Ольга Стукова
Объективность оценивания достижения планируемых результатов освоения Сипр
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Объективность оценивания достижения планируемых результатов освоения СИПР.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе обучения и воспитания.
Темочки:
Цель СИПР - построение образовательного процесса для ребёнка с У/О в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Согласно Стандарту СИПР составляется на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в Учреждении, и его родители (законные представители).
Оценка результатов освоения СИПР является необходимым условием реализации системы требований ФГОС ОО у\о.
В соответствии с требованиями ФГОС структура СИПР включает :
Титульный лист (Слайд 2)
1. Общие сведения о ребёнке. (слайд 3)
• ФИО.
• Дата рождения.
• Домашний адрес.
• ПМПК.
• МСЭ.
• Группа (особые потребности). Степень выраженности по 3м категориям.
• Показания к проведению реабилитационных или абилитационных мероприятий.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося. (слайд 4)
3. Характеристика отражает:
особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами;
особенности личности ребенка (со слов родителей);
выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы для обучения в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
4. Индивидуальный учебный план. (слайд 5)
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения ребенка на определенный учебный период (год).
5. Расписание занятий. (слайд 6)
6. Содержание образования в условиях организации и семьи (содержание образования СИПР включает возможные планируемые результаты, отобранные из содержания учебных предметов) (слайд 7)
7. Календарно-тематическое планирование учебных предметов. (слайд 8)
8. Условия реализации потребности в уходе и присмотре (необходимым условием реализации образовательной программы ряда обучающихся является организация ухода (кормление, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Планирование и осуществление ухода и присмотра отражается в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр (режим дня). (слайд 9)
9. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР. (слайд 10)
• учитель класса,
• учитель-логопед,
• учитель-дефектолог,
• педагог-психолог,
• социальный педагог,
10. Программа сотрудничества с семьёй (содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем группы). (слайд 11)
11. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов. (слайд 12)
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
12. Средства мониторинга и оценивания динамики обучения. (слайд 13)
Остановимся на них подробнее:
Освоение ребенком планированных результатов оценивает экспертная группа, основной метод – наблюдение в ходе учебных занятий, игр, режимных моментов, в свободной деятельности.
Система мониторинговой оценки достижений обучающимся планируемых предметных результатов является многоуровневой. Каждый диагностический критерий оценивается с точки зрения степени самостоятельности обучающегося при выполнении тех или иных учебных действий: «выполняет самостоятельно», «выполняет при стимулирующей помощи педагога» (по образцу, с опорой на наглядность, нуждается в дополнительном разъяснении, нуждается в пошаговом предъявлении инструкции или учебной информации и т. п., «не выполняет» (данное учебное умение, навык не сформирован). В диагностической карте в строке напротив каждого критерия заносятся условные обозначения, наглядно демонстрирующие тот или иной уровень достижения каждого из планируемых предметных результатов.
Итоговое оценивание обучающихся происходит путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения, в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям. В конце учебного года составляется характеристика на учащегося.
На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка.
Мониторинг проводится на основании входного и итогового диагностических обследований учащегося.
Для организации оценивания ежегодно, в конце апреля, на основании приказа директора, формируется экспертная группа на каждого обучающегося, куда входят: родители (законные представители, специалисты (это могут быть логопеды, психологи, дефектологи, осуществляющие процесс образования и развития ребенка, учитель. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка планируемых результатов. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Нами разработан Лист экспертной оценки.
В конце учебного года этот лист заполняет родитель (законный представитель, педагог, который с ребёнком занимается и непосредственно работающий с ребенком учитель. Каждый выставляет свои условные обозначения по всем учебным предметам.
(слайд 14)
Затем учитель сравнивает 3 результата и выводит среднеарифметическое. Итоговый результат вносится в таблицу достижений планируемых результатов (по факту). (слайд 15)
Бывают случаи, когда оценка специалистов и родителей не совпадает. Для объективности к оцениванию привлекается 3 эксперта (родитель, педагог, педагог, который проводит коррекционные занятия) .
Необходимо отметить, что прогресс может идти:
1. От помощи взрослого до самостоятельности переходим, повторяем планируемый результат.
2. Или, мы видим, что ребёнок физически этого делать сам не сможет, например ребёнок (ДЦП) может этот планируемый результат достичь только с помощью педагога, тогда мы переходим к следующей теме, к следующему планируемому результату, на месте мы не стоим.
Такой вариант мониторинга обеспечивает комплексный подход к системе оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимся СИПР.
Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения
обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Результаты заносятся экспертной группой за год, что и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету на основе сравнительного анализа результатов родителя (законного представителя, педагогов, которые с ребёнком занимаются, учителя).
В прошлом учебном году в нашей школе обучалось 22 ребёнка по СИПР. Только при оценивании всего 5 детей, экспертные оценки родителей и специалистов значительно разнятся.
Таким образом, используемая нами система оценивания достижения возможных планируемых результатов доказала свою состоятельность.
На этом мой доклад завершен.