Ольга Чунарева
Область применения мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Область применения мнемотехники
В настоящее время педагоги все чаще сталкиваемся с такими проблемами в развитии детей, как:
Бедный словарный запас
Неумение согласовывать слова в предложении
Нарушение звукопроизношения
Неспособность построить монолог
Бедная диалогическая речь
Плохое развитие связной речи
Несовершенство различных видов мышления
Публикация «Область применения мнемотехники» размещена в разделах
Поэтому перед нами встает задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Чем отличается мнемотехника от других технологий.
Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях :
1. Познавательное развитие:
- при изучении геометрических фигур, цифр
-при обучении составу числа
- при знакомстве с двузначными числами
- при решении задач
- при представлении части и целого
- при выполнении графических диктантов
-для ознакомления детей с окружающим миром
2. Речевое развитие
-при пересказах художественной литературы
-при заучивании стихов, потешек, скороговорок
-при обучении составлению рассказов
-при отгадывании и загадывании загадок
-для обогащения словарного запаса
3. Художественно-эстетическое развитие
- при рисовании, лепки и аппликации
4. Социально-коммуникативное развитие
-при воспитании культурно-гигиенических навыков
-при воспитании навыков самообслуживания
-при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Рассмотрим применение мнемотехники более подробно в каждой образовательной деятельности.
Познавательное развитие (ФЭМП, познавательно-исследовательская деятельность, ознакомление с предметным окружением, с социальным миром, с миром природы).
В ФЭМП воспитатели младшей группы для закрепления геометрических фигур использовали мнемоколлаж. Для того чтобы познакомить детей с цифрами, воспитатели средней группы использовали метод ассоциаций. С помощью данного метода дети запоминали цифры методом связных ассоциаций или методом «Вешалок». Метод слов-вешалок основан на зрительных представлениях, этот метод помогает детям запомнить в определенном порядке нужную информацию, которая состоит из любого количества цифр.
В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы) используют для изучения «Состава числа» мнемотаблицы. В центре таблицы располагается нужное число, а по диагонали, горизонтали и вертикали - два меньших числа, которые в сумме составляют нужное число.
Чтобы детям было намного проще запомнить двузначные числа и понять применяется мнемотаблица модель из палочек (составляющие 1 десяток, легко выстроить знакомство ребенка с двузначными числами). Для формирования правильного представления о структуре двузначного числа следует всегда класть десятки слева, а единицы справа, но так как мы используем мнемотаблицу, то десятки мы расположили справа для того чтобы зашифрованный образ в виде картинки с помощью предлога мгновенно накладывался на модель десятка.
Для того чтобы дети научились выделять числовые данные задачи, практические действия и понимать смысл количественных изменений, к которым они приводят, необходима полная предметная наглядность.
Для этого составлены мнемодорожки на решение простых арифметических действий. Для начала в мнемодорожках указываются знаки «+» «-» «=». Затем убираются знаки и дети самостоятельно придумывают условия к задачам и решают их. При этом наглядные картинки помогают детям более грамотно выстроить свою речь, правильно подобрать вопрос к задаче и решить ее.
Так же к старшему дошкольному возрасту у детей накапливается опыт деления на части (в быту, играх, конструировании). Складывается бытовое понимание целого, как неделимого и восприятие каждой части целого как нового, самостоятельного объекта.
С помощью мнемодорожек «Часть и Целое» дети на занятиях самостоятельно применяют данную методику. У детей формируются четкие представления о зависимости целого и части, они учатся воспринимать целое не только как неразделенный предмет, но и воссозданный из частей. Сравнивают части, полученные при делении целого с равными частями, путем наложения.
На основе умения деления целого на части применяют мнемодорожки «Геометрические задачки». Дети самостоятельно устанавливали закономерности, классифицировали предметы по общим и отличительным признакам, последовательно рассуждали, делали соответствующие выводы, самостоятельно выбирали способы решения.
Мнемотаблица – цепочка «Графический диктант». Формирует глазомер ребенка, укрепляет зрительную памяти; способствует развитию мелкой моторики; развитию устойчивого, сосредоточенного внимания; развитию зрительно-двигательной координации; произвольности, ритмичности и точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости; развитию умений ориентироваться на листе бумаги.
