Светлана Солонова
Обобщение опыта работы по ФГОС старшего воспитателя детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время общество предъявляет высокие требования к качеству образования и профессиональному уровню педагогических работников. Особое внимание уделяется профессиональной компетенции педагогов, работающих в системе дошкольного образования.
Во многом это связано с возросшими потребностями общества, модернизацией системы дошкольного образовании.
Изменение целевых ориентиров к профессиональному уровню педагога детского сада законодательно закреплено в действующих нормативно-правовых документах:
- Федеральном Законе от 29.12.2012 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказе Минобрнауки России от 17.10.2013 №1115 «Об утверждении ФГОС ДО»;
Публикация «Обобщение опыта работы по ФГОС старшего воспитателя детского сада» размещена в разделах
- Профессиональном стандарте педагога, утверждённом приказом Минтруда России от 18. 10. 2013 №544н.
Согласно п. 3.2.5 ФГОС ДО педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфики дошкольного возраста, которые предполагают:
• обеспечение эмоционального благополучия с каждым ребёнком через: непосредственное общение с каждым ребёнком; уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям;
• поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь, поддержку инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
• установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в т. ч. принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослыми и с более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности через6 создание условий дл я овладения культурными средствами деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения, и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры времени и пространства; оценку индивидуального развития;
• взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. в т. ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Не секрет, что педагог дошкольного образования – специалист, который может без преувеличения всё: «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Именно в этом заключается главная особенность профессии. В настоящее время в педагогической профессиографии насчитывается свыше 100 профессионально важных и личностно - значимых качеств педагога. Перечислю лишь некоторые из них. Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ, методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Главным качеством современного воспитателя является способность любить детей. Всё начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребёнка. Всё начинается с любви! Современный воспитатель - чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Соответствовать этим качествам – титанический труд. В связи с этим, решение вопросов, связанных с профессиональной деятельностью начинающего педагога дошкольного учреждения своевременно и значимо как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Проблеме профессионального становления педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К. Ю. Белой, М. С. Гвоздевой, Л. М. Денякиной, Н. Н. Лященко, Л. В. Поздняк, П. И. Третьякова, Л. И. Фалющиной.
Профессиональная педагогическая деятельность педагога ДОУ, по мнению кандидата педагогических наук С. М. Редлиха, имеет характерные особенности:
• не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
• высокие и жёсткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
• педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отстрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
• имеет место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности.
Актуальность данной проблемы также обозначена в Стандартах дошкольного образования. Процесс модернизации дошкольного образования невозможен без глубинных изменений системы методического сопровождения профессиональной деятельности начинающего педагога. Необходимо привлечь в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, воспитывать духовность и нравственность у детей дошкольного возраста
За многие годы работы в детском саду в должности старшего воспитателя я поняла, что период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряжённостью, важностью для его личностного и профессионального развития. Фактор стресса в процессе адаптации присутствует у 96 % молодых специалистов. Молодые педагоги сталкивается с рядом трудностей в новом коллективе. В частности, в первый же трудовой день они приступают к тем же обязанностям и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем; а дети и родители, администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма; могут не получать поддержки от коллег; боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; постоянно волнуются, что не успеют что-нибудь, забудут или упустят. Как правило, тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту, страх и неудовлетворённость своей деятельностью становится привычным состоянием. Чтобы этого не произошло, начинающим педагогам нужно целенаправленно помогать.
Практика позволила мне сделать вывод, что профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдёт успешно, если:
• трудовая мотивация, педагогическая направленность станут важными факторами при поступлении педагога на работу в ДОУ;
• профессиональная адаптация воспитателя будет осуществляться в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и будет определена в методической работе ДОУ;
• материально-техническое обеспечение образовательного процесса будет соответствовать современным требованиям и поможет педагогу реализовать инновационные технологии.
Выполнению перечисленных выше условий, во многом способствует методическая работа, проводимая в дошкольном учреждении. От того насколько чётко будет продумана и спланирована методическая поддержка начинающего воспитателя, учтены его затруднения, творческий потенциал и уровень профессиональных знаний, зависит успешность его вхождения в педагогическую среду, адаптация в коллективе.
