Алла Машкина
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ по теме:
"Теоретическое обосновния проведения праздничных мероприятий в детском саду в форме бала. "
Введение.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т. е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.
Публикация «Обобщение педагогического опыта музыкального руководителя ДОУ» размещена в разделах
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная музыка звучит повсеместно и пропагандируется средствами массовой информации. И её,конечно же, слышат наши дети. Её агрессивные ритмы, невыносимая громкость, сверхвысокие частоты воздействуют на область подсознания, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние человека.
Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от такой музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку.
«Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь…»
Фридрих Ницше
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Именно здесь он может приобщиться к настоящему искусству, которое будет противостоять негативным влияниям современной музыкальной культуры. Дети -дошкольники особенно чутки ко всему окружающему,поэтому следует очень ответственно подходить к выбору музыкального репертуара и содержанию занятий, влияющих на музыкальное и эстетическое развитие воспитаников.
«Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека». Василий Александрович Сухомлинский
Немаловажную роль в воспитании гармоничной личности ребенка имеют музыкально-ритмические движения. Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому.
Музыкально-ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Достигая 7-летнего возраста, дети подготовительной группы владеют достаточным набором танцевальных движений, который позволяет разучивать с ними достаточно сложные танцевальные композиции. Такие танцы являются украшением утренников в детском саду. Задача музыкального руководителя, на мой взгяд, состоит в том, чтобы расширять кругозор детей старших дошкольников, включать в занятия танцы различных жанров, проводить интересные стилизованные праздники. Одной из форм проведения утренников в детском саду, я считаю детские балы.
Актуальность
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания дошкольников. В начале этого века в России начали возрождаться балы. Для детей, подростков и молодежи как развлечение, обучение манерам и этикету, воспитание и возвращение традиций и ритуалов. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в необходимости:
- развития у дошкольников музыкального вкуса,сформированного на лучших образцах классической танцевальной музыки;
- освоению музыкально-ритмических и танцевальных движений, составляющих основу классических танцев (адаптированных для дошкольников;
- обучения манерам и бальному этикету;
- расширению знаний детей об историко-бытовых танцах.
Выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм проведения праздничных мероприятий в детском саду.
Бал – это торжественное мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа. Наши предки считали, что танцы облагораживают человека, а потому они преподавались во всех учебных заведениях Российской империи. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском,кадетском училище.
В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.
Наука бального общения требовала долгих лет обучения. Поэтому бальная культура входила в жизнь человека еще в детские годы в виде уроков танцев и посещения детских балов. Обучение танцам начиналось с 6-7 лет (соответствует возрасту современных воспитаников подготовительной группы детского сада)
Детский бал в саду – это возможность для детей почувствовать себя взрослыми, научиться манерам, правилам этикета и поведения в светском обществе. Важно научить детей бережно относиться к своей истории и помнить о рыцарском отношении к дамам.
Также бал предоставляет возможность побывать в сказке и погрузиться в атмосферу волшебства.
Детские балы, равно как и взрослые,предполагают определённый дресс-код. Для мальчиков обязателен костюм с галстуком или бабочкой, для девочек нарядное бальное платье, (желательно наличие перчаиок).
При подготовке к балу развивается эстетический вкус,культура поведения и общения, художественно-творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Таким образом, органично сочетая в себе музыку, движение, социальное взаимодействие, бал является эффективным средством физического, музыкального, этического и художественно - эстетического воспитания и развития обучающихся.
Целью проведения балов в детском саду является освоение базовых знаний по историко- бытовому танцу для участия в тематических балах.
Какие же могут бть поставлены задачи:
Обучающие:
- в доступной форме познакомить с историей проведения балов;
- изучить основные элементы танцев, составляющих программу бала;
- формировать навыки общей культуры и бального этикета.
Развивающие:
- развивать общую физическую подготовку детей
(координацию, выносливость, ловкость);
- развивать танцевальные данные (гибкость, пластику);
- развивать ритмичность, музыкальность, артистичность;
- развивать моторно-двигательную память, чувственно-образное
мышление, способность выражать характер музыки танцем;
- развивать эстетическую культуру.
