Галина Степановна Леонтьева
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи
способствовать воспитанию чувства патриотизма – любви к своей семье, детскому саду, родной природе, соотечественникам; осознанию ребенком себя как гражданина своей страны, уважительно и с гордостью относящегося к ее символике- флагу, гербу, гимну;
знакомить со своей историей, историей членов своей семьи, своего детского сада, города- по фотографиям, документам, рассказам;
формировать начала грамотного поведения, навыки бережного отношения к окружающему;
обсуждать с детьми то, как живут люди в России, какие события происходят в разных регионах, как люди помогают друг другу;
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
формировать начала экологического грамотного поведения, навыки бережного отношения к окружающему;
учить детей экономно пользоваться вещами (брать столько бумаги, пластилина, чтобы хватило на работу; уходя, гасить свет, не лить зря воду);
формировать представления о нескольких профессиях, о профессиональных принадлежностях и занятиях (о различных инструмента столяра, парикмахера, о сельскохозяйственном труде, о работе на заводах и фабриках, о работе учителей);
знакомить детей с составлением простейших планов и схем окружающего пространства (группы, участка, микрорайона);
учить вежливо вести себя за столом; соблюдать правила поведения и приличия в общественных местах;
читать произведения, посвященные различным временам года, праздничным дням, современным событиям, народные и литературные сказки;
расширять представления детей о природе, мире людей, типах взаимоотношений между ними, обогащая понятия доброты, дружбы, любви, хитрости, жадности;
способствовать развитию речевой активности через музыкальные занятия. Вести разговор о музыке в форме диалога, побуждать детей к развернутой ее интерпретации.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, я построила свою работу на основе следующих принципов:
позитивный центризм (отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцирование подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
деятельный подход;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
По окончанию работы по данной теме я ожидаю следующие результаты:
1. Испытывать чувство гордости за свою семью, проявление уважительного, заботливого отношения к пожилым родственникам.
2. Уважительное отношение к людям труда, проявление интереса к профессиям, к своему городу, испытывать чувство гордости за него. Чувство уважения к знаменитому земляку Я. Баляеву.
3. Умение уважительно относиться к гербу и флагу нашей страны, понимать, что государственные символы объединяют всех людей, живущих в данной стране.
4. Бережное отношение к природе и всему живому. Выполнение правил экологического грамотного и безопасного для здоровья человека поведения на природе и в быту.
5. Развитие способностей к непринужденному речевому общению детей друг с другом и воспитателем на основе совеместной деятельности.
6. Активное участие детей в выставках, дискуссиях, различных видах деятельности.
7. Применение полученных знаний в добрых делах и поступках на благо Родины
Анализ сформированности любви к родному городу осуществляется по следующим критериям:
1). Знания о родном городе:
а). название улицы, на которой живет ребенок, и близлежащих улиц в честь кого они названы;
б). знания особенностей экологического развития региона на доступном уровне (в городе живут шахтеры, которые добывают железную руду);
в). знание основных достопримечательностей (стела «Камень на ладони», памятник неизвестному солдату, парк А. Тунекова);
г). знание символики города (герб).
2). Отношение к Малой Родине:
а). восхищение красотой мест:
б). привязанность и гордость за свой город;
в). симпатия, уважение к людям прославивших город;
г). положительное отношение к путешествиям по городу;
д). желание узнать больше о своем городе;
е). интерес к истории города;
ж). уважительное отношение ко всем национальностям, проживающим на территории края.
3). Эстетическое восприятие родного города :
а). умение видеть прекрасное вокруг себя, рассказывать об этом;
б). способность создавать разнообразные, относительно неповторимые по содержанию и форме (оригинальные) замыслы по отражению окружающей действительности в творчестве, используя и активно перерабатывая индивидуальный опыт знакомства с родным краем.
Для получения когнитивного компонента (предполагающего наличие определенных знаний о родном городе) и эмоционального компонента: (ценностное отношение к «Малой Родине»; побуждающее к соответствующему поведению) использовались следующие методики:
1. Беседа о родном городе;
2. Проективная методика
Закончи рассказ (модификация методики Э. К. Сусловой).
