МААМ-картинки

Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда

Анна Бердникова
Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Мало кто из вас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о ее взаимосвязи с речью.

Что же такое мелкая моторика и почему так важно развитие мелкой моторики рук для детей?

Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В пальцах людей находится много нервных окончаний, которые передают любой полученный сигнал в соответствующие отделы головного мозга. Даже простое поглаживание ладошки вашего ребенка не останется его мозгом незамеченным. Чем больше разнообразных сигналов мозг получит, тем быстрее будут развиваться многие его способности.

Публикация «Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда» размещена в разделах

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной, актуальна она и для подготовки детей к школьному обучению.

Действительно на начальном этапе обучения в школе практически все дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, ребёнок не укладывается в общий темп работы. Успех в обучении ребенка в школе напрямую зависит от уровня развития школьно-значимых функций и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Взрослые даже не представляют, насколько важна тренировка у ребенка мелкой моторики, которая является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Исследования ученых доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев.

Таким образом, развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Необходимо обратить внимание, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи; нужно стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики : застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Мои наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.

Работа по развитию мелкой моторики рук детей младшего возраста не просто имеет место быть, а должна проводиться систематически и не только воспитателями, а так же логопедом и конечно же родителями.

Я хочу представить вам свой практический опыт по развитию мелкой моторики рук, который мы совместно с воспитателями проводим ежедневно на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях, а так же в свободной деятельности.

Замечательным способом развития мелкой моторики являются Пальчиковые игры и упражнения, как уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Пальчиковые игры - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети проговаривают и показывают. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

«Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой

ловлю. руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой

и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ —

В ладошке вода, разжать

Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на

второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи. Мелкие потряхивания

расслабленными ладонями.

Как видно, ладошки мои горячи.

"Погреем пальчики".

Снег руками собирали,

Наши пальчики устали.

Мы их будем растирать,

Мы их будем согревать.

Чтобы стали горячее,

(Энергично разминать Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. (2 раза).

"Погреемся".

Поиграем-ка немножко (Дети хлопают в ладоши).

Да похлопаем в ладошки.

Пальчики мы согреваем, (Сжимают пальцы в кулак и разжимают).

Их сжимаем, разжимаем.

Соедините большой и указательный пальцы каждой руки колечком. Соедините колечки, словно это звенья цепочки. Затем разомкните «кольца» и измените положение кистей рук повернув их на 90°, вновь соедините «звенья» цепочки. Повторите несколько раз.

«Елочка, елочка,»

Яркие огни!

Золотыми бусами,

Елочка, звени!

Так же развитию мелкой моторики рук способствует всем вам известная игра «Сделай бусы»

Составление бус из разных материалов (бусины, макароны, трубочки от фломастера, коктейльные трубочки, нарезанные разного размера); Я думаю, что все из вас знакомы с этим видом деятельности. Опишу кратко:

Цель: учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя, по схеме или произволно, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.

Ход игры:

Детям раздают разноцветные трубочки, бусины, макароны, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать бусинки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать в определенном порядке.

Следующий вариант игр для пальчиков «Веселые резиночки»

затраты на изготовления этой игры минимальны, а результаты поражают. Дети отнеслись к этой игре с большим интересом. Обучающие же возможности огромны.

Оборудование: коробочка с цветными резиночками; картинки – образцы.

Ход игры:

1 этап: Логопед выставляет перед ребенком карточку-образец. Ребенок должен внимательно его рассмотреть, затем ребенок самостоятельно надевает резиночки на пальчики соответственно картинке. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом. Ребенок проговаривает на какой пальчик резиночку какого цвета он надевает.

2 этап: Выполнение работы по речевой инструкции логопеда.

3 этап: Логопед показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Логопед убирает образец, и ребенок самостоятельно выполняет работу. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.

4 этап. Соревнования. Логопед показывает детям образец 5-10 сек. Дети должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены на пальчиках резиночки. Логопед убирает образец, и ребята самостоятельно выполняют работу. По окончанию работы дети сверяют полученный результат с образцом. Учитывается скорость и правильность выполнения.

Эта игра позволяет не только развивать мелкую моторику, но и память, мышление, логику, развивает речь, способствует быстрому запоминанию цветов и оттенков, а также детки в игре быстрее запоминают названия пальцев.

Еще один вариант развития мелкой моторики у детей это СЕНСОРНЫЕ ДОРОЖКИ. Этот вид работы требует от логопеда подготовки дидактического материала, но результаты того стоят.

На примере сенсорных дорожек хочу предложить вам такие игры :

Примеры сенсорных дорожек из моей коллекции. Дорожки сделаны из фетра и разных сенсорных материалов, которые можно стирать.

Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.

