Елена
Нравственное воспитание старших дошкольников посредством русских народных сказок
Педагогическая находка по теме:
Нравственное воспитание старших дошкольников по средствам русских народных сказок.
Воспитатель Седакова Е. С.
2021г.
Содержание
I.Актуальность …
II. Обоснование авторской темы
III. Технологическое описание опыта …
IV. Новизна и результативность ….
V. Список литературы …
«Первый воспитатель – это народ,
а народные сказки – первые и блестящие попытки
Публикация «Нравственное воспитание старших дошкольников посредством русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
создания народной педагогики»
К. Д. Ушинский
Актуальность.
Мы живём в неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность». Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. А средства массовой информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на его формирующуюся сферу нравственности…
На что провоцируют наших детей современные игры и игрушки? Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.
Как показали исследования психолога А. Н. Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят.
В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности.
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-нравственного воспитания. И большая роль принадлежит дошкольным учреждениям, педагогам. Вся воспитательная работа дошкольного учреждения должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действий.
В настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, в Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве особой задачи дошкольного воспитания выделяется необходимость нравственного развития и создание условий для присвоения детьми моральной позиции.
В п. 5 параграфа 1.6 Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества.
Тем самым, нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.
И это закономерно, так как система дошкольного образования как базовый институт социализации детей несет на себе ответственность и за нравственное становление личности.
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно больше добра».
Теоретические основы социально-нравственного воспитания дошкольников заложили Р. С. Буре, Е. Ю. Демурова, А. В. Запорожец, В. В. Белорусова, Т. А. Ильина, А. П. Кондратюк, И. И. Подласый, И. К. Решетень и др.
Так что же такое духовно-нравственное воспитание?
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С. И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.
Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности очень важна.
Обоснование авторской идеи.
Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить духовно-нравственного человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания.
Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И в связи с этим от воспитателя требуется поиск, наиболее эффективных форм и методов воспитания или переосмысления уже известных.
Старая поговорка гласит : «Всё новое – хорошо забытое старое». Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силы, теряет своё будущее.
Использование сказки помогает возродить духовный опыт нашей культуры и традиции народа. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Ведь цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока.
Сказка, в народном творчестве, вероятно, самое большое чудо. Читая или слушая сказку, мы замечаем, как вдруг оказываемся во власти удивительного вымысла. В сказках добро и зло ведут постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро. Утверждение нравственного закона жизни – это и есть правда сказки. Своим чудесным содержанием сказка всегда зовёт на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро, гуманизм.
Очень красив язык сказок; он певуч и поэтичен, содержит много метафор и сравнений. Сказки воспитывают в детях доброту, отзывчивость, стремление помочь обиженному, нетерпимость к проявлению жестокости, злобности.
«Сказка, писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать.
Но сказка также предупреждает детей о вреде излишней доверчивости.
После встречи колобка с волком, медведем, оказалось, что опасен не тот, кто прямо говорит: «Я тебя съем!», а тот, кто расхваливает тебя самого и твою песенку. Учат сказки и вслушиваться, сравнивать, думать. Смелость, находчивость, выдержка помогает Машеньке вернуться домой.
Сказка – это один из способов объединить взрослого и ребенка, дать возможность понять друг друга.
Но надо признать, что в наше время взрослые редко читают, рассказывают их детям, еще реже рассматривают иллюстрации к ним и беседуют о прочитанном.
Таким образом, всё выше сказанное побудило меня возродить интерес детей и родителей к сказке народной и авторской.
Технологическое описание опыта:
Определившись с формой работы, я поставила цель и сформулировала задачи.
Цель: Развивать и воспитывать в детях моральные и духовно-нравственные качества посредством восприятия сказки.
Задачи:
- Развивать у детей интерес к сказкам.
- Помочь детям усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, через восприятие сказки.
- Воспитывать чувство долга, справедливости, искренности, ответственности, милосердия и другие духовно-нравственных качества.
- Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
- Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, давать оценку поведению своему и других.
- Помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации определила необходимость поиска средств и методов работы в данном направлении.
Начала с подбора литературы, как художественной (соответствующей возрасту детей, так и методической, поиск и изготовление дидактического материала. Сформировав методический банк и наметив план, приступила к работе.
Работа осуществлялась в следующих направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
В каждом направлении мною были подобраны формы, методы и приёмы реализации задач.
Работа с детьми:
Работа с детьми предполагает использование как традиционных методов, так и инновационных.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть, при этом достигается наилучший эмоциональный контакт с детьми. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаю сокращение текста, перестановку слов, включение пояснений. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. В группе имеются такие игры, как “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев, «Расскажи по картинке», «Кто за кем», «Раскрась по описанию», «Где мой домик?», «Что за сказка», «Собери из частей», «Мамы и их детеныши», «Из какой это сказки», «Волшебные рукавички», «Найди пару», «Кто я?» и т. д.
Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, использую различные дидактические игры, например, «Встреча героев», «Звукорежиссеры», «Новая сказка», «Пропущенный кадр», «Сказочная цепочка».
Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в драматизации способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Беседы по моральному воспитанию играют очень важную роль, так как они помогают освоить нормы и правила нравственного поведения. В процессе беседы воспитатель задает вопросы для обсуждения, ищет то главное, что стимулирует стремление детей думать, высказывать свою точку зрения. Например, такие как «Заболел друг», «Заболела бабушка», «Жадный кармашек», «Правда-неправда», «Вежливость», «Доброта» и др. Тем самым побуждают детей проявлять заботу о людях, быть внимательными, чуткими.
Наряду с традиционными, годами сложившимися методами и приёмами ознакомления детей со сказками, продумываю новые приёмы. Это помогает развитию интереса детей к народной и авторской сказке.
Так, отправляясь в путешествие по стране сказок, на пути детям встречаются сказочные домики, в которых живут герои разных сказок : одни – добрые и весёлые, другие грустные, третьи – злые, четвёртые - трусливые. На домах не номера, а пиктограммы с выражением настроения, используются слайды. И вот дети «учат» злую бабу Ягу улыбаться, быть доброй, а трусливому зайцу дети показывают выразительные движения, выражающих смелость и уверенность.
Использую разные приёмы вхождения в сказку (благодаря волшебному зеркалу дети попадают в сказку, или выбирают одну из трёх волшебных дорог, а иногда детям помогает путешествовать «сердце», объясняю детям, что сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое.)
Для развития познавательных процессов (мышления, внимания, памяти) использую в развивающих играх сказочный сюжет, одновременно решая вопросы нравственно воспитания.
Мнемотаблицы для пересказа произведений, игры «Квадрат Воскобовича», схемы героев сказки, составленные из элементов игры. Домики для персонажей сказок дети «строят» используя счётные палочки и палочки Кьюзинера, геометрический конструктор, магнитную мозаику, блоки Дьениша.
Творческие задания использую как в индивидуальной, так и коллективной работе. Дети учатся делать фантастические преобразования реальных моделей с помощью приёмов фантазирования («Сказки наизнанку» - Красная шапочка- злая, волк - добрый)
В ходе изучения каждой сказки последующие занятия посвящены рисованию и придумыванию своих собственных историй. Это необходимая часть: дети учатся у сказки творчеству.
В использовании инновационных методов ознакомления детей со сказкой просматривается новизна опыта.
Решение задач по нравственному воспитанию осуществляется в следующих видах деятельности:
- в ходе непосредственно образовательной деятельности;
- в ходе режимных моментов;
- в процессе совместной деятельности педагога с детьми;
- при организации самостоятельной детской деятельности.
Разработанный перспективный план по нравственному воспитанию по месяцам, который включает как непосредственно-организованную деятельность, так и режимные моменты выстроен так, чтобы не мешать в решении других задач.
