Папки-передвижки

Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность»

Ирина Абдулманова
Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Обобщение опыта работы на тему :

«Воспитание экологической культуры детей

младшего возраста через игровую деятельность»

Слайд 2

«Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».

К. Д. Ушинский

Публикация «Обобщение опыта работы „Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека.

Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать. Чтобы наш Дом стал краше и богаче.

Слайд 3

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т. к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Поэтому решила уделить внимание проблеме формирования у детей экологических знаний в процессе игровой деятельности.

Слайд 4

Цель моей работы : воспитание экологической культуры у детей раннего возраста, формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам через игровую деятельность.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.

- Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.

- Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.

- Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.

- Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

Слайд 5

Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение детей, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы (по мнению доктора педагогических наук Рыжовой).

Игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаю играм. Игра

увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных

действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его

потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть

знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность. Игры

использую в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках,

наблюдениях и в свободное время. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.

Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания.

Слайд 6

В процессе экологического образования детей младшего возраста использую следующие виды игр:

- предметные;

- настольно-печатные;

- подвижные игры.

Слайд 7

Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать

сходство и различия предметов. Предметные игры использовались с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учили детей исследовать, развивали сенсорику ребенка (например, «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Что сначала - что потом?»). Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

«Кто чем питается?»

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки и т. п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.

«Что сначала - что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

Слайд 8

Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при

ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: складные кубики (4-6 шт., разрезные картинки, пазлы (из 2-4 частей, тематическое лото с изображениями животных, овощей, фруктов. Например: «Парные картинки», «Найди пару».

Данные игры дали возможность систематизировать знания детей о

растениях, животных, явлениях природы. Настольно-печатные игры использовались в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и

при организации индивидуальной работы.

Слайд 9

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

«Воробушки и кот» подвижная игра

Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, на-рисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.

«Мы осенние листочки» подвижная игра

В руках у детей веточки с осенними листочками.

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул — полетели.

Мы летали, мы летали.

Все листочки так устали.

Перестал дуть ветерок,

Все уселися в кружок.

Ветер снова вдруг подул

И листочки с веток сдул

Все листочки полетели

И на землю тихо сели.

Слайд 10

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. При подборе растений уголка природы учитываю, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования: герань, бегония, бальзамин, хлорофитум. Все пособия находящиеся в уголке природы обеспечивают максимальный для данного возраста эффект и находятся в свободном доступе для детей. В нашем уголке природы «живет» дидактическая кукла Катя, которую можно переодеть в соответствующую сезону одежду, есть муляжи овощей и фруктов, материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, пластмассовые ведерки, наглядно-дидактические пособия и дидактические игры.

Слайд 11

С детьми даже младшего возраста можно проводить несложные опыты с

различными объектами неживой природы. Камни, песок, вода круглогодично

присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные

способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши

играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку,

закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки,

дорожки и др. ; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито,

переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы

не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого - нет.

Для этого мы подобрали соответствующий материал: камушки, ракушки, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылочки, банки, ложки, воронки, сито, игрушки резиновые для игр с водой и т. д., волшебный мешочек, мыльные пузыри, магниты, маленькие зеркала для игр с солнечным зайчиком.

Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.

Слайд 12

В младшем возрасте дети в совместной деятельности являются больше

наблюдателями, чем практическими исполнителями и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача здесь не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе

совместной практической деятельности.

Слайд 13

Очень эффективным методом при воспитании экологической культуры

является наблюдение. Наблюдения являются важным средством ознакомления детей с окружающим миром. Они проводятся в детском саду

ежедневно. Организовываю совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать' удивление, радость открытия нового. Во время прогулки знакомлю детей с сезонными изменениями в природе, названиями растений, наблюдаем за птицами, животными, насекомыми, рассказываю, где они живут, чем питаются.

Слайд 14.

На основе методических рекомендаций и преемственности в решении задач основной программы мною были разработаны : Общеразвивающая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию, проект экологического воспитания детей раннего возраста «Мир, в котором я живу». Веду кружок «Ладушки» с детьми своей группы. В своей работе ребятам даю понятие о том, что и растения, и животные ­ живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослым - игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.

Слайд 15

Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.

Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.

Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, «Берегите воду», «Ёлочка – зелёная иголочка», «Берегите первоцветы», «Друзья птиц»). Организовываю выставки поделок.

Провожу конкурсы рисунков по теме с участием родителей. Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).

Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей : расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечатьразнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.

Слайд 16

Результатом моей работы по воспитанию экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность, есть положительные результаты:

- на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром дети стали более внимательными;

- узнают в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и их

детёнышей; некоторых диких животных и называют их;

- в процессе непосредственных наблюдений сформировалось представление о предметах и явлениях живой природе все связано между собой;

- малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы;

- во время прогулок дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам;

-умеют замечать красоту природы в разное время года.

Ну а самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность

педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для детей.

Слайд 14. Спасибо за внимание!

Литература:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для

воспитателей детского сада. - М., 2011.

2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 2013.

3. ЗенинаТ. Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество Росси, 2006.

4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.

М., 2002

5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе

детского сада (2-4 года). - М. : Мозаика-Синтез, 2011.

6. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в

детском саду / С. Н. Николаева - М. : Изд-во «Мозаика - Синтез», 2006

7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова - М. : Карапуз, 2001.

8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая

младшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.

9. Теплюк С. Н. Игры -занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. -М. : Мозика­

Синтез, 2013.

10. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004

Публикации по теме:

Обобщение педагогического опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше.

Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельностьФормирование экологической культуры детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Сценарий театрализованного представления «Экологическая сказка о мусоре "Как звери Лису учили» по мотивам русской народной сказки «Заюшкина.

Из опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста»Из опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться,.

Обобщение опыта «Развитие математических способностей детей 3–4 лет через игровую деятельность» Игры: Цель: Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по коробочкам». Цель: Выделение части группы.

Обобщение опыта работы «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» "Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека" Б. Г. Ананьев. В дошкольной педагогике.

Обобщение опыта работы «Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре» «Все начинается с детства» Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма.

Обобщение педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора» Духовно – нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое:.

Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной»Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной» ОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте…. 3 1.1. Условия возникновения и становления опыта…3 1.2. Обоснование актуальности.

Развитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работыРазвитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работы Актуальность. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность»
Опубликовано: 11 ноября 2018 в 17:38
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Абдулманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД