выявлено, что у 15 (75%) детей динамика познавательного развития к объектам неживой природы скомпонованы в соответствии с возрастными диапазонам (достаточный уровень, а у 5 (25%) требуется корректировка индивидуальной траектории познавательного развития к объектам неживой природы (близкий к достаточному).
2. Для выявления предпочитаемого детьми вида деятельности и выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей была проведена диагностика детей по методике Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности» (Приложение № 2). По результатам диагностики было выявлено, что только 4 (20%) ребёнка предпочитают детское экспериментирование другим видам деятельности (недостаточный уровень). Поэтому стало необходимым включение детского экспериментирования в другие виды деятельности.
3. Опираясь на методические разработки Л. Н. Прохоровой по проблеме детского экспериментирования, составила серию заданий на выявление уровня экспериментальных знаний и умений младших дошкольников (Приложение № 3). Результаты работы с раздаточным материалом показали, что 13 (65%) детей выполняют при помощи воспитателя предложенные задания, затрудняются в определении свойств песка, воды, воздуха (уровень близкий к достаточному, а 7 (35 %) детей с большим трудом, даже при помощи воспитателя, выделяют свойства предметов неживой природы (недостаточный уровень).
На основе этого был сделан вывод: В целом, уровень развития познавательного интереса к объектам неживой природы, у большинства детей соответствуют возрастной норме, т. е. нормальному уровню развития познавательного интереса, также мы видим, что преобладает недостаточный уровень развития, дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы. Они привыкли к пассивной роли наблюдателей за действиями взрослых. У детей недостаточная осведомлённость об объектах неживой природы. Для ознакомления с объектами неживой природы, проводя экспериментирование им недостаточно необходимых знаний и умений для того, чтобы поставить цель, выбрать необходимый материал, прийти к правильному умозаключению.
Создание условий для развития познавательного интереса младших дошкольников через образовательную деятельность.
1. Создание предметно-пространственной среды.
Для организации экспериментальной деятельности в группе создан «Уголок экспериментирования», где дети проводят (самостоятельно или под руководством педагога) простейшие опыты с водой, песком, глиной, воздухом и др. Материалы уголка распределены по центрам: «Песок-вода», «Наука и природа», «Искусство», «Кулинария», «Воздух», «Манипулятивный центр». Материалы находятся в доступном для свободного экспериментирования детьми месте, в достаточном количестве, а также отвечают требованиям безопасности использования (Приложение № 4). Данные условия способствовали оптимизации и индивидуализации детей.
2. Составление тематического плана по экспериментированию во второй младшей группе.
Для составления тематического планирования использовала в режимных моментах, в НОД, в дидактических играх знакомство с объектами неживой природы (вода, лёд, песок, глина, воздух) (Приложение № 5).
3. Составление конспектов НОД в рамках экспериментальной деятельности (Приложение № 6);
4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Для того чтобы родители стали партнёрами с ДОО в реализации решения исследуемой проблемы, я выстроила свою работу по нескольким блокам:
1. Аналитический блок.
Анкетирование родителей с целью выявления познавательных интересов детей в условиях семьи (Приложение № 7).
Качественный анализ полученных ответов показал, что только 40% родителей знают интересы своего ребёнка, положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием. Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментирования они считают следующие: оказание помощи в чем-либо, поддержка. Но при этом родители говорили о своей занятости на работе, и что не хватает времени на то, чтобы все убрать за ребёнком.
Таким образом, анкетирование показало, что по развитию познавательного интереса через экспериментальную деятельность в семьях работа ведется, но на недостаточно высоком уровне. Поэтому родителям были даны рекомендации по созданию условий дома для развития детского экспериментирования с учётом интересов детей.
2. Информационно-просветительский блок.
Мероприятия, направленные на информационное просвещение родителей по данной проблеме:
• консультации: «Страничка юного исследователя» (подробное описание элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести с ребёнком в домашних условиях) (Приложение № 8);
• памятка для родителей «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». (Приложение № 9,
• фотоколлажи «День жёлтого (белого, зелёного, красного) цвета» (тематические дни, «Мы экспериментируем» (знакомила родителей с тем, как дети экспериментируют в группе с различными материалами). (Приложение № 10).
3. Практический блок.
Мероприятия, направленные на привлечение внимания родителей к экспериментированию дошкольников.