Воспитывающие:
- воспитывать культуру поведения и общения на балах;
- воспитывать трудолюбие, терпение, навыки общения в
коллективе.
В процессе разучивания танцев дети учатся уметь различать вступление и основную мелодию, осваивают понятия
«ритм», «размер», «такт», «музыкальная фраза». Помимо этого, детей следует познакомить с историческими корнями и географическим происхождением бальных танцев, рассказать подробности о тех или иных народах, странах. Все это является богатейшим материалом для проектной деятельности в нашей работе.
Структура бала.
Открывался бал полонезом, он в торжественной функции первого танца сменил средневековый менуэт. Во время исполнения полонеза используется шаг, напоминающий ходьбу, поэтому он и называется «танец-шествие». Шаг полонеза совершенно не похож на бодрый шаг во время утренней прогулки. Темп полонеза сдержан и полон достоинства, практически как при шествии процессии. Он также включает в себя ряд фигур, таких как поклоны и поворотывращение вокруг своей оси, временное расхождение партнеров, кружение партнера вокруг партнерши. Полонез считается самым традиционным польским танцем.
После шел па-де -грас. Падеграс — (от франц. pas de grase, парный бальный танец со спокойными, изящными движениями, муз. размер 4/4. Был сочинен в России в конце XIX в. русскими балетмейстерами Е. М. Ивановым и А. П. Бычковым. Для танца характерны небольшие шаги, приседания и фиксированные позы. Падеграс популярен на танцевальных вечерах и балах
Не обходились и без мазурки, ставшей международным бальным танцем.
Непременным атрибутом и королем балов стал вальс! Сколько упоительной свободы в плавном движении! В это же время появился еще один танец, успех которого затмил популярность многих других, — полька. Завершался бал танцем-игрой котильоном, своего рода финальным выступлением всех участников. Танцевали в то время кадриль и другие различные виды танцев
Применительно к детскому саду: какие бывают балы и в каком формате их можно проводить? Вот какие разновидности утренников -балов проводились нашим коллективом :
1. Осенний Бал, на котором главным действующим персонажем выступает Королева Осень. (Например: "Бал в Королевстве Овощей и фруктов", Бал царицы Картошки, "Бал Короля Томата")
2. Новогодний бал. Как правило, новогодние балы проводится либо в формате сказки (Например "Золушка", "12 месяцев", сказочный бал игрушек, либо новогодний бал - маскарад. Любой из этих варианов очень интересен, ярок и вызывает неподдельный восторг и у детей, и у родителей.
3. Рождественский благотворительный бал - очень замечательная форма проведения праздничных мероприятий на святочной неделе. На данном мероприятии традиционные бальные танцы перемежаюся с рождественскими стихами, песнопениями, театрализацией, повествованием о Рождестве Христовом. А так как, мероприятие позиционируется как благотворительное, у родителей есть возможность сообща сделать богоугодное дело добра, милосердия, помощи ближним в эти святые дни.
4. В детских образовательных учереждениях набирает популярность Сретенские балы. Они проводятся 15 февраля, в день православной молодежи. Большей популярностью пользуюся среди школ, колледжей, кадетских корпусов, ВУЗов. Но, в последнее время,наметилась тенденция к адаптации и проведения данного мероприятия в стенах детских садов.
4.Кадетский бал может рассматриваться как форма праздничного мероприятия, приуроченная к Дню Защитника Отечества, либо ко Дню героев (9 декабря). Как мероприятие, Кадетские балы также, как и Сретенские балы более традиционны для школ с кадетским движением, кадетских корпусов, военных училищ. В детских садах более распространены "Гусарские балы". Но, в последнее время стали встречаться сценарии и фотоотчеты о проведении Кадетских балов и в детских садах.
Для участников Кадетского бала обязательное условие – это знание
бального этикета и соблюдение правил поведения. На Кадетском балу принято танцевать традиционные бальные танцы: полонез, вальс, полька, кадриль – всё это, вместе со стихами, песнями, погружает участников и гостей бала в атмосферу благородства, чести и достоинства русских балов XIX века.
5.Весенний бал. Особой популярностью пользуется "Бал в Королевстве цветов" или же "Бал в птичьем царстве", приуроченный к международному Дню птиц 1 апреля.
