Елена
Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме : «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи»
В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, педагоги МБДОУ ДС №3 ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.
* Семинары-практикумы.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОУ и семьи» размещена в разделах
Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.
* Родительские конференции.
Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
* День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
* Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.
*Сотрудничества детского сада с семье следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме "Давайте знакомиться", "Порадуем друг друга", «Традиции в семье» и др. Во многих дошкольных проводятся "День добрых дел", вечера вопросов и ответов.
*Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т. п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.
Педагоги нашего детского сада организовали выпуск газеты для родителей «Наши Непоседы», задачи которой созвучны требованиям правительства Российской Федерации к новой схеме оказания услуг дошкольного
образования.
Отличительная особенность нашей газеты в том, что в ней речь идет о наших воспитанниках, об их достижениях и успехах, их жизни в группе и о жизни всего детского сада. Весь материал сопровождается цветными фотографиями. Статьи написаны доступным языком, коротко и интересно. Выпуск газеты - достаточно трудоемкая работа, требующая большого количества времени и определенной подготовки. В этот процесс вовлечены все участники педагогического процесса: воспитатели, специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра и родители. Работа над газетой начинается с определения тем, исходя из происходящих в ДОУ событий и запросов родителей.
Следующий этап – подбор информации. Воспитатели определяют основную концепцию номера, составляют описание наиболее значимых событий, подбирают интересные статьи, фотоматериалы. Специалисты освещают вопросы актуальные на данный момент. Родителям предлагается написать заметку об опыте семейного воспитания.
Новый раздел газеты “Советы специалистов” вызвал не только интерес у родителей, но и заставил обратить внимание на воспитание и развитие ребенка. Рубрика «Семейная страничка» была создана, для того, чтобы родители поделились опытом семейного воспитания. На данном этапе развития газеты мы планируем ввести рубрику “Вы спрашивали”, где будут ответы специалистов на наиболее часто встречающиеся вопросы родителей. В рубрике «День за днем” представлены фото и краткое описание прошедших мероприятий.
За годы работы в группе накопилась большая подборка рассуждений и высказываний детей на разные темы. Многие из них, мы думаем, будут интересны для читателей нашей газеты. Так как современные родители мало общаются со своими детьми и иногда даже не могут предположить о том, какие мысли в голове у их любимых малышей. В ближайших номерах выйдет рубрика “Дети о главном”.
Подшивка газет за три года является своеобразным отчетом о жизни и работе детского сада, а со временем станет историей развития учреждения.
В нашем образовательном учреждении разработана система нравственно - патриотического воспитания дошкольников «Маленькие Россияне». Ее цель: организация целостного педагогического процесса, способствующего социокультурному развитию и духовно – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. Задачи системы:
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за её достижения и историческое прошлое.
- Формировать представления о малой Родине и отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками, моральные и нравственные качества у детей дошкольного возраста.
Данная система состоит из следующих блоков: духовно – нравственное воспитание, гражданско – патриотическое, историко – патриотическое, эколого – краеведческое и блок физкультурно – патриотическое воспитание.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие : «вовлечение родителей в деятельность дошкольного учреждения», т. е. активное участие родителей в работе ДОУ.
Пребывание ребёнка в детском саду является важной вехой в жизни детей и родителей. От того, как будет протекать этот отрывок времени, как сложатся отношения, взаимодействие родителей и коллектива ДОУ зависит будущее ребёнка, его физическое и психическое взаимодействие всех участников педагогического процесса: детей+ родителей+ коллектива ДОУ.
Сотрудничество с родителями позволяет педагогам лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, понять его индивидуальные особенности и способности развития.
Поэтому в нашей группе «Малышок» был создан родительский клуб «Фрекен Бок», деятельность которого направлена на объединение общих целей и интересов родителей, педагогов ДОУ, в плане развития гармоничного и здорового ребёнка.