Светлана Янченя
Семинар «Использование сказкотерапии в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта. Семинар Использование сказкотерапии в ДОУ»
Основные возможности сказкотерапии - интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, обучение, диагностика и коррекция.
Цель данного семинара : использование сказкотерапии в ДОУ для развития эмоционального и коммуникативного интеллекта детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Семинар „Использование сказкотерапии в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
1. Познакомить с технологией использования сказки для развития личности ребенка дошкольного возраста.
2. Сформировать представление о структуре сказкотерапевтического занятия в ДОУ.
3. Обучить творческим методам и приемам работы со сказкой через мастер-класс.
Программа проведения модуля.
1 часть. Презентация «Сказкотерапия». Теоретические данные.
2 часть. Практическое занятие. Мастер-класс.
Одним из приемов сказкотерапии является сочинение сказок. В нашем мастер-классе практически представлено три творческих метода работы со сказкой.
1. Сочинение сказки с помощью кругов разного цвета с использованием схемы построения сказки и с опорой на ассоциации, вызванные цветом кружка. Круги выбираются произвольно и, составляя сказку, каждый из участников придумывает по одному предложению, учитывая то, что сказали до этого и цвет своего кружка. Обязательно обращается внимание на правильное оформление начала и конца новой сказки. В зависимости от начала сказки она может быть «лесной», «овощной», «морской» и т. д.
2. Сочинение сказки с помощью Бинома фантазии. Участникам предлагается обвести по точкам картинки, объединиться в пары по цвету картинок и придумать начало новой сказки. Берутся за основу два объекта, которые трудно соединить в одном сказочном сюжете. Их соединение с помощью фантазии в сказке и есть Бином фантазии.
3. Следующий прием - изменив характер героя, мы получаем новую сказку. Участники делятся на 2 группы. Сказочник Оле-Лукойе оставил нам два зонтика. Тот, кто оказался под черным зонтиком, будет вспоминать злых, отрицательных героев сказок. Посовещавшись, они по очереди изображают пантомимой выбранных героев. Группа участников, оказавшаяся под ярким, разноцветным зонтиком, придумывает, как злого героя сделать добрым. Вывод: изменив характер героя, мы дали начало новым сказкам.
4. В мастер-классе используются здоровьесберегающие технологии: пальчиковые гимнастики, психогимнастика, музыкальная физминутка.
5. Итог мастер-класса: мы научились придумывать новые сказки и собрали волшебный цветок.
6. Сказкотерапия в жизненных ситуациях. Описание эпизода из фильма «Оплачено любовью», где главная героиня с помощью сказкотерапии помогает пятилетней девочке преодолеть стрессовую ситуацию и вернуть речь и интерес к жизни.
Используется следующая сказка :
«В большом-большом городе жила маленькая-маленькая девочка. Папа с мамой называли ее маленькая принцесска. И вот к маленькой принцесске в комнату пробрался страх. Он напугал маленькую девочку. Маленькая принцесска стала бояться ходить гулять, купаться в речке и даже в маленькой-маленькой ванне. Она так боялась, что от страха стала забираться под стол и там сидела целыми днями.
И тогда к маленькой принцесске прилетеда фея и сказала : «Хочешь, я научу тебя, как напугать и прогнать свой страх?». Маленькая принцеска сказала «Хочу». Тогда фея сказала маленькой принцесске: «Ты должна набраться храбрости, сделать страшное лицо и сильно-сильно подуть на свой страх. И тогда страх испугается и улетит. Вот так. (делаем страшное лицо и дуем)». Страх испугался и улетел. И маленькая принцесска перестала бояться».
7. Теоретическая база развития сказкотерапии.
В 1997 году в Санкт-Петербурге был создан Международный институт комплексной сказкотерапии. Основной автор – Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. С легкой руки Татьяны Дмитриевны Зинкевич-Евстигнеевой, талантливого психолога и энергичного организатора, группа подвижников решила синтезировать достижения мировой психотерапии в «сказочном» формате как наиболее приемлемом для российской ментальности. Началось создание теоретической базы и полигона для практики, в результате которого в Санкт-Петербурге был учрежден Институт сказкотерапии (1998).
А что значит «комплексная сказкотерапия»? Во-первых, это психологическая диагностика, коррекция и профилактика, что называется, «в одном флаконе». Во-вторых, речь идет о целостном восприятии личности, т. е. о таком подходе, когда психологические проблемы не вычленяются в качестве автономных объектов для воздействия, а рассматриваются как проявляющиеся аспекты внутренней дисгармонии, и, следовательно, ведущей целью взаимодействия в сказкотерапевтической практике является развитие через гармонизацию внутреннего мира человека, — что, пожалуй, самое главное.
Это принципиально важно в процессе формирования психики ребенка и подростка, поскольку обеспечивает ненасильственную помощь в кризисные возрастные периоды и мягкую позитивную настройку в межкризисных ситуациях. Это не менее актуально для взрослых, накопивших в жизненном опыте систему стереотипов, корни которой зачастую так же тянутся «из детства».
Чем же занимается Институт сказкотерапии? Теорией и практикой, конечно. Проводится исследование мифов, сказок, фольклора, влияния метафор на развитие личности; индивидуальные и групповые консультации; обучение специалистов. Выходит много интересных публикаций. Привести их полный список не представляется возможным, но удержаться от упоминания хотя бы части невозможно: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева «Развивающая сказкотерапия». Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Тренинг по сказкотерапии». Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Б. Кудзилов «Властелин чудес» (настольная игра). А. В. Гнездилов «Музыка рассвета. Терапевтические сказки». Имена этих авторов имеют заслуженный авторитет в психологическом сообществе, а труды — весьма и весьма полезны.
8. Самооценка, вопросы, обмен мнениями, рассматривание литературы по сказкотерапии.
Результат данного семинара – освоение творческих методов и приемов работы со сказкой, привлечь педагогов к использованию сказкотерапии в своей работе.
Вывод: Сказкотерапия направлена на сохранение эмоционального здоровья, коррекцию эмоционально-личностных особенностей детей дошкольного возраста. Этот метод помогает развитию творческого потенциала личности, познавательных способностей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях. Сказкотерапия позволяет развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме; помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе; помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.