Ольга Владимировна Калашникова
О реализации физического и оздоровительного направления рабочей программы воспитания в ДОУ для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Наряду с общими задачами формирования здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности физическое воспитание слабовидящего ребенка направлено на преодоление недостаточности физического состояния, вызванного зрительной патологией. Поэтому физическое воспитание включает ряд специальных задач, определяющих процесс взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой:
Публикация «О реализации физического и оздоровительного направления рабочей программы воспитания в ДОУ для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- развитие компенсаторно-адаптивных механизмов слабовидящих детей, обеспечивающих активность и ориентацию в повседневной жизни, с формированием положительного отношения к себе, своим двигательным и физическим возможностям;
- создание условий для соблюдения зрительно-охранительного режима в жизнедеятельности ребенка дома и в детском саду;
- поддержание психоэмоционального тонуса (бодрого состояния) ребенка с нарушением зрения.
Направления деятельности педагога:
- досуговая, танцевальная, двигательная игровая деятельность;
- соблюдение режима зрительных нагрузок;
- создание комфортных для зрительной работы условий, повышающих зрительные функции (сохранные и нарушенные);
- консультирование родителей по общим вопросам.
Также в детском саду компенсирующего вида для детей с нарушением зрения следует выделить деятельность специалистов лечебно-восстановительного блока: врача-офтальмолога и медсестры ортоптистки. Педагоги дошкольных учреждений для детей нарушением зрения довольно часто сталкиваются с отказом ребенка проходить осмотр у врача-офтальмолога, посещать медицинские процедуры.
Как объяснить ребенку, что посещение доктора не всегда связано с болезненными ощущениями? Дети часто боятся неизвестности, особенно если они не видят или видят очень плохо. Детская фантазия может нарисовать ужасные картины предстоящего осмотра, поэтому на этапе адаптации к условиям детского сада нами разработан комплекс игр и упражнений, способствующий привыканию детей к лечебным процедурам, также родители имеют возможность посещать офтальмологический кабинет совместно. Проведение специальных диагностических и физиотерапевтических процедур обеспечивает сохранность и восстановление зрительных функций дошкольников. Лечение включено в режимные моменты детского сада, является обязательным для всех воспитанников и требует особой дисциплины и внутренней готовности малышей.
Зрительно-охранительный режим в ДОУ
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения для детей с нарушением зрения. Особенностью зрительно-охранительного режима в ДОУ является соблюдение целого комплекса мер, направленных на сохранение и восстановление зрительного восприятия воспитанников, а также в соблюдении санитарно-гигиенических требований к освещенности помещения, численности воспитанников, наличии специальной разметки, оборудованию развивающей предметно-пространственной среды, проведению специальных зрительных гимнастик, снижение негативного воздействия на зрение воспитанников.
Обязательным компонентом воспитательно-образовательной работы, проводимой с детьми в детском саду, являются:
- тренировочные упражнения для глаз, основанные на авторских методиках Э. С. Аветисова. Гимнастика помогает снять напряжение, утомление, что является отличной профилактической мерой в борьбе с амблиопией.
- видеотренажеры - особый класс технических устройств и средств для тренировки основных зрительных функций: остроты зрения, поля зрения, цветового чувства, глазомера, бинокулярного зрения, конвергенции, аккомодации и др. Данные тренажеры располагаются в офтальмологическом кабинете.
- использование зрительных тренажеров (офтальмотренажеров) различных авторских методик, например, модифицированные зрительно - координаторные схемы в группах и помещениях ДОУ, индивидуальные тренажеры для зрительной гимнастики, тренажер- рукавички (перчатки) по методике Ковалева В. А, визуальный тренажер-альбом по методике Чиркиной Г. В. Русецкой М. Н.
Пособия, визуальные (зрительные, модифицированные тренажеры изготавливаются воспитателями и учителем-дефектологом (тифлопедагогом).
Приоритетным направлением нашего детского сада является охрана и развитие зрения у дошкольников через формирование первичных представлений о зрении, его роли в жизни человека; формирование умения выражать желания, связанные с особыми зрительными сенсорно-перцептивными потребностями; развивать интерес к изучению своих физических, в том числе зрительных возможностей; способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению упражнений для глаз; расширение элементарных знаний по вопросам охраны здоровья. С 2020 года в нашем детском саду реализуется Модель оздоровительной работы по физическому воспитанию с включением валеологического компонента. Валеология призвана заложить основы здорового образа жизни, воспитать внутреннюю мотивацию в этом стремлении, формировать практические навыки личной гигиены и занятия спортом, учить детей избегать опасностей и беречь свое здоровье, а также здоровье близких. Модель представлена в четырех блоках:
Блок №1. «Познай себя. Кто я такой?»
На данных занятиях дети получают информацию об организме, его основных системах, причинах возникновения болезней и способах оставаться сильным телом. Только правильно организованная двигательная активность, правильные навыки движений, дыхания, чередование физических нагрузок и отдыха поможет организму справиться с тем или иным недугом.
Блок №2. «Эмоциональное здоровье»
На этих занятиях дети учатся выражать свои чувства и ощущения, а также уважать чувства других. Осваивают речевой этикет, культуру поведения и общения. Именно радость и эмоциональный подъем соответствует потребностям растущего организма, подвижные игры, корригирующая гимнастика способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию.
Блок №3. «Опасности вокруг нас»
Этот блок немало важен, потому что знакомит детей с экстренными ситуациями, которые могут возникать в жизни. Важно научить детей избегать опасностей, незнакомых людей, понимать что такое «хорошо» и «плохо», не допускать ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда здоровью.
Блок №4. «Доктора природы» (солнце, воздух и вода)
На занятиях дети приобретают умения, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающим миром. Игры, проводимые на воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Типы физкультурных занятий по валеологии:
• Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная часть).
• Игровые занятия (с использованием народных игр, подвижных игр, игр-эстафет и т. д.)
• Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, акробатические элементы, упражнения в лазании и т. д.)
• Ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений)
• Самостоятельные занятия (самостоятельная тренировка по выбору детей)
• Занятия «Изучаем сове тело» (самомассаж, беседы о своем организме, оказанию первой помощи)
• Тематические занятия (с одним видом физических упражнений).
Используемая литература:
1. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. «Охраняем и развиваем зрение» - Спб. : «Детство-пресс», 2002 г.
2. Л. С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения» - М. : Школьная пресса, 2008 г.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).-Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. : Экзамен, 2003 г.
4. Латохина Л. И. «Творим здоровье души и тела» - СПб. : ИК «Комплект», 1997 г.