Яна Шеренда
Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с введением новых ФГОС в начальной школе и с появлением ФГТ в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования. «Для того, чтобы знать, что нравственно, надо знать, что безнравственно. Для того, чтобы знать, что делать, надо знать, чего не должны делать» писал Л. Н. Толстой.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Детство – период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых – привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам. В настоящее время в нашем дошкольном учреждении появилась возможность приобщения дошкольников к русскому народному фольклору.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает «народная мудрость». Это понятие в полной мере относится к тем произведениям, которые созданы взрослыми для детей. Кроме того, сюда входят произведения, созданные самими детьми, а также перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
В рамках реализации плана совместных мероприятий с собором русских города Кумертау наш детский сад принял решение возобновить работу с дошкольниками по приобщению их к русской культуре. Для этого в ДОУ имеется оформленная предметно-развивающая среда – русская горница, мини-музеи рукотворного мира, разработана программа фольклорного кружка «Зоренька» с детьми старшего возраста, пошиты детские народные костюмы, приобретены русские народные музыкальные инструменты (трещотки, ложки, рубель и т. д, имеется фонотека фольклорных произведений.
При отборе фольклорных произведений для занятий с детьми дошкольного возраста, мы исходим из того, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью.
Фонотека русского фольклора представлена широкой палитрой жанров – прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые и плясовые песни, загадки, игры и хороводы с напевами, видеотека содержит театрализованные представления и фольклорные праздники : ярмарки, посиделки, обрядовые праздники, сезонные развлечения.
Все фольклорные жанры являются основными на моих занятиях музыкой. Цель использования их на музыкальных занятиях с детьми – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине, формированию представлений о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д.).
Так, прибаутки, используемые на музыкальных занятиях, шуточных праздниках “Ярмарка широкая”, “На Кузьминках” важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, а также логическое мышление, стимулируют познавательную деятельность.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. Скороговорки мы используем на музыкальных занятиях в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции, также на праздниках ‘Семёнов день”, “Капустные посиделки” и т. д.
Хоровод – это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Одни игры и хороводы помогают представить себя сильными, ловкими, меткими. Другие – развивают сообразительность и смекалку. Третьи – дают почувствовать себя актером и плясуном, увидеть красоту окружающего мира и воспеть ее. Этот жанр используется не только на музыкальных занятиях, но и на календарных сезонных праздниках “Веса красна идёт”, “Осенины”, “Святочная ночь” и т. д., на прогулках.
Обрядовые песни вводят детей во взрослый мир, знакомят с его правилами, воспитывают в них гуманное отношение к природе, человеку и всему, что он делает. Исполняются они не только на календарных праздниках “Параскевья осенняя”, “Кузьминки”, но и на обрядовых посиделках “Свадебный обряд”, “На завалинке”.
Заклички знакомят ребенка с миром живой природы, с ее законами, учат бережно относиться к ней и к человеческому труду. Этот фольклорный жанр чаще всего использую на сезонных детских праздниках “ Весна красная, лето ясное”, “Осенины”, “Октябрь – грязник” и т. д.
В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. На музыкальных занятиях пословицы и поговорки задают тон, вводят в тему, помогают раскрыть смысл определенных ситуаций. Также пословицы я использую как перекличку на детских праздниках (“Богатыри земли русской”, посвященный 23 февраля, фольклорный праздник “Хлеб – всему голова”, День матери и т. д).
Частушка в озорной форме рассказывает о мире, о быте, об отношениях между людьми. Чаще всего частушки исполняются на праздниках мам и бабушек, 1 апреля – день смеха, посиделках.
В своей работе мы часто используем многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игр: «Млада», «Посею лебеду на берегу», «Ой, вставала я ранёшенько» и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, позволяет им проявить фантазию, а эмоциональность народных мелодий заряжает позитивной энергией на весь день. На этих песнях, хороводах дети приобщаются к миру взрослых, где живут уважение, взаимопонимание, любовь.
Результатом моей деятельности, как музыкального руководителя, является проведение календарных и фольклорных праздников в различных группах. Стало доброй традицией проводить в нашем детском саду такие праздники как: «Капустные посиделки». Интересно проходят «Рождественские святки», где дети старших групп ходят «в гости» к детям младшего возраста с песнями, закличками, колядками. Праздник «Масленицу» проводим на улице с традиционным угощением блинами и чаем. Весенние праздники продолжают «Сороки» (прилёт птиц, «Встреча Весны». Не остаются без внимания и летние праздники: «В гости к берёзке» и праздник Ивана Купала.
В народных календарных праздниках активно участвуют не только дети нашего детского сада, но и младшие школьники. Они подготовили показ музыкального театра “Кошкин дом”, театрализованное представление в красочных костюмах “К нам гости пришли, дорогие пришли”, “Как на масляной неделе” и т. д.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит.
Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.