Нетрадиционные формы работы:
• Во 2 младшей группе был проведён мастер-класс «Рисуем обычное необычно», на котором познакомила родителей с различными техниками рисования с элементами экспериментирования (монотипия, кляксография, набрызгивание, рисование штампом) (Приложение №10).
• Рекомендации родителям: «Экспериментируем вместе» (рекомендовала родителям поэкспериментировать с детьми дома, используя различные материалы) (Приложение № 12).
-классы для специалистов ДОУ. (Приложение № 14).
Разработанные мною презентации, конспекты непосредственно – образовательной деятельности.
на официальном сайте ДОУ, открыты для публичного просмотра. 4. Аналитический блок.
На этом этапе родителям была повторно предложена анкета, цель которой выявить отношение родителей к познавательному интересу детей (Приложение № 7).
Анкетирование показало, что в результате совместной работы с ДОУ у родителей повысился интерес к детскому экспериментированию. Они проявляют заинтересованность в развитии у своих детей познавательных интересов к объектам неживой природы. Повторный анализ анкет показал, что родители создают условия для детского экспериментирования. Для организации экспериментирования имеются все необходимые материалы (песок, глина, камушки, ракушки, пёрышки, соль и др., приборы (лупы, весы, игровые материалы (мыльные пузыри, вертушки, формочки, трубочки и др.).
5. Использование в педагогической деятельности информационно-коммуникативных технологий (ИКТ): презентация опыта работы по теме дошкольного экспериментирования для педагогов. (Презентация для родителей и педагогов «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возроста», Могут быть использованы в полной мере интернет–пользователями.
Результативность.
Сравнительная динамика педагогических наблюдений
(по Л. В. Свирской).
Рис. 1 Распределение уровней познавательного развития детей.
Начальный этап (1 младшая группа) – октябрь, 2021.
Заключительный этап (1 младшая группа).апрель. 2022.
Проанализировав график уровня познавательного развития детей, можно сказать, что к концу 1-ой младшей группы у большинства детей (60%) познавательное развитие к объектам неживой природы скомпоновано в соответствии с возрастными диапазонами. Дети могут различать тактильные свойства предметов, материалы, из которых изготовлены предметы, знают особенности некоторых природных материалов, экспериментируют с предметами.
Сравнительная динамика диагностики "Выбор деятельности"
(по Л. Н. Прохоровой).
Рис. 2 Распределение уровней познавательного интереса детей к различным видам деятельности.
Начальный этап (1 младшая группа) – октябрь, 2021.
Рис. 3 Распределение уровней познавательного интереса детей к различным видам деятельности.
Заключительный этап (1 младшая группа) – апрель, 2022.
Проанализировав график уровня познавательного интереса детей к различным видам деятельности, можно сказать, что к концу 2-ой младшей группы у детей был повышен познавательный интерес к детскому экспериментированию (на 25%). Дети чаще выбирали данный вид деятельности, им нравилось экспериментировать с объектами неживой природы.
Сравнительная динамика развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования (по Л. Н. Прохоровой)
Рис. 4 Распределение показателей уровня развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Начальный этап (1 младшая группа) – октябрь, 2021.
Заключительный этап (2 младшая группа) – апрель, 2022.
Проанализировав график уровень развития познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, можно сказать, что к концу 2-ой младшей группы у детей был сформирован познавательный интерес к объектам неживой природы через экспериментирование, дети могут выделить свойства и качества материалов неживой природы, о чём свидетельствуют результаты педагогических наблюдений и диагностик.
Адресная направленность.
Данный опыт может быть использован в полном объёме воспитателями, частично узкими специалистами ДОУ, в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста, при взаимодействии с семьями воспитанников.
Литература.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М. : ТЦ Сфера, 2018.
2. Выготский Л. В. Проблемы развития психики. Собрание сочинений: В. 6 т. - М. : Педагогика. 1983. - Т. III.
3. Дыбина О. В. Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М. :ТЦ Сфера, 2013.
4. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2012.
5. Мишняева Е. Ю. Карты развития детей от 3 до 7 лет - М. : Из-во "Национальное образование", 2016
6. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. – М. : АРКТИ, 2004.
7. Свирская Л. И. Методика ведения педагогических наблюдений. Образовательные проекты; М. : ЛИНКА - ПРЕСС, 2010.
8. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. : Педагогика, 1971.
Интернет – ресурсы.