В начале была проведена беседа о родном городе.
Цель: Выявить знания детей о родном городе и отношение к нему.
Беседа проводилась в непринужденной обстановке:
Как называется город, в котором ты живешь?
Как называют жителей города?
Название каких улиц ты знаешь, в честь кого они названы?
Кто считается коренными жителями города?
Какие достопримечательности ты знаешь?
Знаешь ли ты, что такое герб?
Какими видами спорта славиться наш город?
Анализ опроса показал, что:
- 80% детей знают название города,
- 20% детей путают название города с микрорайоном, в котором живут.
На вопрос любят ли свой город ответили положительно 100% детей.
На вопрос о том почему любят свой город 20% детей смогли дать ответ.
100% детей знают название улицы, на которой они живут.
50% - знают, что коренные жители- шорцы.
20% - называют коренными жителями таштагольцев.
30% - не ответили на вопрос «Кто коренные жители?».
100% - назвали достопримечательности города.
100% детей знакомы с понятием «герб».
Содержание работы
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшими окружающими. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
С младенчества ребенок слышит родную речь. у каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Сказки, загадки, пословицы, поговорки, закладывают основы любви к своему народу, к своей Родине. огромное значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет его ближайшее окружение. постепенно ребенок знакомиться с семьей, с детским садом, природой, городом, затем уже со своей страной, ее столицей и символами. Последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию представлена следующим образом:Семья-Детский сад-Природа и мы-Родной город-Страна,ее столица,символика.
Ребенок живет в пространстве семьи, поэтому он с особой силой переживает все события, с ней связанные. развивая патриотические отношения с родителями, использую культурно- историческое наследие семьи, ее мощные энергетические ресурсы. привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, я убедилась в ценности культурно-исторического соразвития мира детства и взрослости, активного, совместного с детьми участия родителей в различных видах деятельности: практико-ориентированной, поисковой, творческой, что стимулирует развитие способностей-потребностей детей и взрослых.
например, совместное с сыном Алешей познание истории родного города, семейные воскресные прогулки к памятным местам, в музей, произвели огромное впечатление на отца Алеши, что побудило его написать поэтические строки:
Враг коварный пришел
Нашу землю отнять,
Смерть свою он нашел,
И врагу не понять:
Не за страх те деды-
За свое лишь дрались,
Чтобы мы родились.
Так спасибо им всем,
Кто погиб, кто живет.
Память в вечном огне
И в сердцах не умрет!
Поведение отца в свою очередь оказало благотворное влияние на развитие патриотических чувств мальчика, что вызвало гордость за близкого человека.
Эти же чувства дети испытывают при посещении памятника Я. И. Баляеву в микрорайоне Поспелова.
Дома вместе с родителями рассматривали старые семейные альбомы фотографий, слушали рассказы своих прабабушек и прадедушек тех времен, с гордостью приносили в детский сад военные награды своих предков, чтобы показать их и рассказать о них своим друзьям в детском саду. дети стали хорошо ориентироваться в наградных орденах и медалях, узнавать их на фотографиях и иллюстрациях.
Книжный уголок начал пополняться книгами, в которых рассказывалось о подвиге нашей армии, дети пересказывали рассказы из книги Л. Кассиля, читали наизусть стихи С. Михалкова о сыновьях Матери –Родины, сражавшихся с врагом. летчиках, моряках, пехотинцах, артиллеристах. В уголке игр появились игрушечные шашки, пушки, солдатики. В минуты отдыха между «боями» дети слушали песни военной поры.
Военная тематика нашла свое отражение и на занятиях по изобразительному искусству- дети рисовали, лепили, делали поделки из природного материала.
Так к Дню Победы- 9 мая была организована выставка с использованием детских работ на тему: «Мой родственник- защитник Отечества».
Вводя детей при поддержке семьи в пространство культуры мира, я поставила перед собой задачу- ориентировать детей на ценности созидания не только на примерах прошлого, но и к контексте настоящего и будущего.
