Олеся Харитонова
Духовно-нравственное воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Проект – есть всякое действие,
совершаемое от всего сердца
и с определенной целью»
В. Килпатрик.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования.
Актуальность и перспективность опыта
Публикация «Духовно-нравственное воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Метод проектов актуален и очень эффективен. Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и своевременным, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях.
В процессе использования проектной деятельности выявляются интересы ребёнка, развивается партнёрский стиль взаимодействия между взрослыми и детьми, активно поддерживается детская инициатива.
Новизна опыта
Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Условия формирования опыта
Развивающаяся педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.
Мы ориентируемся не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Такие качества способствуют успешному обучению детей в детском саду и, в дальнейшем, в школе.
Таким образом, ведущей педагогической идеей данного проекта является взаимосвязь развития интегративных качеств ребенка с его разнообразной содержательной деятельностью в процессе реализации проекта.
Теоретическое обоснование опыта.
Зарождение метода проектов произошло во второй половине XIX века. Он возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его называли также методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.
При организации своей работы опиралась на теоретические и практические исследования отечественных педагогов Л. С. Киселёвой, отбирая те из них, которые соответствуют взглядам на приоритетные направления дошкольного воспитания и обучения на современном этапе. Они считают, что проектные методы помогают:
• развивать творческие способности дошкольников;
• делают их активными участниками учебного и воспитательного процессов.
Поэтому считаю, что проектную деятельность дошкольников можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Технология опыта.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
В ФГОС под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Для себя определила и взяла за основу данные слова: «Познание строится не на запоминании, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка».
Изучив психолого-педагогическую литературу, провела наблюдения и диагностирование детей и пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы.
А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени.
Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.
Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:
• наглядный;
• словесный;
• практический;
• проблемно-поисковый;
• исследовательский;
• сюрпризный момент;
• элемент загадочности;
• создание воображаемой ситуации;
• использование музыки.
Участникам проектной деятельности следует придерживаться определё нных принципов взаимодействия:
- системности;
- последовательности;
- комплексности;
- соответствие возрастным и индивидуальным возможностям;
- адекватность требований и нагрузок;
-индивидуализация темпа работ.
Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Трудоемкость опыта
Внедрение в дошкольное учреждение проектного метода деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
-занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;
- комплексные блочно - тематические занятия;
- интеграция: частичная или полная;
-метод проектов, как форма организации образовательного пространства;
- как метод развития творческого познавательного мышления.
Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.
Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Цель внедрения проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Цель позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Задачи:
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу; - развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Ребёнку метод проектов даё т возможность:
экспериментировать, синтезировать полученные знания;
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов:
«Для чего нужен проект?»,
«Ради чего он осуществляется?»,
«Что станет продуктом проектной деятельности?»,
«В какой форме будет презентован продукт?».
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов.
На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Обобщив опыт разработки метода проектов, выделю следующие этапы работы над проектом:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов. Охарактеризуем кратко основные этапы внедрения проекта.
Первый этап – Выбор темы.
Задача педагога осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности.
Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов» :
1. Что знаю?
2. Чего хочу узнать?
3. Как узнать?
На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата.
Последовательность работы педагога на данном этапе следующий:
• педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
• вовлекает дошкольников в решение проблемы;
• намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
• обсуждает план с семьями на родительском собрании;
• обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
• вместе с детьми и родителями составляет план –схему проведения проекта;
• собирает информацию, материал.
Второй этап –Реализация проекта.
Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).
Задача воспитателя на данном этапе создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет:
• проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы,
• использования операций сравнения и сопоставления,
• проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
• проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта,
• даёт домашние задания родителям и детям;
• поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).
Третий этап – презентация проекта.
Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта.
Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности.
В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т. д.).
Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе:
• организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг, составляет книгу, альбом совместно с детьми;
• подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы)
Четвёртый этап – рефлексия.
Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности.
Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность педагогов, что позволяет:
• ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
• освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
• уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.
Из опыта работы по проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Так, после посещения экскурсии в Лицее им. А. И. Данилова в «Музее истории школы», воспитанницу заинтересовала личность нашего земляка Владимира Степановича Чуйко.
