Светлана Еремина
Обобщение опыта по кружковой работе воспитателя логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развития речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развить речь ребенка.
Публикация «Обобщение опыта по кружковой работе воспитателя логопедической группы» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Обобщение опыта работы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат».
Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. В логопедической группе это особенно актуально. У детей, посещающих логопедическую группу, как правило имеется комплекс патологий. Кроме речи, у них нарушены психические процессы, общая и мелкая моторика. Поэтому я в своей группе организовала кружок «Умелые руки». Занятия кружка «Умелые руки» провожу 1 раз в неделю,
продолжительностью 25 - 30 минут во второй половине дня.
Разработала программу, которая рассчитана на два года обучения.
Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. В своей работе использую такие виды труда, как: моделирование, конструирование из бумаги (оригами, изготовление поделок из природного и бросового материала. Ребенок активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность, способствует развитию технического мышления. Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству.
В работе с детьми я использую наиболее эффективные методы и приемы: (создание заинтересованности, использование художественного слова и музыкального сопровождения, напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами, рассматривание схем последовательности работы, показ с объяснением, активизация речи детей, динамическая пауза, практическая деятельность детей, уточняющие вопросы, помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется, анализ и самооценка деятельности детей) Детям представляется возможность работать с различными материалами: природный материал (шишки ели, сосны, желуди, каштаны, кора деревьев, косточки фруктов и ягод, листья, камушки, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена овощей, садовых цветов); бросовый материал (коробочки, баночки разных размеров, контейнеры от киндер яиц, втулки от туалетной бумаги, спичечные коробки) : бумага ( различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга); ткань, проволока, вата, целлофан, поролон, пенопласт и др.
Всем родителям приятно, когда их ребенок делает что-то своими руками. И не важно, что штуковина получается немного кривая и кособокая, главное, что малыш сам это сделал. Смастерил поделку, в которую вложил свой труд. фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит.
Это ли не радость, если ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он утверждается в своих возможностях, увереннее берется за изготовление новой самоделки.
Планируя кружковую работу, мной были поставлены следующие цели и задачи:
Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении.
Задачи:
• Познакомить детей с различными видами ручного труда; оригами, работа с бросовым и природным материалом, квиллингом.
• Дать детям элементарные трудовые навыки, развивать самосознание, побуждая к творчеству и самостоятельности, развивать художественный вкус, фантазию.
• Сформировать личностные качества: трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
• Развивать мелкую моторику рук, сенсомоторику и глазомер.
Для того чтобы поддержать интерес по изготовлению поделок, я в своей группе создала определенные условия. Это выражается в наличии разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать и обеспечение свободного доступа к материалам; образцы построек и поделок, которые способствуют появлению новых идей и целей. В хорошо освещённом месте группы оборудовала «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится в отдельной коробке.
Каждый вид ручного труда заключает в себе великое множество обучающих и развивающих задач. Хочу подробнее остановиться на оригами. Это самый доступный вид ручного труда. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, радуются тому, что игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь.
Вначале познакомила детей с историей оригами. Затем познакомила детей с понятием «базовая форма». Начала с самых простых – «треугольник» («косынка», «воздушный змей» («мороженое»). На их основе выполняется очень много поделок. По поэтапному показу научились складывать поделки все дети, конечно, с моей небольшой помощью. Далее познакомила детей с базовыми формами «блинчик» и «двойной треугольник», с приемом «складка», учила делать надрезы. В результате Тимур Сотников, Стас Забусов, Максим Погосян, Маша Ефремова и Даша Гладких научились самостоятельно складывать самолеты, кораблики, сумочки, коробочки, ракету, летучую мышь и другие. Тимур Сотников научился работать по схемам.
Этим способом делали подарки мамам, новогодние поделки.
С удовольствием дети работают с природным материалом, занимаются флористикой. В этом году сделали папам танки из спичечных коробков, а коллективной работой из засушенных листочков украсили уголок природы.
Мальчики девочкам на 8 Марта изготовили поздравительные открытки.
А девочки мальчикам самолеты.
Детям нравится заниматься ручным трудом, поэтому мы занимаемся в любое свободное время. По желанию ребят занимаюсь с ними индивидуально.
Стараюсь учитывать интересы и возможности каждого ребенка.
Обсуждаем и планируем будущую поделку, затем подбираем необходимый материал, изготавливаем шаблоны.
Ребята приносят из дома бросовый материал, из которого получаются замечательные поделки. С какой радостью они показывают их своим родителям. Разрешаю уносить их домой. Родителям даю консультации по изготовлению самоделок, делюсь с ними схемами.
Мальчикам очень нравится военная техника, поэтому им подбираю поделки интересные и не сложные в изготовлении. В конце учебного года устраиваем выставку детских работ.