Это позволяет детям почувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем, приобрести необходимый личный опыт.
Следуя народному календарю, проводила дни радости и хорошего настроения (Макар- весноуказник, День домового). Для родителей вывешивала информацию о том, чем славиться этот день, о чем надо говорить с детьми.
С большим удовольствием родители посещают утренники, открытые занятия, и что немаловажно, сами принимают участие не только в подготовке, но и в проведении праздников. Они с удовольствием поют русские народные песни и исполняют танцы.
Праздник «День семьи» не только объединил родителей и детей : создалась атмосфера тепла и доверия во взаимоотношениях детей и родителей.
Наиболее контактные взрослые легко вступали в беседу с другими родителями. Многие из «Зрителей» стали активными участниками мероприятий в группе. Они убедились в том, что их участие в жизни детского сада нужно не потому что этого хочет воспитатель, а потому, что это важно для их собственного ребенка.
Одним из самых эффективных средств воспитания является непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками, дедушками, реализуемое в празднично-игровой, изобразительной и других видах деятельности. Я использую разнообразные методы и приемы. Среди них составление родословной.
Перед тем как дать семье такое задание, я рассказываю об истории генеалогии, нормах отображения, сведений о родстве в виде различных таблиц, росписей, досье. семья составляет смешанное восходящее родословие, указывает всех предков ребенка как по мужской так и по женской линии, и оформляют его в виде дерева.
родословное дерево выглядит красиво и наглядно. Организуется выставка семейных древ, которая вызывает большой интерес у детей и взрослых. В роли экскурсоводов выступают сами дети. Они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, повествуют об их деятельности и достижениях. У детей и взрослых побуждается интерес к познанию самих себя: они получают возможность реализовать свое право на саморазвитие.
Общеизвестно, что дети очень эмоциональны. Это эмоционально - образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свою любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет ребенку помогает обстановка праздников в детском саду.
Традиционное проводятся праздники «Русская зима», «Здравствуй Новый год», «Поздравляем защитников Отечества», «Первый весенний праздник». Летом организуется «Праздник русской березки». Воспитывая любовь и уважение к традициям и обычаям русского народа знакомлю детей с малыми фольклорными жанрами, ремеслами и промыслами.
Как привить детям любовь к народному творчеству?
На помощь приходят сказки. Ведь недаром говорят, что в них заключены мудрость и великая сила.
Не раз в гости к детям приходила бабушка- сказительница, которая встречала их в старинном русской сарафане, читала потешки, рассказывала сказки.
Я уверена: дети должны знать историю народа, и я делала все, чтобы прошлое стало достоянием детей.
Детям свойственно наглядно-образное мышление, поэтому на занятиях использую не только художественную литературу, иллюстрации, но и «Живые», наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. В оформлении каждой группы можно увидеть элементы народного творчества по типу «русской избы». Все это будит мысль ребенка, вызывает яркие эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Много интересного видят детские глаза.
Все необычное откладывается в памяти. Психологами доказано, что детские впечатления очень сильны и влияют на взрослую жизнь.
Стимул развитию детской любознательности дают экскурсии. Они вызывают живой интерес у детей, закладывают основы патриотического воспитания.
В ходе прогулок, экскурсий, походов дети учатся наблюдать, отвечать на вопросы, сравнивать и обобщать, делать выводы, общаться друг с другом и взрослыми, т. е. становятся активными участниками познавательного процесса. прогулки, походы способствуют и физическому развитию дошкольников, используя и дополняя навыки и умения, полученные на физкультуре.
