элла минина
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Представление обобщения опыта работы
воспитателя Мининой Эллы Федоровны
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование нетрадиционного рисования.
Публикация «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через использование нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
С давних пор известно, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития художественно-продуктивных видов детской деятельности.
Каждый из детей уникален в своём роде, в каждом можно увидеть и талантливого художника и удивительного изобретателя и настоящего артиста.
Поэтому работая в коррекционном саду, я стараюсь использовать новые, необычные приемы работы для того, чтобы заинтересовать детей.
Использование в рисовании разных техник развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику.
В настоящее время отмечается тревожная ситуация снижения уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Учитывая интерес детей к образовательной области «Художественно эстетическое развитие», я решила применить в своей работе многообразие нетрадиционных художественных техник рисования с применением их в индивидуальной работе и свободной деятельности, в сочетании с пальчиковыми играми и упражнениями для развития и подготовки руки к письму.
Актуальность
Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Сочетание пальчиковых игр, упражнений, использование различных техник в рисовании помогает ребенку развить необходимую слаженность работы кисти рук и быть уверенным в своих возможностях.
Многолетние наблюдения и опыт доказывают, что все необычное привлекает внимание детей, вызывает удивление и положительные эмоции. Именно на пике эмоций в увлекательной деятельности ребенок с удовольствием овладевает новыми познаниями и развивается гармонично.
Новизна опыта
Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста, заложены принципы поддержки и разнообразия детства. В данном случае использование нетрадиционной техники выступает, как фактор позволяющий разнообразить предметно-пространственную среду в ситуации, когда педагог может использовать рисование в индивидуальной работе, свободной деятельности, не ограничиваясь временным промежутком.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации свободной, индивидуальной, творческой деятельности воспитанников.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Целью моей деятельности стало — развитие мелкой моторики руки для подготовки детей к письму через нетрадиционные способы рисования.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
1. Научить дошкольников нетрадиционным техническим навыкам рисования.
2. Повысить двигательные навыки и умения кистевой моторики дошкольников.
3. Развить глазомер и координацию (глаз-рука)
4. Научить детей владеть нетрадиционными техниками рисования, использовать их многообразие в работе и применять при решении любой изобразительной задачи.
Технология опыта
В своей работе я использую разные формы организации по обучению нетрадиционным техникам рисования, детям предлагаются игровые задания, проблемные ситуации, беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Дети овладевают мастерством использования разнообразных приемов, техник рисования, развивают воображение, умение воплощать задуманное, координировать мелкую моторику. Дети учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве их применение в процессе работы с нестандартными материалами.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
-от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
-от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Подготовительный этап
-Подбор методической литературы
-Поиск информации о методах нетрадиционного рисования
-Пополние предметно развивающей среды в ИЗО уголке нетрадиционными материалами для рисования.
- Создание картотеки игр и упражнений для развития мускулатуры кисти рук.
-Создание в родительском уголке «Библиотеки для родителей» с подбором литературы по данному направлению.
Основной этап
Реализация перспективного плана
Первый этап «Веселые кляксы»
Второй этап «Умелые пальчики»
Третий этап «Рисую, пишу- интересно живу».
Для получения наилучшего результата работу с детьми я начала поэтапно (со среднего возраста, учитывая зрительные особенности детей коррекционного сада. В начале своей работы я решила провести диагностическое обследование. Проводя диагностику было установлено, что для большинства детей с нарушением зрения дошкольного возраста характерны нарушения в развитии зрительно – моторной координации, в согласованности действий рук и глаз. Обследование детей проводила в конце младшей группы, оно показало:
— дети продолжают испытывать трудности при правильном удерживании карандаша;
— затрудняются в нанесении линий, пятен, мазков;
— детям сложно дается умение располагать рисунок по всему листу.
Планирование работы включает в себя
— серию игровых заданий по нетрадиционному рисованию (в свободной деятельности и индивидуально)
— элементарные пальчиковые игры;
— гимнастику, упражнения, которые дают детским пальчикам полноценный отдых, развивают подвижность, формируют навык письма.
Техники нетрадиционного рисования от простого к сложному я реализовала на первом этапе : «Веселые кляксы» — средняя группа (4-5лет).
Вначале дети осваивали наиболее простую технику рисования «Ай-да ладушки ладошки» и благодаря этому научились:
— способу примакивания кончиков пальцев рук к поверхности листа бумаги, ритмично нанося пятна, мазки («Падают листья», «Новогодняя ёлочка», «Виноград» и другие);
— научились рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их («Дождик», «Солнышко», «Цветные ниточки», «Клетчатый платочек»).
