Наталья Сушкова
Из опыта работы руководителя кружка МБДОУ детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы руководителя кружка МБДОУ детского сада
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Отечественные психологи и педагоги - Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.
Публикация «Из опыта работы руководителя кружка МБДОУ детского сада» размещена в разделах
По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность - природная одаренность, талантливость.
Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способность к их развитию.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность. Начинала эту работу с составления авторской программы по изобразительной деятельности, В программу вошло перспективное планирование по рисованию, рассчитанному на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная к школе группы, в ходе которого используются зффективные методы и приёмы, способствующие формированию основ эстетического воспитания и и развитию творческих способностей у детей. Реализуя авторскую программу, мне, совместно с администрацией, удалось в короткий срок оформить кабинет, где занимаюсь с детьми по подгруппам. Занимаюсь с 45 воспитанниками. Изготовили красочные необычные индивидуальные столики, подобрали в соответствии с ростовыми показателями стульчики. В выходные дни разрисовала стену кабинета по теме «Аквариум». Родители подготовили каждому ребёнку портфель с принадлежностями для занятий. Дети с удовольствием приходят на мои занятия, они любят рисовать. С января месяца рисунками детей оформлен вестибюль ДОУ по различной тематике. Лучшие работы отсылаем на конкурсы различного уровня.
В рисунке дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А. В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
Наблюдая за детьми на занятиях, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как развить индивидуальные способности, и как им руководить? Как развить творческое воображение дошкольников в рисовании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному развитию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественное рисование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников.
Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественного рисования.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
• Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
• Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного рисования.
• Формировать у детей знания, умения и навыки изодеятельности.
• Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в изобразительной деятельности.
В своей работе использую следующие формы организации обучения по изодеятельности, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности (по Л. А. Парамоновой).
В работе с воспитанниками пользуюсь различными материалами:
-Акварельные краски,
-гуашь,
-мелки,
-различные карандаши,
-фломастеры,
-сангина,
-уголь,
-соус.
На занятиях использую нетрадиционные техники изображения, которые развивают ориентировочно-исследовательскую деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель). При непосредственном контакте пальцев рук различными материалами (краской, бумагой, пластилином) дети познают их свойства: густоту, твердость, мягкость, текстуру.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате у них развивается интерес, дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Важным аспектом системы развивающей работы для детей с признаками одаренности является изучение результатов диагностики личностных особенностей детей их эмоционально-волевой сферы, результатов экспертнойй оценки и самооценки.
Ожидаемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
2. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики одаренных детей.
3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
4. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
5. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
6. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
7. Увеличение числа педагогов, владеющих современными методами работы с одаренными детьми.
С коллегами охотно делюсь опытом своей работы. Участвовала в методическом объединении воспитателей ДОУ по теме : «Знакомство с жанром живописи». Провё ла мастер- класс с педагогами ДОУ по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Подставка для пасхального яйца», за который получила благодарственное письмо от администрации ДОУ.