Яна Шеренда
Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением новых ФГОС в начальной школе и с появлением ФГТ в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. «Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно. Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должны делать» писал Л. Н. Толстой.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников средствами фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русскому народному фольклору.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
В рамках реализации плана совместных мероприятий с собором русских города Кумертау наш детский сад принял решение возобновить работу с дошкольниками по приобщению их к русской культуре. Для этого в ДОУ имеется оформленная предметно-развивающая среда – русская горница, мини-музеи рукотворного мира, разработана программа фольклорного кружка «Зоренька» с детьми старшего возраста, пошиты детские народные костюмы, приобретены русские народные музыкальные инструменты (трещотки, ложки, рубель и т. д, имеется фонотека фольклорных произведений.
При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, мы исходим из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью.
Фонотека русского фольклора представлена широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, видеотека содержит театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, посиделки, обрядовые праздники, сезонные развлечения.
Все фольклорные жанры являются основными на моих занятиях музыкой. Цель использования их на музыкальных занятиях с детьми – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине, формированию представлений о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д.).
Так, прибаутки, используемые на музыкальных занятиях, шуточных праздниках “Ярмарка широкая”, “На Кузьминках” важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Скороговорки мы используем на музыкальных занятиях в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции, также на праздниках ‘Семёнов день”, “Капустные посиделки” и т. д.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее. Этот жанр используется не только на музыкальных занятиях, но и на календарных сезонных праздниках “Веса красна идёт”, “Осенины”, “Святочная ночь” и т. д., на прогулках.
Обрядовые песни вводят детей во взрослый мир, знакомят с его правилами, воспитывают в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает. Исполняются они не только на календарных праздниках “Параскевья осенняя”, “Кузьминки”, но и на обрядовых посиделках “Свадебный обряд”, “На завалинке”.
Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду. Этот фольклорный жанр чаще всего использую на сезонных детских праздниках “ Весна красная, лето ясное”, “Осенины”, “Октябрь – грязник” и т. д.
В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций. Также пословицы я использую как перекличку на детских праздниках (“Богатыри земли русской”, посвященный 23 февраля, фольклорный праздник “Хлеб – всему голова”, День матери и т. д).
Частушка в озорной форме рассказывает о мире, о быте, об отношениях между людьми. Чаще всего частушки исполняются на праздниках мам и бабушек, 1 апреля – день смеха, посиделках.
В своей работе мы часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Капустные посиделки». Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Праздник «Масленицу» проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц, «Встреча Весны». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» и праздник Ивана Купала.
В народных календарных праздниках активно участвуют не только дети нашего детского сада, но и младшие школьники. Они подготовили показ музыкального театра “Кошкин дом”, театрализованное представление в красочных костюмах “К нам гости пришли, дорогие пришли”, “Как на масляной неделе” и т. д.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.