Першина Татьяна Васильевна
Обобщение педагогического опыта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы
ОДЕРЖАНИЕ
1. Информация об опыте…. 3
1.1. Условия возникновения и становления опыта…3
1.2. Обоснование актуальности опыта….4
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта….…5
1.4. Длительность работы над опытом…. 5
1.5. Диапазон опыта…. 6
1.6. Теоретическая база опыта…. 6
1.7. Новизна опыта…. 9
2. Технология опыта …. 10
3. Результативность опыта…. 14
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
4. Библиографический список… 16
5. Приложение к опыту…. 17
1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1. Условия возникновения и становления опыта
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. С этой точки зрения работу воспитателя трудно переоценить, именно ему присуща роль «проводника» в мир детского восприятия окружающего мира, приобщению ребенка к красоте и любви своего родного края.
Задача воспитателей и родителей :
- пробудить в растущем человеке любовь к родной земле;
- формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
- воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу;
- развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики среди воспитанников средней группы в 2016 году по результатам анализа игровых тестовых заданий. Следующим этапом работы послужило проведение анкетирования родителей дошкольников по теме «Уровень патриотического воспитания». Анализ результатов исследований свидетельствовал о том, что в дошкольном образовательном учреждении необходимо активизировать работу по воспитанию патриотических чувств и любви к родному краю.
Источником формирования у ребенка любви к родным местам является его участие в общественно-полезном труде, а также гражданская ответственность родителей, близких. В основе патриотического воспитания лежит развитие нравственных чувств. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности, т. к. взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания : на занятиях - вопросы, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Начиная работу по ознакомлению с родным краем, у дошкольника, необходимо проанализировать качество знаний детей о родном крае, продумать этапы работы, направленные на рациональное донесение материала по формированию культурной личности наиболее характерное для данной местности. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
1.2. Обоснование актуальности опыта
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наряду с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота-гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать работу по ознакомлению с родным краем и недостаточной проработкой этого процесса в условиях учебно-познавательной деятельности дошкольников.
Одним из путей решения проблемы нам видится:
- создание предметно-развивающей среды в детском саду, способствующей воспитанию гражданина, патриота;
- разработка перспективного тематического планирования по реализации системы работы;
- установление тесных связей с семьей.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – формирование мотивации к изучению истории, культуры и традиций малой родины, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2015 года, когда дети посещали группу дошкольного возраста (4-5 лет, по май 2018 года, когда дети посещали группу дошкольного возраста (6-7лет). Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены этапы работы.
1 этап – начальный (констатирующий) – срок с сентября 2015 года по май 2016 года.
На данном этапе происходило знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.
2 этап – основной (формирующий) – срок с сентября 2016 года по май 2017 года.
На данном этапе изучались достопримечательности родного села, профессии родителей, а также постигались знания о Нижегородской области: флора и фауна родного края, областной центр и города Нижегородской области.
3 этап – заключительный (контрольный) – срок с сентября 2017 года по май 2018 года.
На данном этапе происходило знакомство с известными земляками, ветеранами Великой Отечественной войны, почетными гражданами села, тружениками тыла.
Итогом всех этапов послужило проведение диагностики, которая помогла выявить уровень знаний детей о родном селе среди дошкольников и их родителей. Результат исследования приведен в приложении 1.
1.5. Диапазон опыта
Представленный опыт представлен системой занятий по воспитанию патриотических чувств через ознакомление с родным краем у детей дошкольного возраста.
1.6. Теоретическая база опыта
В основу опыта легли рекомендации Л. В. Лосевой, М. В. Корепановой, А. М. Яценко, а также концепция дошкольного воспитания.
Воспитание патриотических чувств, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к родному поселку и к родной стране - одна из задач нравственного воспитания. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Ребенок буквально впитывает культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это - базовый компонент патриотического воспитания.
Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание востребовано всегда.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
Наиболее полно такое взаимодействие чувств и сознания было отражено в концепции патриотического воспитания С. А. Козловой. Она основывается на интегрированности патриотического чувства, объединяющего в единое целое все стороны развития личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую и физическую. Это позволяет говорить о патриотизме как о сложном нравственном качестве, включающем в себя совокупность чувств и сознания во всех формах его проявления. С. А. Козлова показала, что в основе патриотического воспитания лежит механизм нравственного воспитания. Поэтому можно предположить, что формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции, особенно на ранних этапах развития ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание можно считать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста;
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;
- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
В наше время этой проблемой занимаются Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева, Л. Г. Каримова, Л. Л. Семенова, Ю. М. Новицкая, Р. И. Жуковская и другие.
В современной России нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Для формирования чувства нравственности и патриотизма очень важно обеспечить дошкольников знаниями о Родине, дать базисные представления о стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время существует достаточное количество методической литературы по данному вопросу. Проблема патриотизма отражена в современных программах воспитания и обучения дошкольников : «Истоки», «Детство», «Из детства - в отрочество», «Наследие». Современная концепция патриотического воспитания в контексте всестороннего развития личности отражена в программе «Я - Человек». В этих методиках зачастую освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, и отсутствует единая система подхода к воспитательному процессу в этом направлении. Можно предположить, что это обусловлено многогранностью понятий нравственности и патриотизма в современном обществе: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта, позволил выделить следующие задачи, стоящие перед воспитателем :
1. Создание в окружении ребенка эмоционально благополучной атмосферы, включающую в себя книги, иллюстрации, оформление интерьера.
2. Подбор художественной литературы, методических пособий, где рассказывается об истории, искусстве, знаменитых людях Нижегородчины, о малой родине дошкольника - селе Спасское.
3. Организация деятельности детей, способствующей развитию духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семьей, детскому саду.
1.7. Новизна опыта
1.8.
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Целью педагогической деятельности является создание условий предметно-развивающей среды в детском саду, способствующих воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
• знакомство с достопримечательностями родного края, с его историей, культурой;
• формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким;
• развивать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• воспитывать чувство патриотизма, уважения и благодарности к подвигу земляков в годы Великой Отечественной Войны.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – разносторонний педагогический процесс, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чувств. Исходя из этого, работа по теме «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем» включает целый ряд тем:
-воспитание любви и привязанности к своей семье, к детскому саду, селу, к родному краю;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание чувства уважения к труду;
-расширение представлений о малой родине;
-знакомство с символами села.
Работа над данными темами проходит через все виды детской деятельности, как в повседневной жизни, так и на занятиях. Уровень представлений детей о нравственности и патриотизме во многом зависит от того, какое содержание отобрано, какие методы используются, как организованна предметно – развивающая среда в группе.
Педагогические средства, используемые в опыте :
1. Формы проведения: занятия, развлечения, викторины, экскурсии, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.
2. Форма организации: коллективная, групповая, подгрупповая, индивидуальная.
3. Методы:
- словесные – беседы, рассказы, чтение художественной литературы, прослушивание аудиокассет, встречи с земляками, .
- наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фото, слайды.
- практические – дидактические игры.
4. Приемы: разъяснения, указания.
Работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств началась с детьми младшего дошкольного возраста. Быть патриотом - значит чувствовать привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей семье, к своей Родине. Уже с этого возраста неоспоримое влияние на воспитание оказывает фольклор : сказки, потешки, прибаутки. Через фольклорные произведения из поколения в поколение передаются такие нравственные качества как добро, дружба, трудолюбие. На действия героев данных произведений автор старается вызвать эмоциональный отклик, желание помочь, сделать хорошее для кого-то. В старшем дошкольном возрасте используется художественная литература и фольклор. Они несут в себе черты национальных традиций, содержат информацию о родном крае, культуре народа, помогают узнать детям традиции, обряды. Ребята с удовольствием участвуют в народных праздниках с играми, плясками, песнями.