Включение мнемотаблиц и мнемодорожек в непосредственно – образовательную деятельность по формированию элементарных математических представлений, для выполнения какого-либо задания, позволяет запомнить сложный материал, удерживать интерес детей, создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность, способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
При ознакомлении детей с окружающим миром мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала. Работать с мнемотаблицами в младшем возрасте начинают с простейшие схемы при организации игр - экспериментов. Обучение строится от простого к сложному. Количество ячеек в таблице зависит от сложности эксперимента, а также от возраста детей.
Воспитатели разработаны мнемотаблицы :
- для описания экспериментов «Свойства воды», «Свойства воздуха», «Делаем мыльные пузыри», «Путешествие капельки», «Научи яйцо плавать»,
- для ознакомления с предметным окружением: «Алгоритм исследования предмета».
- для ознакомления с социальным миром: «Алгоритм расскажи о себе», «Алгоритм расскажи о профессии».
- для ознакомления с миром природы: «Алгоритм времена года», «Расскажи-ка».
Использование метода мнемотехники способствует формированию у детей целостной картины мира, решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это, в свою очередь, позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе. Использование данного практического материала поможет воспитателям разнообразить содержание работы по познавательному развитию.
Полученными впечатлениями, знаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми. Применение мнемотехники помогает детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее, развивает интерес к исследовательской деятельности. Анализируя проведенный опыт и графически его обозначая, дети учатся самостоятельности, усидчивости. У них повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.
Развитие речи.
Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
при пересказах художественной литературы;
при обучении составлению рассказов;
при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.
Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка-серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.
Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.
Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.
Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план –схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.
Этапы работы по запоминанию стихотворений:
- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).
- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).
- Разобрать непонятные слова и определения.
- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.
- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Рассказать стихотворение.
Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.
Потешки для развития речи ребенка очень важны, но их значение только этим не ограничивается. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка. С помощью потешек развивается фонематический слух.
Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит?; за что нравится (не нравится?
Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект.
Как только малыш начинает говорить, в его жизнь входят и загадки – сначала в форме простейших маминых вопросов, потом как незатейливые сравнения.
Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадывать, не анализируют ход его мыслей при отгадывании, торопят, забывая о том, что главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления.
Если ребенок не может найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Быстрые подсказки лишают ребенка возможности думать. Он привыкает к готовым ответам и постепенно теряет интерес к загадкам вообще.
Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.
Ну и, конечно, отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле. Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.
В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. А мнемотаблицы помогут ребёнку в загадывании и отгадывании загадок.
Применение мнемотехники в художественно-эстетическом развитии.
Использовать технологию мнемотехник в рисовании, лепки и аппликации позволяет решить такие задачи как
- Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- Способствовать развитию мелкой моторики рук;
- Способствовать развитию творческих способностей детей;
В средней группе воспитатели использовали мнемотаблицу для занятия по нетрадиционному рисованию «Морозный узор» (свеча + акварель)
1. Вопрос (Как можно нарисовать морозный узор)
2. Чем можно нарисовать морозный узор? (цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски)
3. Чем мы можем нарисовать морозный узор? (парафиновая свеча, восковой карандаш и акварельные краски)
4. Как мы будем рисовать? (рисуем узор свечой или мелком на «окне», акварельной краской закрашиваем «окно»)
5. Как появился узор на «окне»? (краска окрасила только бумагу и стекла с узора)
Так же с помощью мнемотаблиц облегчается последовательность выполнения детьми действий на занятиях лепки и в составлении аппликаций.
В социально-коммуникативной области активно применяются мнемотаблицы. Благодаря которым у детей развивается внимание, память, быстрее запоминается алгоритм последовательности действий.
Воспитатели активно применяют мнемаблицы при воспитании культурно-гигиенических навыков, при воспитании навыков самообслуживания, при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности.
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод, что систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности дошкольников по развитию речи расширяется представление ребенка об окружающем мире, формируется связная речь, развивается познавательная активность и коммуникативные навыки, происходит обогащение активного словаря.