Вопрос о том, как организовать в ДОУ методическую деятельность с молодыми педагогами не является острым на сегодняшний день, хотя подходы к его решению в современных условия несколько меняются. Наиболее актуальным для меня, как старшего воспитателя стал вопрос выбора наиболее эффективных методов и форм работы. Внимательное изучение деятельности педагогов позволило мне понять, что решать эту задачу нужно с учётом того, что в своём профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов:
• 1 этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
• 2 этап – 2-3 годы работы – процесс развития профессиональных умений; накопление опыта, поиска лучших методов и приёмов работы с детьми, формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди родителей, коллег;
• 3 этап – 4-5 годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
• 4 этап- 6 год работы: происходит совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Следует отметить, что прохождение определённого этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому к каждому педагогу я подхожу индивидуально.
Высокие требования к профессиональной компетенции обусловили важность начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Анализ деятельности начинающих педагогов нашего детского сада на первом и втором этапах показал, что мне как старшему воспитателю ДОУ основные усилия необходимо направить на формирование практических навыков работы с детьми, родителями, на обучение планированию воспитательно-образовательного процесса с учётом современных подходов к личностно-ориентированному обучению.
Принимая во внимание актуальность данной проблемы, под моим руководством был разработан системный подход к организации методического сопровождения профессиональной деятельности начинающего педагога, позволяющий не только успешно адаптироваться в ДОУ, но и развивать умения и навыки - важные показатели педагогической компетенции в различных профессиональных ситуациях. Суть его в том, что молодому специалисту оказывают практическую помощь и постоянную поддержку руководители, специалисты и коллеги дошкольного учреждения через разнообразные, эффективные формы методической работы.
Благодаря системному подходу, молодой специалист постепенно включается в жизнедеятельность детского сада – как участник и в дальнейшем как организатор мероприятий. Всё это позволяет ему избежать чувства неуверенности в собственных силах, наладить коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию в сфере психологии и педагогики, раскрыть индивидуальность.
Основная цель - совершенствование профессиональной подготовки начинающего педагога путём освоения на практике целостной системы работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В соответствии с этой целью были сформулированы следующие задачи;
• научить прибывшего в коллектив ДОУ педагога работать в новых для него профессиональных условиях;
• помочь освоить организационную культуру дошкольного учреждения;
• включиться в систему сложившихся в учреждении межличностных связей;
• способствовать снятию у педагога психоэмоционального напряжения, состояния тревожности;
• развивать познавательный интерес к профессии, активному освоению приёмов работы с детьми и их родителями.
Для решения задач разработала вместе с коллегами традиционные и нетрадиционные формы и методы эффективности управления процессом адаптации и повышения квалификации молодых воспитателей. В качестве основных форм работы с педагогами были выбраны и апробированы:
• индивидуальная работа;
• наставничество;
• анкетирование;
• самоанализ и анализ профессиональной деятельности;
• «Школа молодого педагога»;
• открытые просмотры образовательной деятельности;
• самообразование;
• консультации, семинары - практикумы
По традиции при приёме на работу молодого специалиста заведующий беседует с ним, знакомит с должностными обязанностями, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, педагогическим коллективом, возрастными группами, основными направлениями деятельности дошкольного учреждения, определяет рабочее место. Воспитатель заполняет анкету для начинающего педагога.
Я, как старший воспитатель знакомлю молодого педагога с методическим кабинетом, методическими материалами, образовательной программой детского сада.
Индивидуальную работу с педагогом провожу согласно плана, включая мероприятия, посвящённые знакомству. С самого первого дня ориентирую педагога на постоянное пополнение знаний, овладение методиками и приёмами в работе с детьми, постижение секретов воспитания. Свою работу с молодыми специалистами строю с учётом трёх аспектов их деятельности:
• «Старший воспитатель - молодой специалист» - создание условий для лёгкой адаптации молодого воспитателя в работе, обеспечение его необходимыми знаниями, умениями и навыками;
• «Молодой специалист – ребёнок и его родитель» - формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей;
• «Молодой специалист – коллега» - оказание всемерной поддержки со стороны коллег.
