Маргарита Четверухина
О важности ознакомление с художественной литературой в воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Парадигма активного воспитания и развивающего образования требует перехода от модели воспитания как информационно-назидательного воздействия к модели развития коммуникативной, культурной, духовно-нравственной компетентности детей. В свою очередь одним из основных средств освоения ребенком ведущих ценностных ориентиров, форм и норм социокультурной практики, развития его внутреннего духовного мира, выступает художественная литература.
Публикация «О важности ознакомление с художественной литературой в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественная литература – прежде всего источник особой красоты, особого мира, особого мировоззрения и видения окружающей действительности.
Ознакомление с художественной литературой многосоставное и включает в себя восприятие детьми художественных текстов и фольклора, ознакомление с простейшими литературными терминами, рассказывание, сочинительство, пересказ, выразительное чтение. Освоение образной и выразительной речи содействует на этой основе возникновению начальных форм словесного творчества. Каждый из указанных компонентов оказывает неоценимое влияние на интеллектуальное, эмоциональное и духовно-нравственное развитие детей.
Искусство слова отражает действительность через художественнее образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающим.
Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и переживания героев, формируя их внутреннюю культуру. Ознакомление с художественной литературой является важным инструментом создания духовно-нравственной сферы личности ребенка дошкольного возраста.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с окружающей действительностью, жизнью людей и животных, картинами родной природы, образцы которых представлены в художественной литературе. В нашей работе мы должны знакомить детей с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение ребенком содержание произведений, правильное их понимание, привитие через содержание форм и норм нравственного поведения – важная задача. Знакомя с рассказом, стихотворением и другими формами художественной литературы мы стремимся к тому, чтобы ребенок не только усвоил его содержание, но и пережил те чувства, настроение, которые хотел передать автор.
Уже к старшему дошкольному возрасту дети, воспринимая произведение могут дать сознательную мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем обществе.
Задачи, решаемые на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, требуют от нас организации совместной с детьми художественно-речевой деятельности, ведь чтение для дошкольников – это прежде всего общение.
Педагог знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач, духовно-нравственного, умственного, эстетического воспитания. Особое внимание мы - педагоги уделяем устному народному творчеству, где сохранились особенные черты человеческого характера, присущие ему нравственные ценности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Концентрированность, емкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. Противоречия, которое в них заложено, вариативность возможной интерпретации помогают создать проблемную ситуацию, что рождает у ребенка потребность найти ее решение. Поговорки и пословицы содержать целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о духовно-нравственном воспитании. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому мы рассматриваем фольклорные произведения как богатейший источник нравственного развития детей.
Воспитание патриотизма и гражданственности, формирование представлений о культуре и быте родного народа, мы осуществляем через ознакомление детей с литературными произведениями народов мира, а также через устное творчество. Благодаря чему у наших детей складывается особое отношение к своему родному краю, семье. Приобретенный нравственный опыт дети применяют в общении, играх, в подгрупповой, продуктивной и самостоятельной деятельности. Поведение детей меняется в соответствии с обогащением их жизненного опыта через художественные произведения. Наши дети становятся более внимательными, чуткими, заботливыми, отзывчивыми к чужим нуждам. Меняется их реакция на непредвиденные или негативные ситуации и поступки окружающих людей. Дети учатся понимать, осознавать, вникать в проблемы окружающих их людей, давать советы, оказывать помощь и поддержку. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гармонии с людьми и окружающим миром наши дети проявляют себя справедливыми. Стремиться показать, как правильно вести себя в тех или иных ситуациях. Нравственно-этические представления дошкольники выносят из живого родника художественных произведений. Таким образом художественная литература производит работу как в разуме, так и в сердце дошкольника. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
Нам нужно любить художественную литературу и доверять ей и предоставить книгам особое место в своей жизни. Потому что только она учит не просто многому, но удивительно многообразно и живо сеет в детскую душу все самое лучшее.