Боровик Валентина
Обмен опытом работы «Речевое развитие — важнейшая задача воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь человека – это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. В детском саду мы должны поставить перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения.
Культура, культурный человек, культура речевого поведения - неразрывно связаны. Детский сад – первое звено в системе образования и общественного воспитания.
Публикация «Обмен опытом работы „Речевое развитие — важнейшая задача воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
В своей работе с детьми я уделяю большое внимание речевому развитию детей, развитию речевой среды, общению со сверстниками, взрослыми, развитию связной речи, формированию словаря, грамматическому строю речи. Наиболее сложная проблема – формирование у детей связной речи. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления, с расширением кругозора детей, с появлением новых знаний и умений, а знания совершенствуют его речь.
«Все, чему в нежном и неопытном возрасте научатся, глубже в умах укореняется, потому что в этом возрасте «дети притворяться еще не умеют, а более слушаются наставлений…».
Состояние современной социальной культуры во многом определяется уровнем коммуникативно – нравственного развития личности. Отношения в обществе должны строиться на взаимопонимании. Важнейшим аспектом этой проблемы является вопрос воспитания культуры общения подрастающего поколения. В детском саду нужно воспитывать у ребенка понимание того, что слово это не только средство общения, но и орудие в его руках, которым можно воспользоваться сообразно своим намерениям, своим нравственным принципам.
«Нравственность человека видна в его отношении к слову» Л. Н. Толстой.
Как известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки общения. Диалог как вид общения предполагает знания языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнерами. Основы речевого развития закладываются с трех до пяти лет. Этот возраст особо чувствителен, синзитивен в усвоении речи детей.
Развитие речи побуждается усложнением общения педагога с детьми. Если с воспитанниками общаются мало, если нет богатой разнообразной совместной деятельности, несомненно дети резко отстают и в речевом развитии и в общем развитии. Наблюдая за детьми, за тем, как развивается речь детей, можно выделить две линии:
- во – первых: совершенствуется понимание детьми речи взрослых,
- во – вторых: складывается собственная, активнвя речь детей.
Наша мимика, наши жесты, наша речь все наше поведение и общение не всегда на высоте. Над многим предстоит работать и дается это с трудом. Ведь дефекты речи сохраняются и закрепляются, если нет противостоящих им влияний. Взрослые наносят большой вред развитию речи детей, если подделываются под детский лепет ребенка, употребляют неверные им слова, которые он еще не в состоянии произнести. Учить следует на лучших образцах родного языка.
Дошкольным работникам должно быть вменено в обязанности создать благоприятную обстановку, среди которой речь детей могла развиваться правильно.
Я выделяю культурные и методические требования к речи педагога.
1. Речь должна быть абсолютно грамотной, литературной.
2. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем младше ребенок, тем проще должна быть синтетическая структура речи.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений, интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Недопустима и слишком медленная речь.
7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить не громко и не слишком тихо.
Люди владеют одним и тем же родным языком неодинаково. Степень совершенства зависит от многих факторов: уровня и характера образования (техническое или гуманитарное, от общей культуры человека, от его склонности к анализу собственной речи и так далее. Кто больше других говорит, кто использует слово профессионально, тот естественно должен знать язык лучше других, уметь обращаться с ним. Выразительной нашу речь делают знаки препинания. Знаки препинания это по поистине «нотные знаки». Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Детям доступна образная речь, в которой слова используются в переносном смысле.
Речь воспитателя должна быть простой, ясной, логичной, точной.
Речевое развитие определяет круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевые умения и навыки. Которые должны быть усвоены детьми на каждом возрастном этапе. Работа должна быть построена на научных основах, направлена на всестороннее развитие личности ребенка. Средствами развития речи можно считать обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства - любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.
В повседневной жизни, дети самостоятельно пользуются речью, но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепить отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, грамматические ошибки.
Ведущим средством формирования речи ребенка является обучение – планированный, целенаправленный процесс усвоения знаний об окружающем.
Игра является не только благодатным условием для речевого проявления детей, но и эффективным средством воздействия на качество речи детей. Каждый вид (особенно дидактическая игра) игр имеет особое значение. Сюжетно – ролевые игры способствуют самостоятельному высказыванию детей, активизации словаря детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов. Дидактическая игра применяется для познания окружающего мира, для закрепления знаний об окружающем, активизации и пополнению словаря детей. Изобразительное искусство является также важнейшим средством речевого развития, своеобразным стимулятором высказывание своих эмоций детьми. Бытовая деятельность – преимущество этого средства естественная обстановка, при которой многие дети легче вступают в разговор.
Дети 3 – 7 лет дышат воздухом творчества: они хотят петь, рисовать, сочинять, легко вступают в контакт со взрослыми. На занятиях по речевому развитию должно быть как можно меньше всякого рода запретов – больше свободы, фантазии и тогда, даже в самых реалистических высказываниях ребенку захочется рассказать о чем – то своем, по – своему. Он на практике поймет, что с помощью родного языка можно творить чудеса.