Оборудование: разнообразные сенсорные дорожки (из фетра, картона, ткани, с использованием пуговиц, природного материала, круп) нет предела фантазии и идей.

Первый вид сенсорных дорожек - Дорожки с пуговицами.

Ребенок устанавливает пальцы на первой пуговичке. Затем начинает пальцами передвигаться по сенсорной дорожке, от одного листочка, к другому. Для более интересного проведения данной игры используются фигурки девочки и мальчика, которые надеваются на кисть руки.

Мне кажется, что придумать дорожку можно для любого урока, сюжетов и материалов очень много (разные пуговицы, мягкие шарики, поролон, мех, липучка, веревочки, шнурки). Вот только несколько примеров: Тропинка из пуговиц.

Ребенку можно предложить пройти по камушкам, по кочкам через болото. Пройти можно шагами, приставными шагами, переступая через одну кочку, не наступая на определенные цвета.

В дальнейшем можно предложить провести по тропинке слоника (сложив пальцы в положение «Слоник»)

Еще один вид работы с фигурками детей на руке – это хорошо известная игра «классики». В этой пальчиковой игре можно применять те же самые правила, что и в привычной, знакомой нам с детства! Вместо камушка можно использовать пуговицу.

Еще один вид сенсорной дорожки с пуговицам - Твистер для пальчиков.

Другой вид сенсорных дорожек – «Сенсорные полянки», как я их назвала

Например:

Я иду, иду, иду,

Под листочками найду….

Ребенок устанавливает пальцы около листочка. Затем начинает пальцами передвигаться по сенсорной дорожке, от одного листочка, к другому. Для более интересного проведения данной игры используются фигурки девочки и мальчика, которые надеваются на кисть руки.

Правила:

1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;

2. Ребенок, пальчиком приподнимает листики, заглядывая под них, и находит там сюрпризы.

3. Можно добавить речевое сопровождение – «Под кленовым листочком я нашел яблоко. Под дубовым листочком я нашел грибок….

Этот же вариант игры возможен и с «зимней» сенсорной дорожкой. Вместо листиков у нас снежинки.

Отличные дорожки получаются из бумаги, на которую наклеиваются кусочки бархата, наждачной бумаги, вата – все, что дает разные сенсорные ощущения. Единственный минус дорожек из бумаги – их недолговечность, но зато сделать их можно на скорую руку.

Так же у меня есть сенсорные дорожки для автоматизации звуков.

Для звука С – сенсорная дорожка со снежинками.

Звук Р, дорога по которой можно передвигаться машинкой или пальчиком протяженно произнося зук – рррррррр

Дорожка полянка с цветочками – цветочки облетает муха [з-з-з-з-з]

На цветочки прилетела пчела [ж-ж-ж-ж-ж-ж]

Придумать виды дорожек может каждый, в зависимости от цели занятия, возможностей и интересов детей.

Еще один вид работы с фетром, который меня просто покорил своими возможностями – это кавролинограф.

Это и развитие мелкой моторики рук, и изучение лексических тем, овладение грамматическим строем речи.

Покажу пример на лексической теме дикие и домашние животные. ( показ на демонстрационной доске: выставляем пейзаж, ферму, животных; Отработка названия животных, распределение животных на ферму или в лес; кто где спрятался). Задания разнообразны. Дети самостоятельно прикрепляют изображения к доске, перемещают их по заданию логопеда, могут придумывать задания для своих одногруппников.

Сам кавролинограф это бескрайнее творчество, как для детей, так и для педагогов.

Еще одна замечательная игра из фетра – «Где чей хвост»

Пополнение в коллекции логопедических игр. Чей хвост – традиционная игра для развития мышления и речи. Детям предлагают узнать животное по хвосту или подобрать хвостик к туловищу. Но самое главное правильно назвать хвост лисы – лисий, а кошки – кошачий и т. д.

Кто что ест?

Развивающая игра “Кто что ест?” с животными на прищепках и едой из фетра. Я очень люблю ее и активно использую, причем игрушки на прищепках оказались очень функциональны в сочетании с другими игрушками и карточками.

Мордочки животных сшиты из фетра приклеены на деревянные прищепки. Длина прищепки стандартная, 7см.

Если есть логическая возможность, то я всегда добавляю дополнительные сенсорные элементы, у коровы бубенчик, например.

Из всего многообразия животного мира выбраны эти не случайно. Я учитывала современные программные требования, интересы и симпатии детей, а так же свои логопедические задачи. Например, мишка и мышка для развития фонематических процессов. Это классический и очень наглядный пример для различения согласных по твердости и мягкости. В игре мы можем называть их снова и снова, а ребенок учится обращать внимание на звуки и их значение для понимания смысла слова.