Ребенок начинает познавать Родину также через ближайшее окружение : свою семью, детский сад. Прежде всего, происходит знакомство детей со взрослыми людьми : их внешним видом, действиями, взаимоотношениями через рассматривание фотовыставки «Моя семья», беседы «С кем я живу». Дети учатся наблюдать за работой взрослых в детском саду: няни, повара, дворника. Затем дети узнают, где и кем работают их родители и члены семьи. Необходимо донести до ребенка, что все они делают так для того, чтобы наше село становилось красивее, и людям в нем жилось лучше. Далее происходит знакомство детей с историей села. Проводятся экскурсии по улицам, ребята знакомятся с достопримечательностями села, названиями улиц. Необходимо стараться вызвать у детей гордость за героев–земляков. Особое внимание уделяется встречам с участниками ВОВ и участниками трудового фронта, рассказывается о вкладе земляков в победу над фашистами. На разных этапах этой работы проводятся выставки рисунков детей «Улица, где я живу», «Рисуют дети войну»
Через экскурсии в парковую зону села дети знакомятся с растениями, деревьями нашей зоны, рассматривают насекомых. Везде, где проходили экскурсии и прогулки, дети наблюдали за состоянием территории. Далее проводились беседы о значении содержания её в чистоте. Детей нужно подвести к выводу: «Только от нас зависит, будет ли наш край красивым». Знакомство с родным краем вызывает у ребят положительные чувства и эмоции, а также стремление изобразить то, что увидели. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему краю, родной природе, позволяют им создать выразительные образы, основанные на собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
Изучая родное село, где слышна разная речь, дети узнают, что в нем живут люди разных национальностей. Используя карту Нижегородской области, знакомим детей с местоположением села и его символикой (герб, гимн, флаг).
В работе по нравственно-патриотическому воспитанию огромное значение имеет семья. Осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания ребенка позволило значительно повысить его эффективность. Девизом группы стали слова «Родитель в группе не гость, а полноправный член коллектива». Для того чтобы выяснить отношение родителей к вопросам патриотического воспитания в детском саду и его реального осуществления проведено анкетирование. В работе с родителями активно использовались различные формы опросов, анкетирование, наглядная информация (стенды, выставки и др., организационные собрания. Также использовались активные формы: тематический вечер «Дети - наша радость», семейная викторина «Мама, папа и я – Спасская семья». В неформальной обстановке родители имели возможность делиться информацией о способах взаимодействия с ребенком в семье, знакомиться с опытом других семей. Кроме этого для родителей были подготовлены рекомендации на тему: «Как воспитать в ребенке уважение к старшим», «Как воспитать в ребенке доброту», «Как знакомить детей дошкольного возраста с праздником Победы», «О днях воинской славы», «Патриотическое воспитание дошкольников», «Как организовать свой досуг».
Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Для того чтобы знания были более глубокими и прочными, много внимания уделялось предварительной работе. В этом снова помогали родители. Папам предлагалось рассказать о военной технике; мамам - рассмотреть красивые здания на улице, подготовить рассказ на тему: «Как село готовится к празднику». Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему селу, к месту, где живешь. Это была одна из задач, которая стояла перед автором опыта. Совместно с родителями мы старались научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.
Участие родителей в экскурсиях, составлениях альбомов о родном селе, народных праздниках вызывает у детей большой эмоциональный отклик, заставляет глубже сопереживать, любить свою Родину. Таким образом, к концу дошкольного периода дети узнают об истории возникновения села, его достопримечательностях; имеют представление о территории Нижегородской области как составляющей территории России; знают о природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края, называют сёла, знаменитых людей района.
Работа с детьми была организована на основе тематического планирования, что позволило увидеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-этические, художественно-эстетические и др. При реализации проекта по гражданско-патриотическому воспитанию были использованы разнообразные формы работы: занятия, экскурсии и прогулки по селу, чтение литературных произведений.
Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Поэтому совместно с детьми оформлены развивающие познавательные игры «Прогулка по улицам села», «Достопримечательности села». Работа с дошкольниками строилась в форме путешествий по родному селу, где дети имели возможность любоваться красотой села, учились беречь и любить свою малую родину. Дети принимали участие в праздновании Дня села и в других событиях, они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отразили в рисовании, конструировании, изготовлении макетов и подарков, которые вручили ветеранам в День Победы. В жизни много радостных переживаний, рассказывая о них ребенку, мы приобщаем его к своим делам.
3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а так же самостоятельно принять полученные знания в доступной практической деятельности.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. Следовательно, критерием результативности опыта является уровень знаний дошкольников о родном крае.