Со второй половины учебного года дети осваивали более сложную нетрадиционную технику : «Печать от руки» (ладошкой, рисование ватной палочкой («Верба», «Ёжик — ни головы, ни ножек», «Весёлые воробьи», «Цветы для мам»).
В конце учебного года дети познакомились с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из поролона» и научились:
- способу получения отпечатка, держа печатку тремя пальцами;
- изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции («Укрась салфетку», «Платочки для мамы», «Новогодняя открытка»).
В итоге дети научились правильно держать карандаш, не испытывали затруднения в нанесении линий, пятен, мазков. Появилось умение видеть границы альбомного листа, располагать рисунок по всему листу. В результате детских достижений я перешла к реализации второго этапа: «Умелые пальчики»- старшая группа (5-6 лет).
Дети старшего возраста продолжали осваивать нетрадиционные техники рисования, знакомились с новыми, более сложными:
-«Рисование мятой бумагой». Ребята учились прижимать комочек бумаги к подушке с краской и наносить оттиск на бумагу. В детских работах создавался эффект лёгкости, воздушности, прозрачности («Одуванчики», «Совята», «Сирень», «Пушистый котенок»);
- «Фотокопия» — рисование свечой. Суть техники в том, что краска скатывается с поверхности листа, по которой провели свечой. Цель таких занятий помочь детям освоить метод спонтанного рисования («Морозные узоры», «Рыбки в аквариуме», «Смешная снежная баба», «Загадки, отгадки»).
-«Печать листьев»- достаточно трудоёмкая нетрадиционная техника. Ребята покрывали гуашью сухие листья, затем окрашенной стороной прикладывали на лист бумаги, прижимали и снимали, получали аккуратный цветной отпечаток растений («Золотая осень», «Бабочка красавица», «Птичка-невеличка»). Все эти техники развивают мелкую моторику и подготавливают руку к письму.
Для углубленного изучения моей темы и систематического обучения детей нетрадиционным техникам рисования мною был разработан проект «Фантазеры». Проект позволил на практике сочетать несколько видов нетрадиционных художественных техник рисования и подготовить руку дошкольника к письму.
В этот период задания носили интегрированный характер, что позволило мне, не нарушая процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста включать нетрадиционное рисование и развитие мелкой моторики руки во все виды детской деятельности. Например, на музыкальном занятии дети прослушивали композицию П. И. Чайковского, а затем рисовали «Зимний пейзаж». На занятии по развитию речи дошкольники уточняли представление о совах (внешний вид, повадки и другое, а затем рисовали на тему «Совята».
Познакомившись с более сложными техниками нетрадиционного рисования, научившись сочетать несколько их видов в рисунке, что позволило повысить двигательные навыки дошкольников, я перешла к реализации третьего этапа : «Рисую, пишу интересно живу»- подготовительная группа (6-7 лет).
В начале года предложила детям собирать свои рисунки, чтобы они могли сами наглядно убедиться, что с каждым разом они будут всё лучше и интереснее. На этом этапе ребятам были предложены более сложные нетрадиционные техники :
- «Кляксография с трубочкой». Дети на лист бумаги наносили несколько капель жидкой краски, брали трубочку (для коктейля, затем с усилием дули в трубочку и раздували краску от центра в разные стороны. Детям очень нравилось, когда у кляксы разбегались в разные стороны «ножки». Пятно дорисовывали, преобразуя в какой-либо задуманный объект, отдельные детали дорисовывали ватной палочкой, указательным пальцем («Весёлые кляксы», «Салют», «Ножки- осьминожки» и «Морские обитатели»).
-«Монотопия». Используется для изображения зеркального отражения объектов. Дети складывали лист бумаги пополам вертикально, на одной половине рисовали по детально объекты будущего пейзажа, а после исполнения красками каждого элемента композиции лист — складывали по линии сгиба и проглаживали, чтобы получился отпечаток на другой половине. После получения отпечатка исходные объекты рисунка оживлялись красками повторно, чтобы он имел чёткие контуры, чем его отражение («Волшебная страна», «Близнецы», «Лес», «Бабочки -красавицы»).
Рисование при помощи бусин
- Рисование при помощи бусин. Дети узнали, что рисовать можно не только кисточками, ватными палочками, мятой бумагой, свечой, сухими листьями, но и с помощью обычных бусин и маленьких шариков. В небольшой лоток дети кладут лист бумаги, затем наносят несколько капель разной краски, кладут на лист бусины, и начинается волшебство. Лоток необходимо поворачивать в разные стороны, и бусины сами рисуют картину. Достаточно включить воображение и можно увидеть космические пейзажи, звездное небо, цветочную поляну.
- «Рисование на мятой бумаге» — способ выполнения рисунка на специальной, самостоятельно подготовленной бумаге, которая придает изображению удивительный обьем.