Для закрепления знаний хорошо использовать прием исправления ошибок, когда мы намеренно создаем ошибочную ситуацию и предлагаем ребенку исправить.

С этим набором можно не только изучать вкусовые предпочтения разных животных, но и вспомнить, кто где живет. Вы найдете лесных, домашних и африканских жителей

Игрушки удобно крепятся на карточки или другие игрушки из фетра. Можно предложить малышу отвезти каждого зверя в свой дом. Кто поедет в лес? А кто в деревню? Правильно ли сели звери в поезд? Кто тут лишний

На примере поезда мы можем тренировать память, попросив малыша запомнить, кто в каком вагоне едет. А так же тренироваться в порядковом счете.

Еще один вид игры из фетра – «Мемори»

Карточки с пуговицами очень удобны для малышей, поскольку неплотно прилегают к поверхности стола, их удобно подхватывать и переворачивать малышам.

В зависимости от возраста и особенностей внимания и памяти ребенка следует подбирать количество карточек для игры. Начинать лучше с карточек одного цвета. Постепенно усложняем – добавляем второй цвет (например цветочки нашиты на кружки разных цветов, сравниваются и подбираются карточки уже по двум признакам). Теперь уже анализируется два признака, но выбор из двух цветов.

Прекрасный способ развития мелкой моторики рук Бизиборд (от анлгийских busy-занятой и board – доска). Бизиборд представляет собой доску на которой расположены в основном элементы бытового обихода (крючки, замки, шпингалеты, щеколды, вилки, выключатели и т. д, которыми мы запрещаем пользоваться детям дома в целях безопасности. Таким образом ребенок в первую очередь удовлетворяет свое любопытство, во вторую очередь развивается мелкая моторика.

После ознакомления с этой методикой, конечно у нас возник вопрос как самому сделать бизиборд в домашних условиях.

Вариант известной доски Бизиборд мной был заменен на бизиборд-тумбочку.

Для этого была взята простая тумбочка на колесиках и произведена ее доработка. В этой работе нет границ вашей фантазии, тем более вы можете начинить ее теми пособиями, которые необходимы именно вашей группе детей.

Наш Бизиборд получился четырехсторонний, это очень удобно для работы в группе, т. к сразу несколько детей занимаются одновременно. Одна сторона посвящена различным замкам, защелкам, вторая звуковая (здесь закреплены книги со звуковыми эффектами по теме животного мира, плюс звоночек., третья сторона это сенсорное, тактильное восприятие. Так же были использованы ящики данной тумбочки, как сухие бассейны с различными наполнителями.

Также в группе воспитателями проводится работа по развитию мелкой моторики рук при помощи «Ткацкого станка».

Для работы дети используют ленты разной текстуры и ширины, различные отрезы ткани. Расстояние между натянутыми нитями составляет 3см – это первый этап работы со станком, в дальнейшем дети переходят к работе с индивидуальными станками, где нити натянуты более часто, а материалом служат узкие ленты или пряжа.

Данные пособия были изготовлены так же своими руками, при помощи творческих, мастеровитых родителей.

Данные дидактические игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов, действия с предметами стимулируют развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Еще раз хочется отметить, что работа по развитию мелкой моторики рук должна проводиться комплексно и не одним логопедом, а также воспитателями и родителями. Для достижения максимального эффекта развития мелкой моторики рук наших деток, мной. Совместно с воспитателями и родителями, постоянно идет разработка и изготовление пособий. В группе создана комфортная и доступная среда для развития мелкой моторики рук. Существует отдельный уголок развития мелкой моторики, материальная база которого постоянно пополняется. Мы находимся в начале пути и будем идти по нему дальше, развивая наших деток.

Приятного творчества и веселых игр!

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда. Универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в.

Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют»Фотоотчёт о проделанной работе по развитию мелкой моторики «Наши пальчики играют» Маленький ребёнок постоянно изучает и постигает окружающий мир. Основным методом накопления информации является прикосновение. Детям просто.

Использование игр в работе учителя-логопеда в условиях внедрения ФГОС ДО «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.

Использование схем классификации и обобщения в работе логопедаИспользование схем классификации и обобщения в работе логопеда АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУИспользование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ .

Консультация Развитие мелкой моторики рук и речи дошкольников с помощью авторских пособий Одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или, как.

Мастер-класс «Использование интерактивных игр в в работе учителя-логопеда» Данный мастер-класс проводился в рамках конкурса "Учитель года 2016". Все началось с того, что мне подарили ноутбук. Я начала его изучать,.

Педагогический проект «Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОНР» Актуальность В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие.

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 11:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование предметно-практических пособий по развитию мелкой моторики в работе логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бердникова (УИ 408607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД