Хребет Лариса Станиславовна
О взаимодействии специалистов ДОУ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О взаимодействии специалистов ДОУ
в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.
Взаимодействие начинается с планирования:
специалисты под руководством методиста и
психолога совмещают свои перспективные планы
по музыкальной, театральной, изобразительной,
хореографической деятельности,
продумывают перспективу планирования
по знакомству с литературными
произведениями в группе.
Публикация «О взаимодействии специалистов ДОУ в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитатель, используя общий перспективный план, получает возможность творчески решать задачи в работе над литературными и музыкальными произведениями, поставленные специалистами, направлять детей к "проживанию" изучаемых тем в продуктивной, театральной и игровой деятельности.
Методист, выполняющий координирующую функцию, помогает искать общие для специалистов точки для планирования педагогической деятельности.
Музыкальный руководитель развивает у детей музыкальные способности, учит чувствовать настроение, которое живёт в музыке, видеть музыкальные средства, используемые композитором для передачи данного настроения, побуждает к проживанию чувств, рождаемых музыкой.
Приобщая детей к музыкальному искусству, используются различные формы сю-жетного построения занятий – это и ритмические спектакли на основе классической му-зыки ("Царевна-лягушка", игры-спектакли на сюжеты литературных произведений с ис-пользованием музыки классиков ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"). Музы-кальные занятия, сопровождаемые музыкой композиторов-классиков, позволяют развивать художественный вкус, фантазию, творческие способности, помогают формировать интерес к театральному искусству.
Как происходит работа над сказкой? На музыкальных занятиях дети неоднократно слушают фрагменты произведений, включённых в спектакль, размышляют о характере музыки и средствах музыкальной выразительности, учатся различать смену настроений, передавать оттенки настроений в движениях, образных и танцевальных.
Далее, следуя содержанию спектакля, предлагаем детям создать сказочные образы в различных этюдах. Например, в "Золушке" используем этюды: "Золушка перед балом", "Волшебный цветок", "На балу у короля", "Исчезновение Золушки".
Затем мы объединяем этюды в единое целое – спектакль. Кроме этого, в повседневной жизни мы используем снятые на видео сказки-спектакли. Ценность этих видео-фильмов в том, что дети могут сравнить игру актёров со своим собственным исполнением, проанализировать удачное или менее удачное исполнение.
Ритмопластические упражнения, предлагаемые специалистами по театрализациям и хореографии, способствуют развитию выразительности жеста и слова через серию игр и упражнений под музыку, рекомендованную музыкальным руководителем для данной сказки.
Дети с удовольствием участвуют в постановке сказок. Образы, создаваемые лите-ратурным произведением, музыкой и жестом, живут в душе детей и находят выход в театрально-игровой и продуктивной деятельности. Педагог по изобразительной деятельности развивает художественные способности, творчество, формирует умение передавать образ цветом, динамикой, средствами выразительности.
Связующим звеном развития творческих способностей детей на основе разных видов деятельности является сказка: она близка и понятна детям, но одного восприятия недостаточно – только деятельностный подход ведёт к развитию способностей, к творче-ству. Игра и становится ключиком, который приводит в действие механизмы творчества.
Связь театрализации с игрой приводит к созданию новой формы – игры-спектакля, игры-балета, игры-оперы. Такая форма не повторяет театральные жанры – это прежде всего игра, в которой дети в сотрудничестве со взрослыми имеют возможность импровизировать.
Взаимодействие специалистов, о котором говорилось в начале, направлено на то, чтобы прожить вместе с детьми в различных видах деятельности сказочный сюжет и под-готовить их к созданию образа так, как они его понимают, используя те средства, которые они уже освоили.
Театрализованная форма игры для старших дошкольников является средством развития творческих способностей, которые могут проявиться у разных детей в различных видах деятельности в зависимости от природных данных; например, музыкальный ребё-нок научится лучше понимать музыку, ребёнок с художественными задатками наполнит "своим" смыслом и "своими" красками свои первые картины и т. д.