Работа по развитию и воспитанию духовно-нравственных качеств ведётся не только через сказку, она проходит красной линией через все виды деятельности.
- Хороводные игры облегчают процесс адаптации: располагают детей друг к другу, раскрепощают их; учат детей действовать вместе, сотрудничать, знакомят детей с древними традициями и обычаями.
- Подвижные игры использую не только для решения прямых задач физического воспитания, но и для нравственного развития. Воспитатель наблюдает, как ведут себя дети, как проявляется то или иное качество, а затем проводит игру для упражнения детей в правильных поступках. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребёнок должен чувствовать себя в обществе своих товарищей как равный среди равных. Чёткое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе («У медведя во бору», «Гуси- лебеди», «Бабка-Ежка», «Два мороза» и др.)
- Сюжетно-ролевые игры. Ценность их как средства и действенного метода нравственного воспитания состоит в том, что эта деятельность даёт ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчётливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребёнок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества («Семья», «День рождения», «Больница», «Зоопарк», и т. д.)
Для организации самостоятельной деятельности детей создана специальная развивающая предметно-пространственная среда: имеется «Центр книги» с красочными сказками, иллюстрированными известными художниками, альбомы для рассматривания; «Уголок уединения» для возможности побыть одному, подумать и отдохнуть; «Центр театра» «В гостях у сказки» с пальчиковым, теневым, настольным, конусным, плоскостным на фланелеграфе.
Я перехожу к следующему направлению моей работы.
Работа с родителями:
Без тесного сотрудничества с родителями не было бы успешной работы по нравственному воспитанию. Я использовала как традиционные, так и инновационные формы работы.
- Анкетирование нужно чтобы узнать уровень знаний родителей по данной теме, а также, чтобы скоординировать свою работу и спланировать дальнейшие действия (анкета «Как часто вы читаете детям сказки?»)
- Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Такие консультации как «Роль сказки в развитии и воспитании детей», «Нравственное воспитание ребенка в семье», «Как и для чего читать детям сказки» помогают просветить родителей в вопросах нравственного воспитания и привлечь к сотрудничеству по этому вопросу
- Успешной формой работы стало использование игротеки. Предлагая родителям поиграть вместе с детьми в условиях детского сада, показываю и рассказываю, как можно в домашних условиях изготовить игровые пособия, как можно из подручного материала создать новую игрушку. Игротека помогает родителям научиться контактировать со своим ребёнком, разучить разнообразные игры и игровые упражнения и перенести их в домашние условия.
- Выставки рисунков и книжки малышки по изученным сказкам. Например, : «Мой любимый сказочный герой» или «Придумай свою сказку» по любимым сказкам.
С педагогами:
Опыт был представлен на мастер-классе по теме «Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Для педагогов были подготовлены:
- консультации «Сказка как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Результативность.
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по развитию духовно-нравственных качеств дала положительные результаты:
- дети знают определённые сказочные сюжеты;
- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.
В ходе целенаправленного и системного использования произведений художественной литературы (сказок) у детей заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чем-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети стали различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Все это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.
В дальнейшем планирую продолжить работу, с детьми старшего дошкольного возраста использовать более сложные инновационные приёмы при ознакомлении и работе со сказкой.
Список литературы:
1. Йерк С., Марквардт П. Театрализованные игры с детьми от 2 лет, 2016г
2. Ромах, О. В. Нравственная культура в национальных аспектах [Электронный ресурс] / О. В. Ромах, Я. Ю. Скоморохова //Аналитика культурологии. – 2012. – № 23. – Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/nravstvennaya-kultura-v-natsionalnyh-aspektah.– Загл. с экрана.
3. Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника»
4. Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»
5. Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»
6. Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.
7. Пахомова О. Н. «Добрые сказки» (Этика для малышей) 2003г.
8. Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16
19. Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.