Татьяна Полякова
Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности (обобщение опыта работы) Татьяна Полякова
1 слайд. Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности.
2 слайд. Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Публикация «Обобщение опыта работы „Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3 слайд. На нас педагогов ложится огромная работа: заложить основу, базис личностной культуры.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста всегда была и остаётся в зоне особого внимания педагогов. Это объясняется тем, что речь входит какую-либо деятельность.
4 слайд. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования недаром развитие речи выделено в отдельное направление развития, образовательную область.
Как вы знаете ФГОС ДО определяет следующие образовательные области:
1. Социально-коммуникативное развитие
2. Познавательное развитие
3. Художественно-эстетическое развитие
4. Физическое развитие
5. Речевое развитие
5 слайд. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.
6 слайд. Для детей дошкольного возраста ФГОС определяет следующие виды деятельности.
7 слайд. Работая над развитием речи в различных видах деятельности ставим перед собой следующие цели и задачи.
8 слайд. Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность.
Считаю, что качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды. В детском саду мы создали все условия для развития речи детей.
9 слайд. Оснащение воспитательно-образовательного процесса формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
10 слайд. Игровая деятельность.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Дидактические игры занимают особенно важное место в развитии речи, так как, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи.
В процессе этих игр развивается речь детей в зависимости от направленности самой игры.
11 слайд. В сюжетно-ролевые игре ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.).
12 слайд. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.
13 слайд. В процессе строительно-конструктивных игр, учим детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
14 слайд. Конструирование, как и другие виды деятельности способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.
• особенность конструктивной деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста;
• она дает возможность действовать с геометрическими телами, на практике познавать их цвет, форму, величину, усваивать правильные названия деталей;
• совершенствовать восприятие пространственных отношений;
• развивать сенсомоторику, а это и есть предпосылки к формированию правильных речевых навыков
15 слайд. В результате целенаправленной системы работы по конструированию можно улучшить качественные характеристики речевого, психического, интеллектуального развития. Коллективные обсуждения построек, беседы, вопросы способствуют расширению пассивного и активного словаря. развития, мелкой моторики, пополнения активного словарного запаса. Таким образом, конструирование является важным видом деятельности детей дошкольного возраста, но для развития устной речи - и грамматического строя, и словарного запаса - важны не только манипуляции, но и оречевление совершаемых действий. Таким образом, дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений, развивается диалогическая речь.
16 слайд. Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики - два взаимосвязанных неразрывных процесса.
17 слайд. Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:
Пальчиковые игры;
Лепка;
Массаж пальцев и кистей;
Игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
Пирамидки;
Игрушки – шнуровки;
Кубики
Сухой бассейн.
18 слайд. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а также интересны и увлекательны для дошкольников.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй, развивается связная речь.
19 слайд. В театрализованных играх мы с детьми разыгрываем сюжеты, дети берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. Театрализованная игра способствует более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизирует речь детей.
20 слайд. Театрализованная же деятельность, делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей, появляется возможность к самореализации.
Речь детей становится образной, выразительной. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля; развивается логичность мышления.
21 слайд. Коммуникативная деятельность.
Речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности.
22 слайд. В этом нам помогают игры, направленные на развитие навыков общения:
«Кто к нам пришел?», «Назови свое имя», «Мяч по кругу», «Паровозик дружбы», «Прокати мяч и назови», «Найди себе пару», «Поздоровайся!», «Нужно делать так!»,
«Подари улыбку другу», «Узнай по голосу» и т. д.
23 слайд. Познавательно-исследовательская деятельность.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности решаем следующие задачи:
-способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно
исследовательскую деятельность
- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми
- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять
- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей,
проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии
- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности
-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.
24 слайд. Восприятие художественной литературы и фольклора.
Дети, увлекаясь мультфильмами и сериалами, усваивают их далеко нелитературный, поверхностный язык. Этого поможет избежать чтение художественной литературы и русского народного фольклора. Затем из чтения вытекают разнообразные формы работы, в которых очень хорошо развивается речь: разучивание стихотворений, пересказ, драматизации сказок и т. д.
25 слайд. Таким образом мы формируем у детей умение слышать, понимать речь, обогащается словарный запас, развивается монологическая речь и интонационная её сторона, выразительность.
26 слайд. Трудовая деятельность.
Через трудовую деятельность мы развиваем навыки диалогической речи, стимулируем активные высказывания детей, формируем доброжелательное отношение к сверстникам, умение работать в паре. Эти задачи решаем в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др.
27 слайд. Изобразительная (продуктивная) деятельность.
Развиваем культуру речи, учим выполнять инструкции, помогаем словесно описать свою деятельность. Например, после занятия по рисованию, мы проводим беседу, дети описывают свою выполненную работу, придумывают рассказ.
28 слайд. Музыкальная деятельность.
Особенно большую роль в развитие речи тут играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.
Совместно решаем и речевые задачи:
-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и речь дошкольника;
- культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;
- формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;
- развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.
29 слайд. Двигательная деятельность.
Положительные результаты в решении задач по речевому развитию дошкольников достигаются при использовании разнообразных форм двигательной деятельности. Работа по обогащению словарного запаса детей включается в любую форму физкультурно-оздоровительных мероприятий с учетом особенностей возраста, здоровья, физического развития дошкольников. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
30 слайд. Наиболее эффективными формами двигательной деятельности, способствующими пополнению словарного запаса ребёнка и развитию его речи являются: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, прогулки, гимнастика, пробуждения подвижные игры.
31 слайд. Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.
Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления, ребенок накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке на детской площадке, гоняет голубей, рассматривает снежок или букашек, песочек или водичку в луже. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.
32 слайд. Во время двигательной деятельности дети вместе с педагогом проговаривают стихи, кричалки, считалки. Это помогает ребятам легко запоминать упражнения, развивать речь, чётко и выразительно проговаривать предложения. Освоению каждого действия способствуют музыка и стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме. Зная, что дети дошкольного возраста подражают взрослым, текст проговаривается эмоционально, выразительно, громко и чётко.
33 слайд. Работа с родителями.
Родители наших воспитанников стали нашими активными участниками, помощниками и сотрудниками. Используются следующие формы работы с родителями:
-индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации) ;
-информационно-практическая (тематические консультации, информационныестенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, праздники и развлечения с участием родителей);
-информационно-аналитическая (анкетирование и опросы.)
Так же проводим беседы по просьбе логопеда, передаем домашнее задание.
Рекомендации родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
34 слайд. Мониторинг детей, показал, что на промежуточном этапе высокий уровень речевого развития увеличился на 2%, средний – на 4%, а низкий снизился на 6%.
35 слайд. Речевое развитие дошкольника определяется степенью сформированности его знаний, умений и навыков, познавательных и социальных мотивов, потребностей и интересов, а также других психических новообразований, которые составляют базис его личностной культуры. Высокий уровень речевых достижений дает возможность реализовать как социальную, так и интеллектуальную активность в кругу сверстников и взрослых людей. Расширение содержания потребностей в общении направляет внимание ребенка на новые аспекты действительности: на познание мира людей и взаимоотношений с окружающими, мира природы, предметно-практической и художественной действительности. Новые потребности общения обусловливают потребность и в новых средствах, которые должны помочь реализовать новые цели.