Учитывая последний аспект, молодой педагог несколько дней подряд под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего коллеги, т. е. они работают вместе с его группой детей. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т. д. Все возникающие вопросы обсуждаются после рабочей смены в моём присутствии. Педагог вручает памятку «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ»
Важнейшей формой методического сопровождения деятельности молодого воспитателя является наставничество.
Великий русский педагог А. С. Макаренко говорил о необходимости и эффективности организации наставничества: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим. Я сам учился у более старых педагогов». Поэтому на следующем этапе деятельности прикрепляю опытного педагога – наставника.
На протяжении ряда лет наставники нашего детского сада: оказывают своевременную индивидуальную помощь молодым педагогам. Наставники проводят индивидуальные консультации, демонстрируют образовательную деятельность с детьми, организуют анализ проблемных ситуаций (например, конфликт с родителями воспитанников). Следует отметить положительные результаты данной работы.
С целью предотвращения случаев дезадаптации творческой группой ДОУ разработана анкета, позволяющая отслеживать степень адаптации молодого педагога, как в коллективе, так и в микро группе (узком кругу людей, с которыми он ежедневно тесно общается - второй воспитатель и помощник воспитателя).
Опрос провожу я - старший воспитатель детского сада. После обработки данных совместно с заведующим разрабатываем план разрешения конфликтной ситуации, если в этом есть необходимость, план дальнейших мероприятий для успешной адаптации молодого педагога в коллективе, проводим индивидуальные беседы и консультирование.
. Наблюдения за организацией образовательного процесса с детьми показали, что молодые педагоги испытывают большие трудности в её построении. Большинство из них не владеют мотивацией, просто сообщают воспитанникам группы сведения, добиваясь механического запоминания, а организовывать обсуждение, ставить вопросы проблемного
характера и совместно с детьми заниматься поисками верного ответа не умеют. Для решения этой задачи (а значит и для достижения общей цели) системный подход методического сопровождения предусматривает:
• участие молодых педагогов в открытых просмотрах образовательной деятельности с последующим обсуждением,
• семинары - практикумы, где теоретический материал подкрепляется примером из практики (показом отдельных приёмов и способов работы с детьми)
• промежуточный контроль, который позволяет определить уровень освоенных профессиональных навыков или выявить трудности, с которыми сталкивается начинающий педагог и определить пути их решения.
• Оценку качества практической деятельности молодого воспитателя осуществляют заведующий ДОУ, старший воспитателем и коллеги. При этом мы руководствуемся принципом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться - бойтесь повторить ошибки»
Не секрет, что для некоторых педагогов характерна завышенная самооценка или заниженная самооценка своей профессиональной деятельности, что негативно сказывается на его работе в целом. Поэтому в методической работе предусмотрен самоанализ и анализ педагогом и его коллегами успешности организации воспитательно-образовательного процесса посредством анкетирования. Полученные результаты помогают мне наметить пути дальнейшего взаимодействия с педагогом, выявить несоответствие уровня его профессиональной компетентности и самооценки деятельности. Всё это в дальнейшем позволяет избежать конфликтных ситуаций, создать условия для успешной адаптации педагога к работе в новых профессиональных условиях.
Следующая форма методического сопровождения деятельности начинающего воспитателя - «Школа молодого педагога». Основные цели школы - постепенное вовлечение молодого воспитателя во все сферы профессиональной деятельности, изучение нормативно-правовых документов, закрепление знаний в области дошкольной педагогики частных методик, изучение новых технологий, взаимодействие с опытными педагогами.
В нашем детском саду «Школа молодого педагога» функционирует с 2013 года. Ведущая роль в её организации отводится мне, как старшему воспитателю. Занятия в школе проводятся 4-5 раз в год в соответствии с планом работы и положением о школе. План работы «Школы» разрабатывается с учётом результатов анкетирования молодых педагогов. Не запланированные занятия проводятся по мере необходимости, например по результатам оперативного или тематического контроля или индивидуальным запросам. Занятия носят творческий характер. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями решения определённой проблемы. Особое значение на занятиях приобретают методы активного обучения: анализ различных точек зрения, деловые игры, педагогические задачи, дискуссии. Методы активного обучения обеспечивают более осознанный подход к проблеме, способствует её не ординарному решению, поддерживают интерес, стимулирует творческую активность, позволяют уточнить знания по конкретной теме.