Мы решили более подробно изучить жизнь и деятельность Владимира Степановича. Это было начало для проекта «Дорога к звездам».
Объект исследования: жизненный путь Владимира Степановича Чуйко.
Предмет исследования: вклад Чуйко Владимира Степановича в науку и в дело освоения космоса.
Цель проекта: формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно-исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
Собрать сведения о моем земляке.
Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами.
Продолжить работу над формированием навыков проектно-исследовательской деятельности.
Воспитание патриотизма и гордости за свою малую родину.
Рассказать о своей работе детям в группе.
С большим интересом Маша изучала архивные документы, слушала рассказы, знакомилась с новыми людьми, и выяснила, что Владимир с восьмого класса вдруг «заболел» небом. Окончив с отличными оценками спецшколу ВВС поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, которую окончил с золотой медалью. Защитив кандидатскую диссертацию, остался в академии на преподавательской работе. Получил учёное звание «доцент».
Читал лекции и проводил занятия с первыми космонавтами. Был руководителем дипломного проекта у Германа Степановича Титова и консультантом у Юрия Алексеевича Гагарина. У Георгия Степановича Шонина, космонавта командира корабля «Союз-6», был руководителем кандидатской диссертации.
Итогом этой работы было выступление на Муниципальном этапе областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Юный исследователь» (Призер в номинации «Науки об обществе»).
В своем проекте воспитанница рассказала какой вклад внёс В. С. Чуйко в науку и в дело освоения космоса. Узнала очень много нового и интересного. На примере В. С. Чуйко убедилась, чтобы стать Человеком с большой буквы надо с желанием учиться и уметь отдавать знания другим.
Значимость данного проекта заключается в том: что если дети будут знать и помнить историю малой родины и людей, прославивших её, то смогут сделать правильный выбор в жизни.
Семья – это коллектив, объединяющий людей разных поколений, где старшее поколение передает своим детям и внукам накопленный жизненный опыт, делится своими увлечениями и творческими интересами. В семье формируется поведение человека, закладываются основы физического, нравственного, психического и социального здоровья.
Марьяна воспитывается в музыкальной семье. Рассматривая семейный альбом, она увидела семейную фотографию, где у всех взрослых в руках были музыкальные инструменты. Ее это очень заинтересовало. Так возникла мысль создания проекта «Моя музыкальная семья».
Объект исследования: история семьи Глотовых - Шмелевых.
Предмет исследования: музыкальная династия моей семьи.
Цель проекта: формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.
Задачи исследования:
расширить знания о своей «музыкальной» семье;
продолжить работу над формированием навыков проектно-исследовательской деятельности;
воспитание патриотизма и гордости за свою семью;
оформление фотоальбома «Моя музыкальная семья»;
составление родословного древа моей семьи.
В рамках этого проекта ребенок, вместе с родителями, изучил более подробно семейный альбом, посетили городскую библиотеку, где нашли информацию о своем прадедушке, Глотове Николае Васильевиче, основателе Уваровской музыкальной школы.
В результате проекта: она узнала, что играть на музыкальных инструментах очень нелегко. Для этого требуется и внимание, и терпение, а самое главное это любовь к музыке. Был оформлен фотоальбом «Моя музыкальная семья», составлено родословное древа семьи.
Значимость данного проекта заключается в том: что если каждый человек будет знать и помнить о родословной своей семьи и передавать это по наследству, то память о своих предках будет сохранена.
Данный проект был представлен на Муниципальном этапе областного конкурса исследовательских работ и творческих проектов «Юный исследователь». Результат (2 место).
А также был представлен на Всероссийском педагогическом конкурсе "Педлидер" в номинации Исследовательские работы обучающихся. Победитель I место.
75-лет Победы в Великой Отечественной войне. Это особая дата. В рамках этого проекта были подготовлены и проведены серии бесед-презентаций о том тяжелом военном времени.
Объект исследования: события Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
Предмет исследования: конкретные семьи в годы войны.
Цель: создание «Книги памяти «Страницы истории из семейного архива» через расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Задачи:
Изучить семейный архив; узнать были ли в семье родственники-участники ВОВ; подобрать фото и документы; подготовить сообщение о родственнике-участнике ВОВ.