6. Выпускной бал- традицинооая форма проведения выпускного вечера, давно уже многим полюбившаяся. Формат проведения выпускного в виде бала подчеркивает праздничную, торжественную атмосферу мероприятия.
7. Благотворительный бал "Белый цветок". В некоторых городах он проводится как благотворительная акция. Целью данного мероприятия служит реконструкция традиционного для дореволюционной России акции милосердия,которая собенно актуальна в наше время, когда идет СВО. За пожертвования организаторы бала (акции)дарили гостям белый цветок из любых материалов.
Новизна педагогического опыта.
Степень новизны опыта заключается в адаптации балов к физическому, социально-нравственному, художественно-эстетическому, познавательному развитию старших дошкольников.
Принципы педагогического опыта :
1. Создание непринужденной обстановки - дети должны чувствовать себя естественно, комфортно, погружаясь в атмосферу бала;
2. Творческая направленность – создание условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности;
3. Последовательность - усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному;
4. Принцип партнерства – вовлечение родителей в воспитательно–образовательный процесс (продумывание костюмов для бала, непосредственное участие родителей на мероприятии)
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
1. Использование интерактивной доски, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии (фотографии, видео танцев, видео реконструкции балов.)
2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях при разучивании бальных танцев. (в частности: ритмопластику, слушание музыки, дыхательную гимнастику)
В процессе обучения используются следующие методы:
- выразительный показ движений, танцевальных композиций - задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений бальных танцев (показ движений педагогами, видеоряд) ;
- словесные пояснения, уточнения - помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение;
- образный рассказ - побуждает детей представить какую либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения;
- слушание музыки и анализ её выразительных особенностей - позволяет осмысливать содержание музыкального произведения, развивает воображение, побуждает к поиску дополнительных выразительных танцевальных средств.
Теоретическая база.
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли:
- программа программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста Бурениной А. И. «Ритмическая мозаика»;
- Белов М. «Эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства»;
-Васильева-Рождественская Н. В. Историко-бытовой танец;
- Ветлугиной Н. А. «Музыкальное развитие ребенка»;
-Дрожжина, Е. Ю., Снежкова, М. Б. «Обучение детей танцам в детском саду»;
- Зарецкая Н. В., Роот З. Я. Танцы в детском саду;
-Звездочкин В. А. «Классический танец»;
-Калинина О. Н. «Прекрасный мир танца»;
-Конорова Ф. В. «Хореографическая работа с дошкольниками»;
- Матяшина А. А. «Путешествие в страну «Хореографию».
Результативность опыта.
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что детские балы - интересная, эффектраная,красивая, самобытная, познавательная форма проведения праздников в детском саду. Она направлена на развитие кругозора воспитаников, обогащению их танцевального опыта, на укрепление духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания. Организованная работа по изучению историко-бытовых танцев помогает развить музыкальный вкус, эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д. Наибольшего результата работы можно добиться при последовательной и систематической работе в разучивании историко-бытовых танцев. Погружение детей в атмосферу бала также будет способствовать результативности музыкально-ритмической деятельности старших дошкольников.
Заключение
Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Следовательно, осваивая музыкально-ритмические движения историко-бытовых (бальных) танцев,дети углубляют свои познания о истории проведения балов, истории и географии того или иного танца, формируют навыки общей культуры и бального этикета. Изучая основные элементы танцев, составляющих программу бала,
дети приобретают бесценный опыт осмысления и интерпритации классической музыки, который может стать им полезным и во взрослой жизни. Так как,все большую и большую популярность завоевывают в разных городах России Губернаторские балы, Благотворительные балы, Кадетские балы. В программу каждого из этих балов включаются танцы для всех: фигурные вальсы, марши и польки, полонез, па-дe-грас и московская кадриль. В Москве с 2013 года проводится Кремлевский Церемониальный бал. А в Севастополе традиционным стал Большой Севастопольский Благотворительный Офицерский Бал.
Таким образом,детские балы являются одной из красивейших и интересных форм проведения праздничных мероприятий в детских садах, эффективность которой в ее разностороннем воздействии на развитие дошкольника.