Марина Калгушкина
Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области
Доклад на тему: «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»
Подготовила: старший воспитатель Калгушкина Марина Юрьевна
п. Первомайский. 2020 год
В настоящее время очень повысился интерес к нравственному воспитанию, что повлекло за собой выделение трех взаимосвязанных причин.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
Во-первых, в философии образования происходит смена ведущих концепций воспитания современной молодежи и благодаря плюрализму позиций вырабатываются разнообразные подходы как в самой педагогике, так и в образовательных системах. Причем такая эволюция совершается на основе накопленного педагогического опыта, потому что именно воспитание дает почву для развития и укрепления многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех ее элементов.
Во-вторых, смена социально-экономических ориентаций заставляет педагогов обратиться к базовым ценностям педагогики, для того чтобы осознать новые педагогические цели и задачи образования в условиях быстро меняющегося общества.
В-третьих, субъекты образовательных систем, педагоги, родители, дети, а также общество в целом как потребитель результатов педагогической деятельности - начинают понимать необходимость более активного насыщения учебно-воспитательного процесса компонентами веками накопленного народного опыта воспитания. Стало ясно, что именно общечеловеческие нравственно - воспитательные ценности могут обеспечить новые социально - педагогические процессы.
Цель исследования: изучение особенностей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством народного творчества.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: народное творчество как средство нравственного воспитания дошкольников в процессе деятельности по развитию речи.
Гипотеза исследования: народное творчество будет способствовать нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста при следующих условиях:
- художественная литература будет отобрана по содержанию нравственных ценностей и включена в программу по развитию речи старших дошкольников;
- совместное участие в данном процессе детей и взрослых;
- внесение элементов художественной деятельности в различные виды детской деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования были поставлены задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие нравственного воспитания в психолого-педагогической литературе.
2) Определить роль художественной литературы в нравственном воспитании старших дошкольников на примере пословиц, поговорок, сказок.
3) Разработать педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент.
Формы работы: а) экспериментально проверить возможности народных игр как средства формирования духовно-нравственного воспитания у младших подростков; б) разработать рекомендации по методике проведения народных игр с целью формирования духовно-нравственного воспитания у старших дошкольников.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.
Нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам. Педагог должен помнить: излишнее морализирование по поводу прочитанного приносит большой, часто непоправимый вред; «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть; интерес к нему пропадает. Нужно целиком довериться воспитательным возможностям художественного текста.
Таким образом, помогая детям овладеть языком данного художественного произведения, педагог выполняет и задачи воспитания.
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза, слагаемое духовной культуры народа, это пословицы, поговорки, сказки.
У всех народов воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и в пословицах.
Из комплекса идей о трудовом воспитании на первом месте оказываются идеи о воспитательном значении труда. Только в процессе труда вырабатываются такие моральные качества, как чувство человеческого достоинства, трудолюбие, настойчивость, последовательность, чувство долга и ответственности за результат дела.
Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Например, русские пословицы, которые можно использовать в воспитательном процессе.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
Где сосна взросла, там она и красна.
И кости по родине плачут.
Русский человек хлеб-соль водит.
На Руси не все караси - есть и ерши.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Молодой работает, старый ум дает. Молодой на службу, старый на совет.
Смолоду наживай, а под старость проживай!
Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить.
На что и клад, коли в семье лад. Совестно жить - время коротать.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Таким образом, пословицы и поговорки, возникшие как жанр народной прозы в глубокой древности, это энциклопедия народных знаний, а также «моральный кодекс» народа. Они являются слагаемым духовной культуры народа.
У сказки всегда особое отношение к действительности: сказочное пространство и сказочное время не вписаны в реальную жизнь, повествование оказывается, как бы вне действительности, что позволяет максимально проявиться поэтическому вымыслу. Вместе с тем сказки сохраняют жизненное правдоподобие, несут в себе правду. Правда и вымысел, два противоположных начала, диалектически соединены в сказках в одна целое.
Развлекательный характер сказок не противоречил их идейной устремленности. Сказки реагировали на негативные стороны жизни, противопоставляли им свое, справедливое решение. Нельзя не заметить того, что они сочувствуют беззащитным, обиженным, невинно гонимым - идеализируют этих героев, делают их счастливыми. Вымысел, возведенный сказками в абсолютную степень как категория эстетическая, выступал в единстве с народной этикой.
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания. жественный литература нравсФормы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить следующие категории в нравственном сознании : добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда.
Первый этап заключался в том, чтобы старшие дошкольники пояснили, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально.
Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 человек.
Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «честность», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся», с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой», или просто эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Второй этап исследования состоял в том, чтобы дошкольники проиллюстрировали свои чувства посредством сказки, пословицы, рассказа.
Проанализировав полученные результаты, всех детей, участвующих в экспериментальной работе можно распределить на три уровня по знаниям.
Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере
Высокий уровень: Широта представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, рассказы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявление разнообразных чувств по отношению к другим людям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доброту, отзывчивость)
Средний уровень : Узость представлений о наиболее значимых нравственных явлениях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ не зная автора, знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда могут определить ценностные качества игры, правила игры рассказывает с помощью экспериментатора
Низкий уровень: Очень неоднозначные, некоторое отсутствие, представления о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Отказывается выполнять задание.
Высокий уровень - 5 баллов.
Средний уровень - 3 балла.
Низкий уровень - 0 баллов.
Результаты показывают, что из 10 человека экспериментальной группы 50% имеют высокий уровень; 30% - средний уровень, и % - низкий уровень, 20% отказались участвовать.
Актуальность проблемы воспитания старших дошкольников связана, как показывает анализ исследований, с четырьмя положениями:
1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
2. Каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера.
3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку
4. Знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.
Перед педагогами образовательного учреждением ставится задача подготовки ответственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В этом понимании решение задач обучения должно обеспечивать воспитание устойчивых нравственных свойств личности первоклассника.
Важным условием эффективной подготовки детей по нравственному воспитанию, способствующему самоопределению личности в системе нравственных ценностей, явилось использование художественной литературы. В структуру содержания воспитания был специально введен нравственно-просветительский материал, освещающий базовые проблемы этической культуры социальной среды и человека.
Критерии сформированности старшим дошкольником духовно-нравственных ценностей средствами художественной литературы.
1. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.
2. Дети способны выстроить рассказ по серии картин, изложить развязку, кульминацию к развязке. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.
З. Дети старшего дошкольного возраста способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т. д.
4. Старшие дошкольники могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ, об одной или нескольких игрушках, показать рассказ - инсценировку по набору игрушек.
5. В диалогической речи дети пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания.
6. Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года жизни является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).
Таким образом, были выяснены особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Для них характерен достаточно высокий уровень развития связной речи.
Воспитательное воздействие оказывает содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества. Содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям.
Помимо повседневного общения, задача воспитания нравственности детей решается на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и на специальных речевых занятиях. Например, разбор пословицы предварял чтение некоторых художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи.
Таким образом, ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение составлению коллективного рассказа, театрализованная постановка мини-рассказа, сказки, рассказа-инсценировки по набору игрушек, способствуют формированию не только эстетических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Список литературы
1. Григорович Л. А. Педагогика и психология. - М., 2001
2. Толстых В. И. Эстетическое воспитание. М. 1979.
3. Федоренко Л. П., Г. А. Фомичева, В. К. Лотарев Методика развития речи детей дошкольного возраста, М., 1977.
4. Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 1990
5. Яновская М. Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 - с. 24-29.