Создание электронного и бумажного архива об участниках Великой Отечественной войны, которые будет способствовать: развитию у воспитанников чувства патриотизма и гордости за место, где они живут, за нашу Родину; возрождению семейных ценностей и традиций.
Развитие у участников проекта навыков работы по поиску информации о судьбе героя, используя различные базы данных, развитие коммуникативных навыков.
Укрепление связей между поколениями.
Привлечь воспитанников к работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей родной семьи.
Были подготовлены сообщения про своего прапрадедушку или прапрабабушку, которые были на войне или трудились в тылу, для того чтобы приблизить долгожданный день 9 мая. Эти сообщения дети представили своим сверстникам в группе.
Тема ВОВ затронула детские сердца, поэтому воспитанница подготовительной группы с интересом изучила семейный архив, где бабушкой были сохранены письма с фронта и приказ о награждении медалью «За боевые заслуги». А награды просто так не дают. Она очень хотела знать, какой вклад внес ее прапрадед в победу над фашисткой Германией.
Так был реализован проект «Чтобы не забылась та война».
Объект исследования: Великая Отечественная война
Предмет исследования: вклад прапрадед – Исаев Федор Кириллович в победу над фашисткой Германией.
Цель проекта: исследование роли моего прадеда в Великой Отечественной войне.
Задачи исследования:
Собрать сведения о прадедушке - участнике Великой Отечественной войны.
Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами.
Изучить семейный архив.
Рассказать о своей работе детям в группе.
С проектом «Чтобы не забылась та война» мы приняли участие в V детских Вениаминовских чтениях, и стали призерами.
Итогом этой довольно длительной работы был проект «Книга памяти», в который мы включили «Страницы истории из семейного архива».
Создание «Книги памяти» направлено на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за наших воинов и ветеранов, нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений, патриотизма, уважение к павшим воинам и выжившим ветеранам).
С данным проектом мы стали Победителями (1 место) Международного конкурса «Изумрудный город». Номинация: Бессмертный полк.
Анализ результативности.
В результате реализации проектов, дети больше стали общаться между собой, что способствовало улучшению микроклимата в группе. В процессе этой деятельности, дети выступали как заказчики, исполнители и непосредственные участники, от зарождения идеи до получения результата, а также как эксперты. Дети сталкивались с необходимостью проявлять свою самостоятельность, особенно когда это необходимо:
заявить свои цели, озвучить представление о себе;
открыто и чётко сказать о своих трудностях, найти их причины;
согласовывать цели с другими, не отступать при этом от собственных убеждений.
Проектная деятельность позволила :
учить детей проблематизации; целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа;
представлению результатов своей деятельности и хода работы;
презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов, моделей, театрализации);
применение практических знаний в различных ситуациях.
Дети научились доносить свои мысли до окружающих, чётко формулировать свои идеи, внимательно слушать, понимать речь других. Проекты явились тем содержанием, которое объединило детский сад и родителей, укрепило их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Благодаря использованию этой технологии в своей работе повысился и мой профессиональный уровень. Я всегда помню, что проект - это «игра всерьёз» : результаты её значимы для детей и взрослых.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Внедряя в свою работу метод проектной деятельности, мы столкнулись с определё нными трудностями: детям очень трудно сформулировать проблему и определить цель деятельности. В силу того, что дети ещё не имеют достаточных речевых ресурсов для передачи своих эмоциональных состояний (например, ребёнок видит, что исчезают редкие животные, а сформулировать проблему не может, так же у них наблюдается сниженный познавательный интерес, они не умеют самостоятельно работать с любой информацией.
Поэтому наша задача заключается в том, чтобы на каждом этапе педагоги группы в сотрудничестве с родителями «вели» детей последовательно от этапа к этапу до презентации конечного результата (будь, то поделка или сообщение).
По окончании проектной деятельности, дети самостоятельно оценивают результаты своей работы и отмечают степень эмоциональной удовлетворённости проектом.
Предлагаю детям нарисовать лицо: весёлое, нейтральное, грустное. Это могут быть изображения солнышка, неваляшки, зайчика, медвежонка в соответствии с темой проекта.
Адресность опыта.
Данный опыт может быть использован воспитателями детского сада, родителями дошкольников.