Жохова Юлия
Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и социальному развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное и социальное развитие личности дошкольников посредством их приобщения к ценностям русской культуры и освоения традиций русского народа через реализацию программы студии «Родничок»
(обобщение опыта в МДОУ детском саду п. Каменники)
«Без памяти нет традиций,
без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры,
без культуры нет духовности,
Публикация «Обобщение опыта работы по духовно-нравственному и социальному развитию дошкольников» размещена в разделах
без духовности нет личности,
без личности нет народа!»
Академик Г. Н. Волков.
Духовно-нравственное воспитание в системе образования - это целенаправленный процесс взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.
Сегодня, на фоне нарушенного духовного единства общества, смене жизненных приоритетов подрастающего поколения, деформации моральных норм и нравственных установок, обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России названо ключевой проблемой современной государственной политики Российской Федерации.
Именно поэтому одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Мы считаем, что целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка-дошкольника возможно лишь посредством его приобщения к ценностям русской культуры путем освоения духовно-нравственных традиций нашего народа.
Учитывая значимость и актуальность этой проблемы, определили основную цель своей работы по данному направлению – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям русской культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Творческой группой педагогов детского сада в рамках реализации инновационного проекта «Созданию художественно-творческого комплекса как ресурса формирования интегративных качеств личности дошкольников» была оборудована «Комната сказок и русского быта», на базе которой открыта студия «Родничок».
Современные программы дошкольного образования предоставляют большие возможности педагогам для решения задач духовно-нравственного воспитания дошкольников через систему народных традиций и фольклора. Именно их мы взяли за основу, работая над программой студии «Родничок»». При ее составлении опирались на главные методические принципы (учёт возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усвоения, а так же на требования и рекомендации программ:
• «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
• “Детство”. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой,
• “Приобщение детей к истокам русской народной культуры”. О. П. Князевой, М. Д. Маханевой.
Цель программы студии «Родничок» : содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к высшим ценностям русской культуры, освоения духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
• Прививать интерес к культуре русского народа через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, народным творчеством и искусством.
• Познакомить детей с предметами материальной культуры, включающей в себя предметы быта, труда и одежду.
• Познакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства, развивать у детей творческое воображение при изготовлении своих работ в русском стиле.
• Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, честность, правдивость, трудолюбие, верность используя все виды русского фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.).
• Расширять представления детей об истории, культуре, людях родного города и края.
• Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства к родному краю, городу, стране.
Особенность и ценность заключается в том, что Программа состоит из отдельных образовательных модулей. Модули можно использовать как целостную систему по духовно-нравственному и социальному развитию дошкольников, так и как самостоятельную единицу, начиная с любого возраста для углубления и расширения знаний детей.
К образовательным модулям Программы прилагаются практические материалы в виде разработок образовательной деятельности с детьми, мероприятий с родителями, тематическое планирование на каждый возраст, что особенно ценно для педагогов детских садов, работающих с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
На доступном уровне мы знакомим детей с народными играми, календарём, основами нравственной культуры, традициями, бытом и обычаями русского народа, крестьянским трудом. Всё это способствует развитию познавательной активности детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. “Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой” становятся ближе и понятней ребёнку.
Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности к нему начинается с приобщения детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребёнка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с младшего дошкольного возраста. При отборе фольклорного материала учитываем возрастные возможности младших детей, приучаем их к интонационному строю родной речи, знакомили и с колыбельными песнями. Дети не только слушают песни, но и сами поют их куклам.
Практический опыт показал, что для детей младшего дошкольного возраста более доступными являются малые фольклорные формы: потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением “малых форм”, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности, всё большее место отводится народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам.
Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, проводим беседы с использованием пословиц и поговорок, в содержании которых упоминались предметы русского быта, стараемся объяснить смысл поговорки или пословицы, показать ситуации, при которых они употреблялись. Особое место в ознакомлении старших дошкольников с произведениями устного народного творчества занимает составление с детьми загадок о предметах старинного русского быта.
Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку, значит, придать обычным мыслям и предметам метафорическую форму выражения. И, наоборот, разгадать загадку, значит, её метафорические образы заменить образами реальными.
Составить загадку бывает довольно сложно. Во-первых, для этого нужно обладать хорошо развитым образно-ассоциативным, поэтическим мышлением, а во-вторых, быть очень сообразительным, способным преодолеть нарочно создаваемые загадкой трудности логического характера. Поэтому очень важно показать детям способы создания загадок, их виды и формы.
Приобщение детей к творчеству русских умельцев начинали со средней группы. Знакомим детей с дымковской, городецкой, хохломской росписью. По каждому из перечисленных видов росписи имеются пособия, составлены перспективные планы и конспекты образовательной деятельности. Особый интерес у детей вызывают яркие матрёшки. Детей младшего дошкольного возраста знакомим с особенностями этой игрушки, а старших – с историей её возникновения, сведениями о мастерах, её создававших. Знакомим детей с разнообразными видами декоративного искусства (изделиями из дерева, глины, бумаги, картона, шитьё, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением, помогали понять, каким образом любимые народом занятия связаны с природными особенностями края.