Традиционными являются экскурсии в парк им. Я. Баляева, на аллею интернационалистов, на берег реки Кондома. Сначала С детьми рассматриваем карты, иллюстрации из книг «Наш город- Таштагол», обсуждаем куда пойти, зачем, что мы там увидим. Затем само путешествие и беседа с детьми о том, что они видели, поняли, что запомнилось. Свои впечатления дети выражают в рисунках, аппликациях. Так же знакомлю детей с растительным и животным миром Горной Шории. ля этого использую наборы открыток, иллюстрации, гербарии, местных растений, подборки стихов, детские рисунки, стараясь воздействовать и на сознание, и- прежде всего- на чувства детей; воображение. Я учу видеть красоту родного каря, воспитываю интерес к нему, расширяю представление о жизни природы, а также желание беречь и выращивать растения.
Особое внимание уделяю подготовке детей к целевой прогулке, экскурсии: как вести себя на природе, чем можно помочь лесу, водоему. В подготовку входит изучение «Правил туристят».
- «В лес идем без палки и камня».
- «Никого в лесу не обижаем: ни муравья, ни лягушку, ни цветок».
- «Учимся слушать тишину и музыку леса».
«Помогаем лесу и леснику». (Собираем мусор, складываем в кучи сухие ветки, собираем для поделок шишки, листья).
Здесь же на природе, дети читают стихи русских поэтов о природе, отгадывают загадки, запоминают половицы и поговорки.
Постепенно от прогулки к прогулке у детей складывается прекрасный образ природы, появляются свои любимые места в парке вдоль реки Кондома. Это тропинка вдоль березовой полянки и аллея героев.
Во время зимних экскурсий ребята научились различать деревья по кронам и ветвям. А в свободное от занятий время инсценировали по сказке Н. Павловой «Зимняя пирушка».
На прогулках по весеннему лесу дети слушали пение кукушки, чириканье воробьев на солнышке, наблюдали как набухают почки, распускаются листья, появляются первые цветы.
На музыкальных занятиях слушают музыкальные пьесы на тему «Весна». На праздниках обязательно фигурируют впечатления от увиденного, услышанного на прогулках, экскурсиях. Атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает? Почему, даже уехав из родных мест. человек вспоминает их с теплотой, рассказывает о красоте и богатстве родного края? В этом- выражение глубокой любви ко всему, что вошло в сердце как самое дорогое.
«Если скажут слово «Родина».
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…»
Для детей- это современный микрорайон Поспелова. Рядом с детским садом расположена школа, аптека, городская библиотека, музей. Дети знают, что в школе учат детей, в больнице лечат людей. Так у дошкольников появляется интерес к труду взрослых, складывается положительное отношение к представителям разных профессий. Дети наглядно видят историю своего района, города. Они говорят о своих впечатлениях, отражают их в рисунках, чертят схему маршрутов.
«Это улица моя!»- так называется экскурсия по улице Поспелова, на которой расположен детский сад.
Ребята с радостью показывали дома, где они живут. Вспоминали почему так называется улица, показали доску с фамилией человека, в честь которого назван микрорайон. Затем совершили поход в аптеку, на почту, в парикмахерскую, ателье, магазин. Познакомились с назначением этих общественных зданий и обязанностями тех, кто там работает. В нашем городе живет и работает много талантливых, заслуженных людей. Их награждают орденами, медалями. В их честь называют улицы, скверы, парки.
Чтобы дети пооблили свой город, я старалась показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости.
Мы с детьми посещали памятные места: парк им. Тунекова, парк им. Баляева, парк-аллея героев на берегу реки Кондома. Дети познакомились с достопримечательностями города, с его историей и коренными жителями. Посещали музей, выставки художественных работ, спектакли, т. е. знакомились с историей родного города.
Наш город хранит свою историю в музее этнографии и природы Горной Шории, где собраны реликвии (ценные предметы, документы, национальные костюмы, посуда, орудия труда коренного населения. Ребята рассмотрели предметы старины, красивую и нужную в хозяйстве утварь, вещи которые были необходимы нашим предкам (ткацкий станок большая ступа, жернова).
Очень интересная композиция «Изба». дети с интересом слушали рассказ о жизни деревенских жителей, о том как жили деды и прадеды, чем занимались, какой пользовались утварью, каким было устройство самой избы. На печи сидит дед, укрывшись одеялом. Бабка прядет шерсть. На столе горшок и чугунок. Рядом с печкой ухват, кочерга. На полу домотканые дорожки.
