Галина Котова
О разработке примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные требования, предъявляемые государственной политикой Российской Федерации и обществом к системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидностью, направлены на обеспечение доступности, качества, адаптивности и вариативности предоставляемых образовательных услуг.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) одним из важнейших факторов обеспечения указанных требований выступает создание специальных условий обучения, воспитания и развития, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Особую значимость необходимости создания специальных условий определяет введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, утвержденных приказами Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 и № 1599 соответственно (далее – ФГОС для ОВЗ). Для эффективного внедрения ФГОС для ОВЗ представляется крайне необходимым обновление учебно-методического обеспечения реализации адаптированных основных общеобразовательных программ.
Публикация «О разработке примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с ОВЗ» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Пунктом 3 статьи 79 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов при обучении лиц с ОВЗ и инвалидностью.
Принятые ФГОС для ОВЗ также предусматривают разработку инновационной учебно-методической литературы, соответствующей возрастным возможностям обучающихся и их особым образовательным потребностям (п. 2.9.2, обязательное обеспечение обучающихся с ОВЗ специальными учебниками, рабочими тетрадями, дидактическими материалами, компьютерными инструментами обучения, отвечающими выбранному варианту программы (п. 3.6.1).
В период апробации ФГОС для ОВЗ в 2014 – 2015 годах разработчиками неоднократно рассматривалась возможность «в переходный период» использовать существующую на данный момент учебную литературу, адресованную детям с нарушениями слуха, задержкой психического здоровья, нарушениями речи, интеллекта и включенную в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию (Приказ Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Тем не менее, использование такой учебной литературы не решает проблемы создания специальных условий, обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса – представленный перечень не является полным, не содержит завершенные предметные линии, а также не отвечает новым требованиям ФГОС для ОВЗ к результатам образования, которые предусматривают качественную перестройку ценностных ориентиров общего образования детей с ОВЗ.
В частности, ФГОС для ОВЗ предусмотрена возможность пролонгации сроков обучения до 5 лет для обучающихся по АООП НОО слепых, слабовидящих, глухих, слабослышащих и позднооглохших.
Решение данной проблемы требует применения квалифицированного научно-методического подхода к структурированию содержания образования по учебным предметам предметных содержательных областей и коррекционным курсам обязательной коррекционно-развивающей области, качественного обновления учебно-методического обеспечения образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Необходимость разработки инновационного учебно-методического обеспечения при получении обучающимися с ОВЗ начального общего образования в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства, ФГОС для ОВЗ становится важнейшей задачей реализации государственной политики Российской Федерации в области образования.
В 2018 году Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» разработано 9 комплектов (186 примерных рабочих программ) учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья разных нозологических групп:
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для глухих обучающихся 4 класса (22 программы);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для слабослышащих и позднооглохших обучающихся 4 класса (32 программы);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для слепых обучающихся 4 класса (29 программ);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для слабовидящих обучающихся 4 класса (26 программ);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с тяжелыми нарушениями речи (11 программ);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата (22 программы);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с задержкой психического развития (12 программ);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с расстройством аутистического спектра (22 программы);
- комплект примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (10 программ).
Проводится апробация разработанных комплектов примерных рабочих программ учебных предметов, курсов для обучающихся 4 класса с ограниченными возможностями здоровья на базе общеобразовательных организаций.
В апробации принимают участие 163 образовательные организации из 52 субъектов Российской Федерации.