Ирина Абдулманова
Обобщение опыта работы «Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Обобщение опыта работы на тему :
«Воспитание экологической культуры детей
младшего возраста через игровую деятельность»
Слайд 2
«Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».
К. Д. Ушинский
Публикация «Обобщение опыта работы „Воспитание экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека.
Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро, заставлять задумываться над тем. Что можно сделать. Чтобы наш Дом стал краше и богаче.
Слайд 3
Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т. к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения. Поэтому решила уделить внимание проблеме формирования у детей экологических знаний в процессе игровой деятельности.
Слайд 4
Цель моей работы : воспитание экологической культуры у детей раннего возраста, формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам через игровую деятельность.
Реализация цели идет через решение следующих задач:
- Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.
- Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
- Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.
- Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
- Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.
Слайд 5
Экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение детей, отражаться на наглядно-зрительные игровые образы (по мнению доктора педагогических наук Рыжовой).
Игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаю играм. Игра
увлекает ребенка, ведет его в свой веселый мир, учит правильно воспринимать окружающий мир, мыслить о реальных вещах и реальных
действиях, она возникает в реальной жизни и развивается в единстве с его
потребностями, если дети активные в жизни, игра помогает им овладеть
знаниями об окружающей жизни, развивает их самостоятельность. Игры
использую в непосредственно образовательной деятельности, на прогулках,
наблюдениях и в свободное время. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Формирование экологической культуры через игровую деятельность стараюсь строить в системе знаний о природе, о связях и о существующих в ней зависимостях. Ведь чтобы стать участником игры, ребенок должен усвоить определенные знания.
Слайд 6
В процессе экологического образования детей младшего возраста использую следующие виды игр:
- предметные;
- настольно-печатные;
- подвижные игры.
Слайд 7
Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать
сходство и различия предметов. Предметные игры использовались с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учили детей исследовать, развивали сенсорику ребенка (например, «Чудесный мешочек», «Кто, чем питается?», «Что сначала - что потом?»). Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки и т. п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.
«Что сначала - что потом?»
Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.
Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.
Слайд 8
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при
ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: складные кубики (4-6 шт., разрезные картинки, пазлы (из 2-4 частей, тематическое лото с изображениями животных, овощей, фруктов. Например: «Парные картинки», «Найди пару».
Данные игры дали возможность систематизировать знания детей о
растениях, животных, явлениях природы. Настольно-печатные игры использовались в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и
при организации индивидуальной работы.
Слайд 9
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
«Воробушки и кот» подвижная игра
Дети-воробушки прячутся в свои гнездышки (за линию, в кружки, на-рисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.
Сначала роль кота исполняет воспитатель, а затем кто-нибудь из детей.
«Мы осенние листочки» подвижная игра
В руках у детей веточки с осенними листочками.
Мы листочки, мы листочки,
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул — полетели.
Мы летали, мы летали.
Все листочки так устали.
Перестал дуть ветерок,
Все уселися в кружок.
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
Слайд 10
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. При подборе растений уголка природы учитываю, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства, а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок). Подбираются растения, не требующие для содержания много времени и сложного оборудования: герань, бегония, бальзамин, хлорофитум. Все пособия находящиеся в уголке природы обеспечивают максимальный для данного возраста эффект и находятся в свободном доступе для детей. В нашем уголке природы «живет» дидактическая кукла Катя, которую можно переодеть в соответствующую сезону одежду, есть муляжи овощей и фруктов, материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений, пластмассовые ведерки, наглядно-дидактические пособия и дидактические игры.
Слайд 11
С детьми даже младшего возраста можно проводить несложные опыты с
различными объектами неживой природы. Камни, песок, вода круглогодично
присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные
способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши
играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку,
закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки,
дорожки и др. ; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито,
переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы
не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого - нет.
Для этого мы подобрали соответствующий материал: камушки, ракушки, формочки для изготовления цветных льдинок, материалы для пересыпания и переливания (пустые пластиковые бутылочки, банки, ложки, воронки, сито, игрушки резиновые для игр с водой и т. д., волшебный мешочек, мыльные пузыри, магниты, маленькие зеркала для игр с солнечным зайчиком.
Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот.
Слайд 12
В младшем возрасте дети в совместной деятельности являются больше
наблюдателями, чем практическими исполнителями и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача здесь не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе
совместной практической деятельности.
Слайд 13
Очень эффективным методом при воспитании экологической культуры
является наблюдение. Наблюдения являются важным средством ознакомления детей с окружающим миром. Они проводятся в детском саду
ежедневно. Организовываю совместное наблюдение за различными явлениями природы. Цель этих наблюдений поддерживать или пробуждать интерес детей к окружающему, вызывать' удивление, радость открытия нового. Во время прогулки знакомлю детей с сезонными изменениями в природе, названиями растений, наблюдаем за птицами, животными, насекомыми, рассказываю, где они живут, чем питаются.
Слайд 14.
На основе методических рекомендаций и преемственности в решении задач основной программы мною были разработаны : Общеразвивающая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию, проект экологического воспитания детей раннего возраста «Мир, в котором я живу». Веду кружок «Ладушки» с детьми своей группы. В своей работе ребятам даю понятие о том, что и растения, и животные живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной деятельности со взрослым - игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.
Слайд 15
Провожу соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.
Привлекаю родителей к изготовлению практического материала, провожу анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания. Центром внимания остаются странички о прохождении в ДОУ экологических акций, рекомендации по здоровому образу жизни.
Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, «Берегите воду», «Ёлочка – зелёная иголочка», «Берегите первоцветы», «Друзья птиц»). Организовываю выставки поделок.
Провожу конкурсы рисунков по теме с участием родителей. Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).
Именно мы, взрослые, должны всесторонне развивать детей : расширять их кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать внимание детей на красоту природы, отмечатьразнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекать детей в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей. Тем самым, мы развиваем в ребёнке чуткость, умение понимать другую жизнь, её самоценность, побуждает ребёнка к сочувствию, переживанию, воспитывает готовность помогать делом.
Слайд 16
Результатом моей работы по воспитанию экологической культуры детей младшего возраста через игровую деятельность, есть положительные результаты:
- на непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром дети стали более внимательными;
- узнают в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных и их
детёнышей; некоторых диких животных и называют их;
- в процессе непосредственных наблюдений сформировалось представление о предметах и явлениях живой природе все связано между собой;
- малыши с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают интересующие их вопросы;
- во время прогулок дети стали проявлять большой интерес к жизни птиц и насекомых. Стали бережнее относится к деревьям, муравейникам и другим живым существам;
-умеют замечать красоту природы в разное время года.
Ну а самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность
педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном подражания для детей.
Слайд 14. Спасибо за внимание!
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для
воспитателей детского сада. - М., 2011.
2. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 2013.
3. ЗенинаТ. Н. Ознакомление детей раннего возраста с природой. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество Росси, 2006.
4. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
М., 2002
5. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в младшей группе
детского сада (2-4 года). - М. : Мозаика-Синтез, 2011.
6. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в
детском саду / С. Н. Николаева - М. : Изд-во «Мозаика - Синтез», 2006
7. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова - М. : Карапуз, 2001.
8. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду: вторая
младшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
9. Теплюк С. Н. Игры -занятия на прогулке с детьми 2-4 лет. -М. : Мозика
Синтез, 2013.
10. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки. Экология для малышей. М., 2004