Ребенок самостоятельно тонирует бумагу, затем еще влажный лист мнет, образуя комок, аккуратно разворачивает. И спустя несколько минут начинает создавать удивительную картину. («Морская прогулка», «Зимний лес», «Сакура», «Одуванчики», «Утро туманное»).
Подготовка руки к письму — сложный координационный навык, требующий хорошей работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.
Поэтому с детьми старшего возраста пальчиковые игры, упражнения на развитие мелкой моторики — усложняются. Пальчиковая гимнастика проводилась с использованием разных предметов (шишки, шарики суджок, карандаши, ручка). Дошкольникам были предложены задания, где было необходимо точно по линиям, по точкам обвести контур нарисованного предмета.
Большой интерес у детей вызывает создание коллективной композиции. Особое удовлетворение доставляет общий результат, который, в этом случае всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Поэтому, каждый обучающий возрастной этап детей заканчивался коллективной работой ребят. Продумывая темы коллективных композиций, необходимо исходить из интересов и возможностей детей. Например, коллективные работы: первый этап обучения — «Осень, осень в гости просим»; второй этап обучения — «Волшебные цветы»; третий этап обучения — «Морские обитатели».
Чтобы подготовить руку к письму, необходима тренировка, с помощью которой создается функциональная база работы соответствующих анализаторов. При выполнении пальчиковых игр и упражнений, необходимо обращать внимание детей на то, что движения нужно обдумывать и точно выполнять. Чем осмысленнее и четче будут детские игровые упражнения, тем глубже знакомство ребенка с миром, тем совершенственней будет двигательная координация кистей и пальцев рук ребенка.
Всё это, даёт наилучшую возможность овладеть письмом, рисованием, без напряжения готовить руку к письму, умением правильно пользоваться материалами, которыми можно нетрадиционно рисовать (держать ватную палочку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваться свободного движения руки с палочкой, с поролоном и т. д).
В своей работе, я учитывала индивидуальные особенности детей, возможности развития их творческих способностей, анализировала полученные результаты, планировала индивидуальную работу.
Мне удалось организовать в группе развивающую среду по развитию творческих способностей детей. Был создан уголок «Юный художник». В уголке наряду с привычными материалами для изобразительной деятельности находились (парафиновые свечи, ватные палочки, поролоновые печати разного величины, бусины, салфетки, засушенные листья, камушки и т. д.).
У детей была возможность не только развивать мелкую моторику, овладеть и совершенствовать нетрадиционные техники рисования, но и выражать в рисунке свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства.
На протяжении всей своей деятельности поддерживала тесный контакт с родителями. Зная, как волнует родителей то, чем занимается ребенок в детском саду, на занятиях, каковы его успехи, организовывала выставки детских работ, куда включала фотографии практической работы детей. Детские работы участвовали в конкурсах, их использовали для оформления к праздникам и развлечениям.
Родители оказывали активную помощь в оформлении выставок детей, театрализованных представлений в группе и в детском саду, знакомились с консультациями: «Как развить у ребёнка мелкую моторику руки», «Многообразие нетрадиционных техник», «Краски и сказки» и др. Включённость родителей в процесс обучения и развития ребёнка позволяла эффективно строить единое образовательное пространство.
Мною была подготовлена картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики. В родительском уголке открыта «Библиотека для родителей», где был подобран материал по теме.
Заключительный этап
Проведение итогового мероприятия «Краски и сказки».
Представление результатов на выставке творческих работ.
Практика показала, что в результате совместной деятельности мне удалось создать дружескую атмосферу сотрудничества по формированию навыка письма через нетрадиционные художественные техники рисования.
Пройдя этапы работы и подведя итоги я сделала вывод: знание причин трудностей освоения навыка письма детьми, умение их выделять, активная позиция родителей, помогает не осложнять и без того нелегкий процесс формирования навыка письма, оградить ребенка от дополнительных трудностей обучения.
Этот удивительный процесс дает возможность каждому ребенку самостоятельно, поэтапно учитывая индивидуальный темп развития пройти подготовку к письму в интересной, игровой деятельности через освоение такой необычной, увлекательной техники рисования.
Ребята нашей группы с удовольствием принимали участие в городских конкурсах и становились призерами. Данный опыт по нетрадиционным техникам рисования и подготовки руки дошкольника к письму я буду реализовать в дальнейшей своей работе.
Список литературы.
• Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М. :"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
• Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.
• Изобразительная деятельность старших дошкольников : рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М. Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. программа и методические рекомендации. - М. Мозайка - Синтез, 2008.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.\
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М. : «Карапуз - Дидактика», 2007.
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
• Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008
• Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3– 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : “Издательство Гном и Д”, 2008.
• Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004.