К проведению занятий привлекаются воспитатели, имеющие успешный профессиональный опыт работы и специалисты дошкольного учреждения.
На итоговом заседании Совета педагогов анализируются результаты работы школы и, учитывая запросы молодых педагогов, намечаются мероприятия с учётом результатов анкетирования, ставятся задачи на следующий учебный год.
Большое значение в профессиональном росте молодого педагога имеют различные формы самообразования. Системный поход методического сопровождения деятельности педагога предусматривает целенаправленную работу по расширению теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретённых новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук посредством самообразования. Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, решение которой вызывает у него определённые затруднения или которая является предметом его интересов, а я оказываю ему практическую помощь, направляю его педагогическое самообразование на изучение следующих актуальных проблем системы дошкольного образования:
• педагогическое общение и коммуникативная компетентность;
• индивидуализация воспитания и развития ребёнка
• развивающее обучение;
• особенности организации образовательной деятельности в условиях вариативных форм образования;
• педагогическая диагностика и т. д.
Кроме того, совместно с воспитателем определяем тему, цели и задачи самообразования; планируем этапы работы; реализуем план; анализируем результаты работы.
Следует отметить, что в настоящее время у педагогов появился интерес к демонстрации результатов самообразования в форме презентации. Такая презентация расширяет возможности педагогов, т. к. можно использовать иллюстративный материал, сканировать и представлять фотографии, методы и приёмы, инновационные технологии, используемые в работе с детьми и родителями по теме самообразования.
В рамках организационно - методических мероприятий предусмотрена организация и проведение эффективных групповых консультаций и семинаров–практикумов по основным направлениям работы педагогического коллектива дошкольного учреждения, которые во многом способствуют профессиональному росту молодых педагогов. В ходе семинаров, консультаций воспитатели не только закрепляют свои теоретические знания по проблемам, но и учатся составлять конспекты непосредственно образовательной деятельности, календарные и перспективные планы, подбирать практический материал, но и получают ответы на вопросы, обращаясь к своим коллегам.
Происходящие в дошкольном образовании перемены, предполагают работу ДОУ в инновационном режиме. Современный педагог должен научиться адекватно реагировать на происходящие изменения, уметь грамотно и качественно строить воспитательно-образовательный процесс. Учитывая это, я уделяю большое внимание обучению молодых воспитателей использованию новых технологий и ИКТ в педагогическом процессе. Для решения этой задачи в моей деятельности предусмотрено проведение годичного семинара «Повышение профессиональной компетенции педагога в условиях реализации ФГОС ДО». С помощью семинара педагоги решают многие проблемы в организации образовательного процесса: с детьми и родителями.
В настоящее время педагоги используют:
компьютер в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций собственного опыта;
проектную технологию в целях привлечение родителей к участию в образовательной деятельности.
: Таким образом, системный подход методического сопровождения
• помогает молодым педагогам успешно адаптироваться в пространстве ДОУ: за последние пять лет из 6 молодых педагогов, прибывших в наш детский сад, уволился лишь один специалист;
• способствует повышению качества профессиональной деятельности.
• способствует освоению теоретических и практических основ содержания современного дошкольного образования;
• способствует проявлению активности в методической и самообразовательной работе.
• помогает выявить способности начинающего воспитателя к инновационной деятельности, сформировать портфолио, а самое главное - укрепить желание посвятить себя важному делу – развитию, воспитанию и обучению детей дошкольного возраста.
Условиями такого эффективного методического сопровождения педагогов стали:
• наличие в ДОУ педагогов-практиков, имеющих достаточную теоретическую базу, желающих и способных доступно транслировать собственный педагогический опыт в разных формах (мастер-класс, семинар - практикум, консультация и т. д.);
• достаточные материальные ресурсы: наличие компьютерной техники, разнообразные периодические профессиональные издания, учебно-методические пособия.
Фотоматериал практическая помощь молодым воспитателям.