Марина Шепель
О роли наглядности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Шепель М. В., Смирнова О. М.
Наглядность в воспитании и обучении детей дошкольного возраста имеет большое значение, т. к. в этом возрасте развиваются разные виды мышления: наглядно - действенное, наглядно – образное, абстрактное, что является средством для активации мыслительной деятельности детей и формирования чувственного образа.
Публикация «О роли наглядности в обучении и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Использование наглядности в детском саду на всех занятиях очень положительно влияет на обучение детей и обеспечивает высокую степень усвоения знаний. При поиске ответов на поставленные задачи развивается умственная активность и интерес к окружающей жизни.
Используемые наглядные методы с детьми дошкольниками:
1. Наблюдение. Виды наблюдений, используемые с детьми в детском саду.
• Наблюдения за окружающим (неживыми предметами) – почва, песок, камни; за явлениями природы: солнце, луна, облака, ветер, снег, дождь, сосульки;
• Наблюдения за живой природой - трава, цветы, деревья, кустарники; за животными: кошка, собака, птицы;
• Наблюдения за транспортом. Наблюдение происходит на территории детского сада во время прогулки за проезжающим мимо транспортом. Спецтранспортом: скорая помощь, пожарная машина, аварийная служба и другого транспорта – грузового, легкового;
• Наблюдения за трудом взрослых. Наблюдения происходят на улице за трудом дворника, взрослого в цветнике; в детском саду за работой воспитателя, медсестры, повара, помощника воспитателя, плотника;
2. Рассматривание иллюстраций, картин.
Показ иллюстраций и картин дают возможность детям детально и подробно рассмотреть знакомые и новые предметы, выявить свойства и качества. В беседах по картинам дети учатся описывать объекты, их действия, составлять рассказы об увиденном и даже поразмышлять о том, о чём думают персонажи картин.
3. Демонстрация слайдов, диафильмов, видеофильмов.
На занятиях рассказ педагога может сопровождаться слайдами на экране, что делает его ярче и убедительнее. С помощью видеофильма можно сформировать у детей представление о росте, развитии растений и животных, о труде взрослых. В диафильме литературное произведение полностью передается средствами изобразительного искусства, характеры действующих лиц, их взаимоотношения и столкновения, события полны динамики, очень увлекательны.
4. Демонстрация наглядных пособий.
Использование на занятиях наглядных материалов в виде муляжей овощей, фруктов, ягод, грибов и других объёмных и плоскостных предметов и явлений способствует формированию у детей материалистических представлений и понятий, выработке у них умений и навыков.
При организации учебно-воспитательного процесса средства наглядности являются источником знаний, углубления и расширения кругозора дошкольников.