Полученные знания дети легко передают на занятиях по развитию речи, когда разучивают потешки, стихи.
На занятиях по изобразительной деятельности используют элементы русских промыслов. А приобретенные на занятиях умения используют в играх «Семья», «Русская изба».
Основным трудом наших предков было земледелие- они жили в селах, деревнях. Когда человек освоил новые виды труда и изобрел для этого разные технические приспособления (мартеновские печи) он начал работать не один, а вместе с другим людьми, т. е. коллективом.
Кроме предметов старины в музее хранятся личные вещи и орудия труда шахтеров. дети с интересом рассматривали портреты знаменитых земляков- шахтеров.
Именно в музее возникает у ребят чувство сопричастности к истории родного города, чувство гордости за свой народ. С дошкольного возраста дети должны быть уверенны в своей необходимости, ценности, индивидуальности. Формирование культуры тела, ума, души ребенка есть основа интереса к познанию, самосовершенствованию, активному мировосприятию. Непрерывность воспитания обеспечивает тесное и плодотворное сотрудничество со школой, Домом детского творчества, библиотекой.
Сотрудничество с библиотекой дало положительные результаты: дети стали приходить в выходные дни, свободно ориентируются в зале, могут спросить нужную книгу. Для родителей есть информация о памятных датах, событиях, устраиваются выставки: жанровые, авторские, художественные, есть записи народных и авторских сказок. Родители и дети не только с удовольствием посещают библиотеку, но и соблюдают правила:
- аккуратно обращаться с библиотечными книгами;
- вовремя возвращать книгу в библиотеку;
- подклеивать страницы или корешок книги, если есть в этом необходимость.
Я много внимания уделяю воспитанию эмоций.
Работая с книгами я обращаю внимание на иллюстрации, на выражение лиц персонажей в зависимости от сюжета. Уместный смех, плач, гнев, пробуждают в детях правильные ответные чувства.
Совместно с работниками библиотеки организовали и провели пушкинскую неделю: она включала выставки рисунков, ручной труд, чтение стихов. рассказывание детьми сказок.
Дети с удовольствием показывают сказки малышам, участвуют в посиделках, гаданиях.
Понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношениям к миру.
Представление о государственных символах России начинало формироваться на эмоциональной основе. каждый элемент государственных символов имеет большую смысловую нагрузку. Я обращаю внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни. Например, проходя мимо дома, на котором изображен крест, сразу понимаем: это больница. На светофоре загорелся зеленый человечек – это означает, что путь для пешехода свободен. Все это символы. свои символы флаг, герб, гимн имеют различные организации, спортивные сообщества.
С гербом России, символизирующим принадлежность к государству Российской Федерации дети постоянно встречаются в повседневной жизни. Герб изображен на паспорте, на свидетельстве о рождении. на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Знакомству с гимном предшествует предварительная беседа, как с одним из важнейших государственных символов России. С помощью музыкального руководителя определяем характер музыки гимна как величавый, торжественный.
Дети знают, что гимн слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.
Закрепить правильное представление о символике помогают беседы на следующие темы: «О чем рассказывает наш герб», «Цвета нашего флага», «Как слушают и поют гимн».
Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная, туристическая и музейная работы. Понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека усваиваются детьми во время встреч со старожилами, с местными жителями, с участниками ВОВ, с известными спортсменами.
Такие встречи организуются в библиотеке, там же есть выставки политической и художественной литературы о символах России.
Формирование у дошкольников понимания сущности и значения государственных символах Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается во время прогулки, экскурсии по городу, на занятиях, театрализованной деятельности, дидактических и подвижных игр.
Я считаю, что воспитанию патриотов и граждан России должна способствовать систематическая и целенаправленная работа по воспитанию нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.
Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:
- создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
- отбор наиболее интересного доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
- тесный контакт по данной теме со семьей, опора на её традиции и опыт.