Эльвира Николаевна Бартули
Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, т. е. учит сопереживать»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах : о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. [1]
Публикация «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки» размещена в разделах
Наблюдая за детьми в старшей группе, отметили, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками и помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Для решения данной проблемы изучили много литературы. Нам понравился метод сказкотерапии. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. [3]
Изучая методическую литературу, нам попалась книга Шорыгиной Т. А. «Добрые сказки». В этом пособии представлены сказки и стихи, посвященные таким человеческим чувствам и качествам, как любовь, дружба, верность, милосердие, сострадание, и др. [6]
Предположили, что если мы будем заниматься формированием нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста посредством сказки, то разовьём у детей нравственные качества. На основе выдвинутой гипотезы разработали проект ««Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Целью которого стало: Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством сказки.
Затем составили тематический план и распределили его по месяцам. Октябрь - «Что такое доброта», ноябрь – «Что такое гостеприимство», декабрь - «Что такое милосердие», январь - «Что такое правда и ложь», февраль - «Что такое верность», март - «Что такое любовь и ласка», апрель - «Что такое равнодушие и отзывчивость», май - «Что такое терпение и терпимость», июнь - «Что такое хорошо и что такое плохо». Проект получился долгосрочный. Также составили план взаимодействия с родителями и социумом.
При взаимодействии с детьми самым распространенным методом ознакомления со сказкой является чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. После прочтения сказки, важным методом при реализации проекта считаем использование беседы с элементами дискуссии, рассказа, примера. Беседуя с детьми, побуждали их думать и говорить. Дети учились справедливо оценивать поступки героев сказок, своих сверстников, учились понимать, что хорошо, что плохо. [2]
После обсуждения прочитанного, включали детей в различные виды детской деятельности. Например, ребята рисовали по мотивам сказок, рассказов, стихов или сочиняли сказку, историю из жизни. Детские работы оформлялись в альбомы детского творчества.
Также итогом деятельности стали: развлечения, концерты, акции, театральные постановки, фотоколлажи.
Развлечения «Путешествие в страну доброты» и «Русское гостеприимство», которые мы организовали для детей – это хорошая основа для обучения. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире.
За время проекта мы с ребятами показывали концерты, с целью сделать что-то доброе, доставить радость, оказать заботу и внимание окружающим людям. Запоминающимся был концерт для детей-сирот в Доме ребёнка. Дети переживали за своё выступление, но в конце остались очень довольны. В конце нашей встречи малыши тоже подарили нам небольшие сувениры. Долгое время ребята ещё вспоминали о нашей акции милосердия.
В театральных постановках или при просмотре их ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Так, наши дети подготовили несколько сказок для малышей – это «Мешок сказок», «Заюшкина избушка», «Муха-Цокотуха».
Помощь малышам – это ещё одна форма нравственного воспитания. Дети помогали малышам не только одеваться на улицу, но и катали их на санках, заклеивали книжки.
Участие в акциях: «Акция помощи бездомным животным», «Акция «Сделай кормушку и накорми птиц» формирует у детей чувство ответственности и сочувствия к братьям нашим меньшим. В акции помощи бездомным животным дети приносили корм, посуду, ткань которые были переданы представителям приюта во время встречи; делали агитационные листовки. В акции «Сделай кормушку и накорми птиц» дети вместе с родителями делали кормушки и приносили корм птицам.
Изготавливали коллажи. Благодаря этой работе дети учатся работать в коллективе, у них развивается творческая фантазия, сплоченность, а самое главное любовь и уважение к окружающим людям.
В процессе реализации данного проекта можно сделать следующие выводы. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, социум и дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их автору. У детей появилось желание не только прочитать, но и пересказать и инсценировать.
Дети приобрели: Устойчивый интерес к сказкам. Нравственные эталоны отношений и поведения. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество. Богатый багаж сказок.
Дети научились: Узнавать сказки. Пересказывать сказки. Отвечать на вопросы по содержанию сказок. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности. Бережно относиться к книгам.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и социум. Родители - первые главные учителя. Но сейчас время «трудное». Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии. [5] С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы: собрание, консультации, папки – передвижки, памятки, индивидуальные беседы, совместная деятельность с детьми
В ходе реализации проекта увеличилось количество родителей, которые считают необходимым проводить в ДОУ работу по нравственному воспитанию дошкольников; удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. У них появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. Мамы и папы оказывали активную помощь в организации экскурсий, просмотре познавательных мультфильмов. А также оказывали огромную поддержку развитию детского творчества. Родители вместе с детьми выполняли домашние задания творческого характера (придумывание загадок; оформление книги сказок, подбор иллюстраций к сказкам, конструирование сказок из бумаги, природного материала.
Большую поддержку по реализации проекта нам оказали работники библиотеки. Мы с ребятами каждый месяц посещали библиотеку, где для нас проводили программу на определённую тему в соответствии с планом.
Работая в тесном сотрудничестве с библиотекой, мы сделали вывод, что именно совместная, систематическая работа по нравственному воспитанию позволяет развивать у детей такие чувства и качества, как любовь к родителям и своей семье, уважение к старшим, любовь и интерес к Родине, желание помогать людям, что создаёт фундамент для формирования нравственных качеств в дальнейшем и предупреждает накопления ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения.
Оценивая развивающую предметно-пространственную среду можно отметить, что она пополнилась книгами, альбомами, папками с рассказами и рисунками детей.
Итак, реализация проекта «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» способствовала всестороннему развитию ребенка, а в особенности его нравственному воспитанию. Сказка является одним из самых доступных средств для нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
Таким образом, формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова, Т. П. Нравственное становление личности дошкольника : разбираем ФГОС ДО вместе / Т. П. Авдулова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 2. - С. 12-22.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2006.
3. Исаева, Е. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников / Е. Н. Исаева // Дошкольное воспитание. – 2012. – №7. – С. 19 –24.
4. Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2015. - № 3. - С. 18-26.
5. Курочкина, И. Воспитание доброжелательно-уважительных отношений в свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования / И. Курочкина /Детский сад от А до Я. - 2015. - № 2. - С. 32-39. 7
6. Шорыгина Т. А. Добрые сказки. Беседы с детьми о человеческом участии и добродетели. - Москва: Сфера, 2015. – 96 с. – (Сказки-подсказки).