Анна Анатольевна Бродникова
Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
1. Метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета.
Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных предметных областей.
В зависимости от дидактических целей метапредметные компетенции можно рассматривать с точки зрения:
• общности методов и приёмов;
• форм преподнесения знаний;
• формирования умений и навыков;
• общности предметов в плане развития интеллектуально-познавательных способностей учащихся;
• воспитания креативной активности и самостоятельности в учебной деятельности.
Публикация «Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Работа музыкального руководителя
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Давайте разберемся, в чем связь музыки с другими предметами.
При слушании произведений подбираются слова-синонимы, соответствующие характеру музыки. В сферу исполнительской деятельности учащихся добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения, где речь идёт о ритмическом рисунке, что позволяет увидеть связь с математическими представлениями. Обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке. Освоение элементов музыкальной грамоты происходит за счёт фиксации музыкальной речи, которое позволяет совершенствовать навыки устного изложения программного материала на уроках музыки. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью.
На уроках музыки много связано с физкультурой. Мы маршируем, дирижируем, показываем различных животных, очень полезна «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой», они развивают голосовые связки и дыхательную систему, плюс разминка мышц.
Не обходим вниманием литературу, читаем произведения о музыке, музыкантах, стихи и прозу, делаем драматизации и инсценировки. Изучая нотную грамоту не забываем о русском языке. Делаем ряд заданий: находим слоги с названием нот, вставляем в слова, придумываем слова, в которые входят названия нот. Прохлопываем слова, выделяя ударные слоги. Музыка Бетховена настолько отличается от Рок-музыки, что изменяет структуру воды. Замораживание воды с воздействием на нее музыки дает разнообразные формы кристаллов: рок музыка-кристалл уродливый и мутный, классика – форма безупречна.
На уроках музыки мы не только слушаем, поем, но и когда речь заходит о метре, ритме и размере – прослеживается связь с математикой; когда говорим о названии интервалов, музыкальных терминах прослеживается связь с иностранными языками.
Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практике дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
2. Внеурочная работа является важным средством развития:
• интереса учащихся к предмету;
• их творческих способностей;
• способностей овладевать новыми знаниями;
• коммуникативных умений;
• умения работать в коллективе;
• выявление одарённых подростков.
Внеурочная работа не развлекает школьника, а развивает и совершенствует его личность.
В процессе работы ребята учатся общаться, самовыражаться, пробуют себя в различных видах деятельности.
Мне повезло, я преподаю урок музыки и веду внеурочную деятельность. Это предмет, который помимо знаний, помогает расслабиться, снять стресс, усталость, негативные эмоции, поднять настроение, улучшить самочувствие.
Я предлагаю вам провести эксперимент.
У каждого из вас есть две нотки – розового цвета и зеленого. Я попрошу вас ответить, только честно, на мой вопрос. Покажите мне свое настроение и самочувствие. Нотка зеленого цвета – все хорошо, отличное настроение, хорошее самочувствие. Нотка розового цвета – есть некоторая усталость, снижение настроения. Попрошу поднять.
То же самое мы с вами проделаем и в конце моего выступления.
И так, учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – доброжелательным.
Формулу взаимоотношений между взрослыми и детьми, можно определить как «Три Д» -
Доверие +Доброжелательность +Диалог.
Эту формулу мы с вами тоже проверим. Я предлагаю немного поиграть. Игра эта известная – колобок. Предлагаю встать всем в круг.
Как завоевать доверие? (ответы). Мы начинаем доверять человеку, которого мы знаем. Так давайте познакомимся. Мы люди взрослые, поэтому усложним задачу. Предлагаю сразу проверить значение двух «Д». Познакомиться и создать доброжелательную атмосферу.
Будем называть свое имя, передавать колобка (мяч) соседу. Сосед говорит: «Очень приятно, ИО!» и называет комплимент. (игра)
Как вы думаете, доброжелательная атмосфера возникла у нас?
У нас осталась еще одна «Д». Я вам предлагаю выполнить упражнения, которые помогают выйти на учебный диалог. (Дыхательная гимнастика.)
Такая гимнастика дает возможность снять усталость, напряжение, легкое недомогание дыхательных путей, поднять настроение.
И сейчас, я хочу попросить поднять опять нотки, с честным ответом на вопрос: «Как вы себя чувствуете, какое у вас настроение?»