Ирина Федореева
Развитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность. Сообщение из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Вслушиваясь в речь детей, видно сколь скудны ещё познания детей о природе, событиях, явлениях, происходящих в окружающей жизни. Как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат. Не хватает слов и для передачи смысла знакомой сказки, рассказа. Можно обнаружить, что существительные ребёнок заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении и т. п.
Публикация «Развитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность, Сообщение из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проведя анализ исследования детей учеными, было выявлено четкая закономерность, что уровень развития речи прямо зависит от сформированности тонких движений пальцев рук.
Проблема повышения педагогической работы по развитию речи через развитие мелкой моторики и экологического воспитания детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.
Цель и задачи, решаемые в оп
те
Целью моей творческой мастерской по развитие речи детей через экологическое воспитание и продуктивную деятельность является – приобщение к природе, активизация познавательных способностей, а также пассивного и активного словаря ребёнка; способствование развитию самостоятельности и творческой инициативы.
Задачи:
• Формировать эстетическое отношение к природе на основе ознакомления с
нетрадиционными техниками рисования.
• Формировать сенсорно-эмоциональный и нравственно-эстетический
отклик:
- накопление образных впечатлений и ассоциаций с собственным опытом;
- овладение элементарными изобразительными и техническими навыками художественной деятельности;
- развитие творчества и творческого рассказывания.
• Развивать навыки общения со сверстниками, взрослыми и окружающей
природой с ориентировкой на ненасильственную модель поведения.
• Обеспечить широкие возможности для использования всех пяти органов
чувств: видеть, слышать, трогать руками, чувствовать различные элементы окружающего мира.
Общение с природой способствует расширению словарного запаса у ребёнка, практическому овладению навыками словообразования, благотворно влияет на развитие связной, фразовой речи. При этом дети практически овладевают навыками словоизменения: согласованием слов в роде, числе, падеже. Рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найти с помощью наблюдений, логического мышления.
Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение.
А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что, хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения. Сочетание деятельностного и коммуникативного подхода наиболее эффективно в формировании лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, с включением элементов некоторых видов продуктивной деятельности (рисование, аппликация, художественный труд, оригами).
Таким образом, наряду с решением экологических задач продуктивной деятельностью успешно осуществляется и развитие речи детей.
При создании продукта можно знакомить детей с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок узнаёт названия предметов, действий, которые он производит с ними, обучается словам, обозначающим внешние признаки предметов и действий. Создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь. А слово помогает осмыслить процесс изображения.
Свою работу по обучению детей развитию речи через продуктивную деятельность я строю на сочетании разнообразных видов деятельности (ознакомление с природой, музыкальная, чтение художественной литературы, изобразительная (продуктивная, игра) с различными направлениями воспитательной работы. Активно использую литературный материал: стихи, потешки, загадки, сказки, легенды. Такой метод обучения позволяет мне заинтересовать детей, дольше удерживать их внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.
При планировании и проведении соблюдаются определенные условия:
проговаривание детьми всех выполняемых действий;
воспроизведение движений (в воздухе, на листе бумаги);
сравнение;
подробные вопросы к детям по продукту (результату) детской деятельности;
упражнения для развития мелкой моторики, координации речи с движением;
индивидуальный подход
В совместной деятельности дети привлекаются к поиску разрешения проблемных ситуаций, рассуждений, использовались этические беседы.
По возможности развивались представления :
об истории цивилизации (знакомство со сказками, легендами)
об основах правового сознания (усвоение норм и правил поведения, общения
со сверстниками и взрослыми, развития чувства ответственности за другого человека, животного и растения, за свои поступки, за данное слово).
Если нет возможности понаблюдать за объектом природы в естественных условиях, используются картины, иллюстрации, художественная литература, видеозаписи (“Животный мир Байкала”, “Растительный мир побережья и гор Байкала”).
При знакомстве с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической (ответы на вопросы, беседа) и монологической (словесное творчество) речи. Дети учатся пересказывать литературные произведения. Развитие речи детей на материале изобразительной деятельности в сопровождении природоведческих литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и способствует более глубокому проникновению в художественный образ.
В изобразительной деятельности сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в своей продуктивной работе. Изобразительная деятельность, как и многие другие образовательные деятельности, благоприятна для развития речи. Особенно это касается детей, имеющих нарушения этой функции, в частности дизартрию.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью, а также любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. В течение года дети активно работают ножницами, природным и бросовым материалом, бумагой, красками, карандашом, бисером, как вы знаете это не только сенсорно-двигательные упражнения.
Эта деятельность способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, проявлению умственной и речевой активности, определяется её связь с коррекционным обучением.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, создает атмосферу непринужденности, открытости, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Особое удовлетворение и радость вызывает успешный, конечный результат.
Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. В процессе продуктивной деятельности, изотворчества, манипуляций с материалами, игр с природным материалом, пальчиковых игр идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что положительно сказывается на общем самочувствии ребёнка.
Формируется общая умелость рук, в том числе и мелкая моторика – движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, поэтому приобретаемые навыки оказывают колоссальное влияние на развитие физических и психических процессов и на всё развитие ребёнка в целом. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления.
Все предметы, созданные детьми в результате продуктивной деятельности, являются в свою очередь, наглядной опорой для речевых упражнений. Также в процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. И происходит это естественно, поскольку все действия здесь ребенок выполняет самостоятельно. Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения.