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства. В подготовительной группе вовлекаем детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественными материалами и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
В совместной работе с родителями помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребёнка с народным искусством развивает вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Знакомство детей с русским народным костюмом, а также с народными костюмами людей других национальностей, населяющих нашу страну, также занимает важное место в знакомстве детей с народными обычаями. Это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой, прапрадедушкой. Детей 3-4 лет знакомим с народным костюмом той местности, в которой они проживают, а детей 5-7 лет – с народными костюмами других национальностей. Внимание младших дошкольников акцентируем на внешнем виде костюма, его форме, расцветке, элементах украшения, а со старшими школьниками классифицируем его по принадлежности: праздничный, будничный, для женщины, девушки, женский, мужской. Знакомим с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаем детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить её в продуктивной творческой деятельности. В рисунке, аппликации дети украшали народный костюм – косоворотку, рубаху, сарафан, кокошник.
Предметом познания народной культуры является и архитектура – как часть народного искусства, связанная с традиционной народной культуры и природной средой.
Знакомя детей с архитектурой древнего и современного города, села, прибегаем к сравнениям, чтобы помочь ребёнку видеть общее в архитектурных строениях и их различие.
Дети получают представление о деревенском рубленом доме и его составных частях – сруб, крыша, наличники, ставни; знакомятся с понятием “изба”, “терем расписной”. Узнают о деревянной резьбе, её значении. Деревянная резьба дом молодит, он становится нарядным, красивым. Тут же дети знакомятся с пословицей: “Хорошая работа два века живёт”. Дети поясняют – человека уже нет на земле, а дело его, выполненное с любовью, остаётся жить долго, его берегут, им любуются – его дети, внуки, правнуки.
Дети знакомятся с мотивами орнаментальной резьбы – растительными, зооморфными и др. – стилизованными изображениями зверей, животных, людей, солярных знаков, цветов, листьев и т. д. Дети до 5 лет получают представления о деревянном доме с резными наличниками и о современном кирпичном доме. Они сравнивают дом прабабушки и дом, в котором они живут. Находят общее между ними и различия, отмечают своеобразие лепнины или резьбы, находят в современном украшении домов те элементы, которые использовались предками.
Это способствует развитию познавательному развитию ребёнка. Во время строительных игр дети учатся строить дома, прокладывают дороги, конструируют мосты, украшают улицы. Начиная с одной улицы, ребёнок придумывает интересные здания, театры, небоскрёбы. А когда постройка готова, вместе с детьми обыгрываем её, организуя народные гулянья и ярмарочные представления.
Вначале вместе со взрослыми дети рассматривают иллюстрации, репродукции, фотографии. А затем совместно со взрослыми и сверстниками дети изготавливают объёмные изображения древнего города, крестьянского дома, колодец и т. д.
В совместной творческой деятельности со сверстниками и взрослыми ребёнок получает первоначальные представления об использовании в наше время традиций народного зодчества при сооружении индивидуальных и общественных зданий. Рассказывая детям о культовых сооружениях – соборах, церквях – представляю их детям как исторические памятники, обращаем внимание на купола, украшения. Дети учатся воспринимать архитектурные памятники как эталон народной национальной культуры.
Посещение музея – одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним.
Задачи:
– осознание ребёнком понятий “прошлое”, “настоящее”, “время”;
– ощущение себя в потоке времени как продолжателя дела предков;
– приобщение к таланту и мастерству предков и бережное отношение ко всему тому, что они создали и оставили нам;
– осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
В музее дети знакомятся с предметами промысловой деятельности своих предков. Сравнивая старинные предметы и такие же, изготовленные современными мастерами, дети находят много общего, делают выводы о том, что традиции мастерства сохраняются.
Любуясь музейными экспонатами, дети проникаются чувством благодарности и уважением и к тем, кто хранит древнюю красоту – сотрудникам музея. После посещения музея создаю условия для самостоятельной творческой деятельности детей. От эмоционального восприятия дети легко переходят к подражательству и из нужного им материала – глины, пластилина, папье-маше, картона – изготавливают понравившиеся им предметы.
В зависимости от тематики образовательной деятельности в группах оформляются выставки. Так, содержанием выставки были произведения народно-прикладного творчества местных мастеров, членов семьи и самих ребят – это вышивки, кружева, домотканые дорожки, коврики, полотенца, творческие работы детей по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду.
Развивая интерес к русским традициям, совместно со специалистами детского сада, воспитатели проводят музыкально-игровые праздники: “Ярмарка”, “Рождество”, “Святки”, “Масленица”, “Пасха”, “Русская берёзка” (троица) и др.
Дети вместе со взрослыми, исследуя особенности каждого народного праздника, устанавливают взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Результатом проводимой работы по приобщению детей к русской народной культуре является положительная динамика показателей качества обучения и воспитания.
Педагогический мониторинг проводится в начале и конце учебного года, фиксирует результаты развития, воспитания и обучения детей.
Данные мониторинговых исследований показали:
• у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры,
• у детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа, дети интересуются традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
• дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
• повышение у детей потребности использовать знания о народной культуре на практике, улучшение умений осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре,
• формирование у дошкольников умения самостоятельно моделировать коммуникативную и продуктивную деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки.
Воспитанники детского сада:
1. Используют в активной речи потешки, считалки, загадки, поговорки
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в других произведениях изобразительного искусства
4. Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках, знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи.
5. Знают историю русского костюма, головных уборов.
6. Используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Таким образом, программа студии «Родничок» способствует духовно-нравственному и социальному развитию дошкольников посредством их приобщения к ценностям русской культуры и освоения традиций своего народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно к ним прикоснуться.