Лилия Кондратьева
Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Упатова Л. В.,
воспитатель МБДОУ ДС №37 «Соловушка»
г. Старый Оскол
Аннотация: в данной статье представлен практический материал из опыта работы педагогических работников дошкольного образовательного учреждения Старооскольского городского округа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. В основе опыта лежит блочный принцип организации образовательной деятельности по данному направлению работы.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования» размещена в разделах
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанной во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2025 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания указывается, что «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». [4, с. 1]
Основная образовательная программа МБДОУ ДС №37 «Соловушка» ориентируется на достижение следующих задач по патриотическому воспитанию дошкольников :
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине: о жизни своего народа, о достопримечательностях родного города, столицы, страны, а также некоторых исторических сведениях (о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, об исторических памятниках города, улиц).
2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний: в игре, художественной и трудовой деятельности, в умении бережно относится к природе, в общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. В зависимости от задач, изменяется и содержание работы в разных возрастных группах, изменяются методы и приемы воздействия на чувства детей.
Патриотическое воспитание дошкольников осуществляется в рамках основной образовательной программы МБДОУ ДС №37 «Соловушка», в режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности.
Тематическое планирование построено на основе блочного принципа, который способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причём блоки повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Отдельные блоки приурочены к конкретным датам и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.
Задачи по совершенствованию нравственно-патриотического воспитания осуществляются по блокам: «Моя семья», «Мой город», «Моя Родина – Россия», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества». Содержание блоков включает разные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
1. Блок «Моя семья». Мир ребёнка начинается с его семьи. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет его сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.
Формы работы с детьми старшего возраста: семейный клуб «Уроки мультипликации», семейный клуб «Здоровье», проекты «Моя родословная», «Герб моей семьи», фотовыставки: «Моя семья», «Мамы всякие важны, мамы разные нужны» ориентируют родителей на поддержку семейных ценностей, традиций, пропаганду материнства и детства, укрепление семьи.
2. Блок «Мой город». Дети получают сведения о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Важно привлечь внимание детей к объектам города.
Формы работы с детьми старшего возраста: проект «Мой город», составление экскурсионных маршрутов по улицам города, выставки детских рисунков «Город будущего», «Город моего детства», интеллектуальная викторина «Юные знатоки города», конкурс чтецов стихов старооскольских поэтов «Мой славный город», акция по благоустройству территории детского сада «Чистое утро».
3. Блок «Моя Родина – Россия». Дети получают географические сведения о территории России, знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн; со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Формы работы с детьми старшего возраста: викторина «Что мы знаем о Родине?», электронный плакат «Колесо истории», интерактивная игра «Путешествие по городам России», проект «Чудеса Белгородской области», конкурс патриотической песни.
4. Блок «Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сведения о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. У детей воспитывается умение понимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
Формы работы с детьми старшего возраста: проектная площадка «Формирование здорового образа жизни дошкольников через организацию проектной деятельности", проект «Аптекарский сад», проект «Красная книга природы Белгородской области», создание коллекций природных материалов родного края, посещение краеведческого музея.
5. Блок «Культура и традиции». Дети знакомятся с бытом и традициями России: гостеприимством, почитанием родителей, самобытностью русской кухни. Приобщаются к устному народному творчеству: сказкам, былинам, потешкам, праздникам и обрядам, народному декоративно-прикладному искусству.
Формы работы: православные праздники «Рождество», «Пасха», посещение музея, выставок, интерактивная игра «В гостях у Марьи-искусницы», развлечение «Детские забавы на Руси», выставка детских работ «Диво-дивное» (народные промыслы).
6. Блок «Защитники Отечества». На занятиях по этому блоку детям рассказываем о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину, знакомим детей с русскими богатырями, воспетыми в былинах, со знаменитыми российскими полководцами, рассказываем о подвигах русских солдат во время Великой Отечественной Войны.
Формы работы: проект «Этих дней не смолкнет слава», выставки рисунков «Былинные богатыри», «Военные баталии», соревнование – эстафета «Самый ловкий», целевая прогулка к памятным местам города, возложение цветов к Вечному огню, физкультурное развлечение «Защитники Отечества», праздник «Этот день Победы», встреча с ветераном ВОВ, изготовление подарков для ветеранов, создание экспозиции «Никто не забыт, ничто не забыто».
Таким образом, воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература
1. Белая, К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст] : / К. Ю. Белая - М. : 1998. 135 с.
2. Князьков, С. Ю. Патриотами не рождаются, патриотов – воспитывают. / Москва: Красная звезда, 2002. 42с.
3. Кондрыкинская, Л. А., Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Москва: ТЦ Сфера, 2006. 96с.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р г. Москва: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»