Работа строилась по принципу сезонности, с учётом возрастных особенностей.
В экологическом воспитании детей предпочитаются методы многоразового наблюдения за объектами природы, обсуждение увиденного, отражение своих впечатлений в продуктивных видах деятельности.
Осенью внимание детей обращается на овощи, фрукты. Проводится работа с осенними цветами (астры, бархатцы, георгины). Дети рассматривают их, обращают внимание на цветки, их запах, форму стеблей и листьев. Затем изготовление цветов из бумаги и осенних листьев. Дети рассматривают их осеннее убранство, отмечают разнообразие цветов оттенков листьев.
При знакомстве с многозначными словами (игла) используется наглядный материал (рисунки, иллюстрации). Например, находили на картинке предметы, которые назывались одним словом “игла” (швейная игла, игла у ежа, ёлки, сосны). Кроме того, дети знакомятся с происхождением некоторых слов (например, почему грибы называются подберёзовик, мухомор).
Наблюдения на прогулках расширяют и уточняют конкретные представления о характерных признаках времён года. Важно не только помочь ребёнку заметить, что произошло, но и получить от него ответ, как он узнал об этом, почему он думает именно так, а не иначе. Это не только развивает связную речь, но и логическое мышление.
Зимой продолжается наблюдение за деревьями. Обращаем внимание на кроны различных пород деревьев, на красоту деревьев (Д. игра “Какое?”, на сравнение деревьев (“Чем отличаются?”) Отмечают красоту зимней природы.
Проводят наблюдение за снегом, инеем. Особое внимание в работе занимает наблюдение за зимующими птицами, обратить внимание на их повадки. При этом хорошо рассказать стихи, пословицу, поговорку, предложить загадку. Утром понаблюдать за восходом солнца, а на вечерней прогулке – заход. Обратить внимание на яркие краски зари, красоту этого явления.
Ранней весной дети отмечают первые признаки весны в природе. Постепенно, по мере пробуждения природы, дети отмечают набухшие почки, появление соцветий на деревьях, первые листья, первые цветы. В мае на примере цветов, купальницы, одуванчиков показывается разнообразие оттенков желтого цвета.
Для выработки хорошей дикции, чёткого и правильного произношения отдельных слов и фраз используются чистоговорки, потешки, считалки, стихотворения, которые произносятся с разной силой голоса и в различном темпе. В словарной работе внимание уделяется правильному пониманию слов, их употреблению. Проводится работа по активизации словаря детей названиями предметов, их качеств, свойств, действий, уточняются обобщенные понятия.
Без оригами и работы с бумагой в речевых группах не обойтись. Такая деятельность способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей.
Складывая фигурки из бумаги, человек концентрируется на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому такая работа является своеобразной психотерапией:
- повышает точность мелких движений пальцев рук;
- развивает интеллектуальные способности;
- развивает пространственное воображение;
- улучшает глазомер;
- снижает тревожность;
- стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние. Логично использовать оригами для пересказа, и для составления рассказов о животных и временах года.
К продуктивной деятельности относится и приготовление салатов по теме «Овощи – фрукты» в подготовительной к школе группе. Предварительно нужно обеспечить детей фартуками, шапочками, пластиковыми ножами и вилками, посудой, продуктами. Следует изготовить схемы на основе рецептов из кулинарных книг.
Затем дети оценивают вкус салата и свою работу. Потом они охотно рассказывают о том, что делали, как готовили, стараются все запомнить, чтобы научить этому маму или папу. Рассказывание проводится сначала по вопросам, затем в совместном рассказывании, а после и самостоятельно. Это предполагает обучение разным типам высказывания- описания, повествования, к рассуждениям (Мне нравится это, потому что).
Схемы помогает ребёнку, закрепить представление о средствах связи между предложениями и между частями высказывания. Результат превосходит все ожидания!
Продуктивные виды деятельности – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% из того, что видит, 90% из того, что делает.
Особое внимание необходимо уделять самостоятельной творческой деятельности детей :
• представлять возможность выбора в процессе деятельности;
• стимулировать детей комментировать (сопровождать речью свои действия);
• поощрять самостоятельное экспериментирование, проводить исследования, опыты;
• предоставить детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.
Работу я стараюсь проводить подгруппами. При такой организации занятия каждый ребенок имеет большую возможность для речевых высказываний. Позитивного отношения заслуживают и индивидуальные занятия. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач, а также активизация речи детей замкнутых, стеснительных.
В процессе продуктивной деятельности ребёнок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов и уточняет их лексические, грамматические и фонетические оттенки. Речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения предложенной деятельности. Различные виды продуктивной деятельности, будь это рисование, художественный труд благоприятны для речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявление познавательной и речевой активности. Именно проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи.
Развитие речи через экологическое воспитание, общение с природой и продуктивную деятельность помогает обогатить речь ребёнка, сделать её образной, выразительной, откорректировать имеющие недостатки, расширить лексико-грамматические возможности практического овладения навыками словообразования и словоизменения.
Продукт (результат) детской деятельности является хорошим материалом для закрепления пройденной темы воспитателями в повседневном общении и дома родителями, в чем испытывает затруднения, даны вопросы к повторению речевого материала.